Методическая разработка
открытого урока
на тему
«Решение показательных уравнений»
по дисциплине
«Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»
15.01.26 «Токарь-универсал»
Разработала преподаватель:
Дворнова Ирина Фаилевна
2019г.
Содержание
Пояснительная записка 5
План урока 7
Технологическая карта хода занятия 10
Конспект урока 14
Приложения 23
Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия» является одной из основных дисциплин, предусмотренных учебным планом для обучающихся по профессии 15.01.26 «Токарь-универсал».
Методическая разработка урока теоретического обучения составлена на основании рабочей программы «Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия».
Целью создания методической разработки является презентация опыта работы преподавателя по обеспечению условий для полноценной деятельности обучающихся на уроке (мотивации, созданию учебных ситуаций, рефлексии) в рамках изучения учебной дисциплины и оказании методической поддержки педагогам в проектировании комптентностно- ориентированного урока теоретического обучения.
Задачи:
систематизировать учебный материал занятия по учебной дисциплине;
совершенствовать структуру теоретического занятия;
пополнять фонд дидактических материалов педагога.
Разработка представляет собой методическое сопровождение урока теоретического обучения по теме «Решение показательных уравнений», которая изучается в разделе 10 «Показательная и логарифмическая функции».
Структура методической разработки:
Методическая разработка предназначается в качестве дидактического материала для преподавателей общеобразовательных дисциплин при проведении урока в учебных группах, обучающихся специальностей социально- экономического профиля.
ПЛАН УРОКА
Тема урока: Решение Показательные уравнения
Цели урока:
Образовательные:
-повторение, обобщение, систематизация знаний об общем методе решения показательных уравнений; проверка усвоения знаний на обязательном уровне; обогатить опыт учащихся в получении новых знаний на основе уже имеющихся теоретических знаний.
Развивающие:
Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления; развивать навыки самостоятельной работы, работы в группах; развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию активности, ответственного отношения к работе, самостоятельности.
Задачи урока:
Повторить основные понятия, правила, свойства показательных уравнений.
Вспомнить способы решения показательных уравнений
Уметь самостоятельно применять их в стандартных условиях, в измененных условиях и нестандартных условиях.
Организация рефлексии
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.
Методы: информационный, проблемный, частично-поисковый.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая. Межпредметные связи: экономика.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Уровень обучающихся: 1 год обучения.
Количество обучающихся: 25 чел.
Место проведения занятия: кабинет математики
Материально-техническое и дидактическое, программное оснащение
урока: компьютер, презентация, рабочие листы. план-конспект урока, учебники, задания на закрепление изученного материала, рабочие тетради, оценочные листы.
Изучив тему, обучающиеся должны:
Знать:
определение показательного уравнения;
методы решения показательных уравнений;
классификацию типов показательных уравнений по методу решения.
Уметь:
решать показательные уравнения различными способами;
применять полученные знания для решения практических задач;
организовать свою работу внутри группы;
анализировать полученную информацию;
уметь проводить взаимоконтроль и самоконтроль учебной деятельности.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, проверка подготовленности обучающихся к уроку, фиксация отсутствующих на уроке.
Эпиграфом к нашему уроку станут слова
«Уравнения — это золотой ключ, открывающий все математические сезамы» С.Коваля
Актуализация знаний
Сегодня мы закрепим и систематизируем знания и умения, полученные на предыдущих уроках по этой теме, вспомним определения и формулы, виды и методы решения показательных уравнений. Желаю вам быть активными, внимательными и объективными!
Математика как высокая винтовая лестница, чтобы подняться к вершинам знаний, нужно пройти каждую ступеньку, от 1 до последней. Ступая на каждую ступень мы попадаем на определенное задание.
Ознакомление обучающихся с условиями оценивания их деятельности в ходе занятия
- На ваших столах лежат оценочные листы. В ходе занятия, вы будете вносить количество баллов за каждое выполненное задание, самостоятельно оценивая свои знания. Я надеюсь, что ваша оценка будет объективной.
Я предлагаю 1 ступень «Легко проверить» проверяем д/з слайд (количество выполненных заданий вносим в таблицу) само проверка каждое правильное задание 1 балл
Ӏ уровень
Найти х, если 5х= .
А) 1; Б) 0; В) -1; Г) 2; Д) -2.
Найти корень уравнения 4х = 64.
А) 4; Б) 3; В) 2; Г) 1; Д) 0.
Решить уравнение .
А) 0; Б) 3; В) 1; Г) -1; Д) 4.
При каком значении х
А) 2; Б) 0; В) -2; Г) 1; Д) -1.
Решить уравнение .
А) 1; Б) ; В) ; Г) ; Д) .
Найти х, если .
А) 5; Б) 4; В) 6; Г) -4; Д) -6.
При каком значении х ?
А) -3; Б) 1; В) -2; Г) 2; Д) 3.
Решить уравнение .
А) 7; Б) 4; В) 1; Г) 5; Д) 2.
ӀӀ уровень
Найти х, если
А) 2; Б) 1; В) -1; Г) -2; Д) -3.
Указать число, которое является корнем уравнения
.
А) 3; Б) 4; В) 2; Г) -2; Д) -3.
Решить уравнение .
А) 3; Б) 1; В) 4 Г) -1; Д) 2.
При каком значении х ?
А) 3; Б) ; В) ; Г) 2; Д) 1.
Решить уравнение .
А) ; Б) ; В) ; Г) 0; Д) 1.
Найти х, если .
А) ; Б) ; В) ; Г) 4; Д) - 4.
Решить уравнение .
А) -1; Б) 1; В) -2; Г) 2; Д) 3.
Указать число, которое является корнем уравнения
.
А) 3; Б) -1; В) -2; Г) 2; Д) -3.
Таблица ответов
Номер задания Ӏ уровень | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Ответ | В | Б | Г | В | Г | В | А | Г |
Номер задания ӀӀ уровень | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Ответ | Б | В | Д | Г | А | Д | Г | В |
2 ступень «Опрос»
Какая функция называется показательной?
Свойства показательных функций?
3. Какие из перечисленных ниже функций являются показательными?
1) у = 2х 2) y = x2 3) у = ( )x 4) у = x 5) у = (x - 2)3 6) у = 7) у = 3-x (ответ: 1,3,6,7) | | | | | | |
4.Выберите возрастающие функции:
1)у=4х 6) у=(2) -Х
2)у=( )Х 7)у=( Х
3)у=3Х 8)у= 0,9Х
4)у=(0,1)Х 9) у=( Х
5)у=( ) - Х 10) у=( )Х
(Ответ: 1,3,5,9)
5.Какие методы решения показательных уравнений существует?
Молодцы, те кто отвечал, оцените себя на листочках по 1 баллу за каждый ответ.
Сейчас работаем по подгруппам. 3 ступень «Горы решений»
1)Определить метод решения показательных уравнений и решить их на доске. К доске выходят студенты решать эти уравнения. Остальные решают в тетрадях.
3х-1 -3х + 3х+1 = 63
7 2х – 6 7х –7 = 0
Решения:
Так как 3 1, то
х2 – 9х +20=0
х1 = 4, х2=5.
Ответ: х1 = 4, х2 = 5.
2. 3х-1 - 3х + 3х+1 = 72
Выносим общий множитель за скобки:
3х-1(
3х
3х = 9
3х = 32
х = 3
Ответ: х = 3.
3. 7 2х – 6 7х –7 = 0
Введем новую переменную у=7х
Получаем: у2 –6 у – 7=0
D=64
у1 = - 1 у2 = 7
Переходим к замене:
7х = -1 – не имеет решения
7х = 7
х=1
Ответ: х=1
Рассмотрим графический способ решения (слайд 12)
4 ступень «Самостоятельная работа» (решают и передают по парте, проверяет преподаватель)
5 ступень «Разминка» (если утверждение верно хлопаем, если нет встаем)
23=8 д
50=5 (1)
6*8=45 (48)
7*8=56 д
8*3=18 (24)
Половина 80 = 40 д
25% из 100 =25
Модуль 30 = -30 (30)
Квадратный корень 3 больше 2 Н
Вы молодцы ? да
6 ступень «Интересно» на слайде .
Умея решать показательные уравнения вы можете применить знания для решения задач с практической направленностью
Задание. Некоторая фирма взяла кредит в банке 80 000 у.е. под 15% годовых. Сумма возврата кредита с процентами 92000 у.е. На сколько лет взят кредит в банке?
Решение. Для расчетов экономисты применяют формулу вычисления сложных процентов.
S = s·(1+p)х,
где S – сумма возврата,
s – сумма кредита,
,
х – количество лет, на которые взят кредит.
Используя условие задачи и формулу, попытайтесь самостоятельно ответить на вопрос задачи. Кто готов ответить? Какие ответы получились у других?.. давайте сверим ваше решение с решением на доске.
90 000 = 80 000 · ( ;
90 000 = 80 000 ·( ;
( = ;
( = ; ( ; х = 1 ответ: 1 год.
7 ступень «Фантастика»
Каждому ряду предлагается столбик показательных уравнений:
Ваша задача заключается в том, чтобы расположить уравнения в порядке возрастания их корней. Сможете ли вы сразу выполнить это задание?
Следовательно, сначала необходимо решить эти уравнения. Распределите уравнения между собой и решите их. Полученные результаты обсудите и расположите уравнения в порядке возрастания их корней. При расположении уравнений, не забудьте рядом в скобках указать корни уравнения. Вам на данную работу отводится 5 мин. Будьте внимательны, проверяйте друг друга. Если хотя бы одно уравнение будет решено неверно, порядок расположения уравнений будет нарушен.
Внимательно проанализируйте ход решения каждого уравнения и найдите ошибки (анализируют, выявляют ошибки, записывают на доске правильное решение). Каким способом были решены эти уравнения? (приведением к квадратному уравнению). Если вы нашли все ошибки, то вы заработали 5 баллов, если 2 - 4б, 1 - 3б, 0 - 0 баллов. Занесите свои оценки оценочные листы.
На экране представлены 3 уравнения с решениями
9х - 26·3х - 27 = 0; 4х - 12·2х + 32 = 0; 64х – 8х – 56 = 0
(32)х - 26·3х - 27 = 0; (22)х - 12·2х + 32 = 0; (82)х– 8х – 56 = 0;
Замена: 3х = у; Замена: 2х = у; Замена: 8х = у;
у2 – 26у – 27 = 0; у2 – 12у + 32 = 0; у2 – у – 56 = 0;
D = 676 - 4·(-27)= D = 144 - 4·32 = D = 1 - 4·(-56) =
676 + 108 = 784 = 282; 144 – 128 = 16 = 42; 1 + 224 = 225 = 152.
у1,2 = ; у1,2 = ; у1,2 = ;
у1 = 27; у2 = -1 у1 = -8 у2 = -4; у1 = -7; у2 = 8
2х = 2-3; 2х = 2-2; = -7; = 81;
х = -3; х = -2. х = х= 1
последняя ступень к вершине знаний на тему «решение показательных уравнений»
4)Выполнение теста по вариантам с взаимопроверкой.
1 вариант
Найдите корень уравнения: 27х = -27
а) нет корней б) – 1 в) 0
Найдите корень уравнения: 9 -9+х=729
а) -6 б) 12 в) -12
3. Найдите корень уравнения: = 64
а) 6 б) 9 в) 0
4. Найти сумму корней уравнения
а) 1 б) -1 в) 9
5. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
а) б) (5; 7) в)
2 вариант
Найдите корень уравнения: 125х = -125
а) нет корней б) 3 в) 5
Найдите корень уравнения: 5 3 - х=125
а) -3 б) 0 в) -1
3. Найдите корень уравнения: = 49
а) - 3 б) 5 в) 1
4. Найдите сумму корней уравнения
а) – 2 б) 3 в) - 3
5. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения
а) б) (0; 1) в)
ответы к тесту:
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В-1 | а | б | в | б | а |
В-2 | а | б | в | б | а |
Давайте проверим ответы. Поменяйтесь тетрадями , проставьте баллы за каждое правильное по 1 баллу.
Последняя ступень была достигнута «Молодцы»
7. Рефлексия
Давайте вернемся к началу нашего урока и вспомним, какую цель мы ставили перед собой? (систематизировать и обобщить знания по теме показательные уравнения, отработать навыки решения уравнений различными способами и применить знания при решении практической задачи). Как вы считаете, справились мы с поставленной целью?
Да, действительно, цель урока мы сегодня с вами достигли.
Заполните пожалуйста опросный лист.
Сегодня на уроке особенно активно работали я даю вам за работу
дополнительно 5 баллов.
Преподавателю необходимо знать, насколько самостоятельно и с какой уверенностью решал обучающийся задания. Для этого обучающиеся ответят на вопросы теста (опросный лист), а затем преподаватель обработает результаты.
Фамилию подписывать не надо!
Домашняя работа.
Решить уравнение графическим способом: 3х = -х +4.
Задача: вкладчик положил 10 000 рублей на срочный вклад на 5 лет под 9,8 % годовых. Какую сумму получит вкладчик по истечении срока вклада?
Дополнительное задание: подберите (не из учебника) или придумайте сами 4 показательных уравнения, решаемые разными способами.
Таблица накопления баллов
Фамилия, имя студента_______________________________
Задания | Дополнитель- ные баллы |
| Д/З (за каждый верный ответ 1 балл) | Опрос (кто отвечал на вопросы по 1 баллу) | Работа у доски | Найти ошибки | Тест (оценивает сосед по парте) | 6 |
Кол-во баллов | | | | | | | |
Таблица накопления баллов
Фамилия, имя студента_______________________________
Задания | Дополнитель- ные баллы |
| Д/З (за каждый верный ответ 1 балл) | Опрос (кто отвечал на вопросы по 1 баллу) | Работа у доски | Найти ошибки | Тест (оценивает сосед по парте) | 6 |
Кол-во баллов | | | | | | | |
Опросный лист
№ | Вопрос | Варианты ответа (поставьте галочку) |
1 | На уроке я работал | |
2 | Своей работой на уроке я | |
3 | Урок для меня показался | |
4 | За урок я | |
5 | Моё настроение | |
6 | Материал урока мне был (несколько вариантов) | понятен не понятен полезен бесполезен интересен скучен |
7 | Домашнее задание мне кажется | легким трудным интересным о не интересным |
№ | Уравнения | Метод решения |
1 | | |
2 | | |
3 | 4х=5-х | |
4 | 36*2163х+1=1 | |
5 | | |
6 | 1/2х=х+12 | |
7 | 3х=81√3 | |
8 | 5х+1+5х+5х-1=155 | |
9 | 42х+2+4х+1=1 | |
10 | 2х+2х+2=20 | |
11 | 5*22х-7х-1=0 | |
12 | 7х+1+7х-1=350 | |