Конспект урока
Алгебра 7 класс
Тема урока : «Решение задач с помощью систем уравнений»
Учебная задача:
закрепить у учащихся умение применять аналитические способности решения систем уравнений.
Воспитательная задача:
воспитывать у учащихся интерес к математике и активизировать их деятельность через нетрадиционные формы урока.
Развивающая задача:
развивать у учащихся умение применять способ подстановки и способ сложения при решении систем уравнений и аргументировано защищать свою позицию.
Тип урока:
урок применения знаний.
Метод:
Словесно - практический
Аннотация:
Урок был проведён в заключении изучения темы «Системы линейных уравнений с двумя переменными». Учащимся было предложено вспомнить основные этапы решения систем уравнений способом подстановки в форме судебного заседания, где учащиеся выступали не только в роли судей, но и в роли свидетелей. Прокурор должен был помочь учителю выявить уровень как теоретической, так и практической подготовки учащихся. Задача адвоката – помочь учащимся, испытывающим затруднения при ответе. Роли судьи, адвоката и прокурора исполняли учащиеся этого же класса с повышенной мотивацией к изучению математики. Семиклассники проявили на этом уроке высокую активность. Многие учащиеся не заметили, как ликвидировали пробелы в данной теме.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Заседание суда.
Учитель знакомит учащихся с исполняющими роль судьи, адвоката и прокурора.
Свидетелями по каждому делу выступают учащиеся класса. Они предлагают свое решение для каждой задачи. В случае необходимости обращаются за помощью к адвокату и отвечают на вопросы судьи и прокурора. Судья может задавать вопросы по решению задачи. Вопросы для прокурора:
- Что такое функция?
- Какая функция называется линейной?
- Что называется решением уравнения с двумя переменными?
- Какие уравнения называются равносильными?
- Что называется решением системы линейных уравнений?
- Как решить систему способом подстановки?
- В чем заключается способ сложения решения систем уравнений?
Если учащиеся решают задачу быстрее свидетеля, то они получают: первые - красную карточку, вторыми - зеленую, третьими – желтую.
№1
Прокурор: Ваша честь! Вашему вниманию предлагается следующее дело. В суд поступило уравнение 3х – 7у = 21. Необходимо сначала выразить х через у, а затем у через х.
№ 2
Прокурор: Ваша честь! В суд поступило дело о ссоре лисицы и волчицы. Каждая из них утверждает, что она способна принести большее количество детёнышей. Рассудите их.
Наибольшее число детенышей у двух лисиц и трех волчиц может быть равно 48, а у трех лисиц и двух волчиц – 52. Какое наибольшее число детенышей может быть у лисицы, а какое – у волчицы?
№3
Прокурор: Ошибка скрывается от правосудия. Координаты ее места можно узнать, решив систему уравнений:
№4
Прокурор: Адиль купил 3 банана и 2 булочки. Один банан на 20 тг дороже булочки. За всю покупку он заплатил 135 тг. Следующий покупатель берет 3 банана и 3 булочки. За эту покупку продавец запросил 160 тг. Адиль утверждает, что продавец ошибся. Прав ли Адиль?
- Итоги заседания суда.
Оценивается работа судьи, адвоката и прокурора.
Из учащихся обладатели двух красных карточек или трех зеленых оценивается на пять. У кого одна красная и зеленая, две зеленых или три желтых – получают четыре. Обладатели двух желтых карточек получают три.