kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Решение показательных уравнений

Нажмите, чтобы узнать подробности

повторение

решение показательных уравнений

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«моя»








Методическая разработка
открытого урока
на тему

«Решение показательных уравнений»

по дисциплине

«Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»

15.01.26 «Токарь-универсал»









Разработала преподаватель:

Дворнова Ирина Фаилевна





2019г.

Содержание

  1. Пояснительная записка 5

  2. План урока 7

  3. Технологическая карта хода занятия 10

  4. Конспект урока 14

  5. Приложения 23

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия» является одной из основных дисциплин, предусмотренных учебным планом для обучающихся по профессии 15.01.26 «Токарь-универсал».

Методическая разработка урока теоретического обучения составлена на основании рабочей программы «Математика: алгебра, начала математического анализа, геометрия».

Целью создания методической разработки является презентация опыта работы преподавателя по обеспечению условий для полноценной деятельности обучающихся на уроке (мотивации, созданию учебных ситуаций, рефлексии) в рамках изучения учебной дисциплины и оказании методической поддержки педагогам в проектировании комптентностно- ориентированного урока теоретического обучения.

Задачи:

  • систематизировать учебный материал занятия по учебной дисциплине;

  • совершенствовать структуру теоретического занятия;

  • пополнять фонд дидактических материалов педагога.

Разработка представляет собой методическое сопровождение урока теоретического обучения по теме «Решение показательных уравнений», которая изучается в разделе 10 «Показательная и логарифмическая функции».

Структура методической разработки:

  • план урока;

  • технологическая карта;

  • конспект материала урока;

  • приложения.

Методическая разработка предназначается в качестве дидактического материала для преподавателей общеобразовательных дисциплин при проведении урока в учебных группах, обучающихся специальностей социально- экономического профиля.

ПЛАН УРОКА

Тема урока: Решение Показательные уравнения

Цели урока:

Образовательные:

  • -повторение, обобщение, систематизация знаний об общем методе решения показательных уравнений; проверка усвоения знаний на обязательном уровне; обогатить опыт учащихся в получении новых знаний на основе уже имеющихся теоретических знаний.

  • Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательной активности, логического мышления; развивать навыки самостоятельной работы, работы в группах; развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию активности, ответственного отношения к работе, самостоятельности.

Задачи урока:

  • Повторить основные понятия, правила, свойства показательных уравнений.

  • Вспомнить способы решения показательных уравнений

  • Уметь самостоятельно применять их в стандартных условиях, в измененных условиях и нестандартных условиях.

  • Организация рефлексии

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Методы: информационный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая. Межпредметные связи: экономика.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Уровень обучающихся: 1 год обучения.

Количество обучающихся: 25 чел.

Место проведения занятия: кабинет математики

Материально-техническое и дидактическое, программное оснащение

урока: компьютер, презентация, рабочие листы. план-конспект урока, учебники, задания на закрепление изученного материала, рабочие тетради, оценочные листы.

Изучив тему, обучающиеся должны:

Знать:

  • определение показательного уравнения;

  • методы решения показательных уравнений;

  • классификацию типов показательных уравнений по методу решения.

Уметь:

  • решать показательные уравнения различными способами;

  • применять полученные знания для решения практических задач;

  • организовать свою работу внутри группы;

  • анализировать полученную информацию;

  • уметь проводить взаимоконтроль и самоконтроль учебной деятельности.


Ход урока

Организационный момент

Приветствие, проверка подготовленности обучающихся к уроку, фиксация отсутствующих на уроке.

Эпиграфом к нашему уроку станут слова

«Уравнения — это золотой ключ, открывающий все математические сезамы» С.Коваля

Актуализация знаний

Сегодня мы закрепим и систематизируем знания и умения, полученные на предыдущих уроках по этой теме, вспомним определения и формулы, виды и методы решения показательных уравнений. Желаю вам быть активными, внимательными и объективными!

Математика как высокая винтовая лестница, чтобы подняться к вершинам знаний, нужно пройти каждую ступеньку, от 1 до последней. Ступая на каждую ступень мы попадаем на определенное задание.

Ознакомление обучающихся с условиями оценивания их деятельности в ходе занятия

- На ваших столах лежат оценочные листы. В ходе занятия, вы будете вносить количество баллов за каждое выполненное задание, самостоятельно оценивая свои знания. Я надеюсь, что ваша оценка будет объективной.


Я предлагаю 1 ступень «Легко проверить» проверяем д/з слайд (количество выполненных заданий вносим в таблицу) само проверка каждое правильное задание 1 балл

Ӏ уровень

  1. Найти х, если 5х= .

А) 1; Б) 0; В) -1; Г) 2; Д) -2.

  1. Найти корень уравнения 4х = 64.

А) 4; Б) 3; В) 2; Г) 1; Д) 0.

  1. Решить уравнение .

А) 0; Б) 3; В) 1; Г) -1; Д) 4.

  1. При каком значении х

А) 2; Б) 0; В) -2; Г) 1; Д) -1.

  1. Решить уравнение .

А) 1; Б) ; В) ; Г) ; Д) .

  1. Найти х, если .

А) 5; Б) 4; В) 6; Г) -4; Д) -6.

  1. При каком значении х ?

А) -3; Б) 1; В) -2; Г) 2; Д) 3.

  1. Решить уравнение .

А) 7; Б) 4; В) 1; Г) 5; Д) 2.

ӀӀ уровень

  1. Найти х, если

А) 2; Б) 1; В) -1; Г) -2; Д) -3.

  1. Указать число, которое является корнем уравнения

.

А) 3; Б) 4; В) 2; Г) -2; Д) -3.

  1. Решить уравнение .

А) 3; Б) 1; В) 4 Г) -1; Д) 2.

  1. При каком значении х ?

А) 3; Б) ; В) ; Г) 2; Д) 1.

  1. Решить уравнение .

А) ; Б) ; В) ; Г) 0; Д) 1.

  1. Найти х, если .

А) ; Б) ; В) ; Г) 4; Д) - 4.

  1. Решить уравнение .

А) -1; Б) 1; В) -2; Г) 2; Д) 3.

  1. Указать число, которое является корнем уравнения

.

А) 3; Б) -1; В) -2; Г) 2; Д) -3.

Таблица ответов


Номер задания

Ӏ уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

В

Б

Г

В

Г

В

А

Г

Номер задания

ӀӀ уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ

Б

В

Д

Г

А

Д

Г

В


2 ступень «Опрос»


  1. Какая функция называется показательной?

  2. Свойства показательных функций?

3. Какие из перечисленных ниже функций являются показательными?

1) у = 2х

2) y = x2

3) у = ( )x

4) у = x

5) у = (x - 2)3

6) у =

7) у = 3-x

(ответ: 1,3,6,7)




4.Выберите возрастающие функции:

1)у=4х 6) у=(2)

2)у=( )Х 7)у=( Х

3)у=3Х 8)у= 0,9Х

4)у=(0,1)Х 9) у=( Х

5)у=( ) - Х 10) у=( )Х

(Ответ: 1,3,5,9)

5.Какие методы решения показательных уравнений существует?


Молодцы, те кто отвечал, оцените себя на листочках по 1 баллу за каждый ответ.

Сейчас работаем по подгруппам. 3 ступень «Горы решений»

1)Определить метод решения показательных уравнений и решить их на доске. К доске выходят студенты решать эти уравнения. Остальные решают в тетрадях.

3х-1 -3х + 3х+1 = 63

7 – 6 7х –7 = 0

Решения:

Так как 3 1, то

х2 – 9х +20=0

х1 = 4, х2=5.

Ответ: х1 = 4, х2 = 5.

2. 3х-1 - 3х + 3х+1 = 72

Выносим общий множитель за скобки:

3х-1(
3х
3х = 9
3х = 32
х = 3
Ответ: х = 3.

3. 7 – 6 7х –7 = 0

Введем новую переменную у=7х

Получаем: у2 –6 у – 7=0

D=64

у1 = - 1 у2 = 7

Переходим к замене:

7х = -1 – не имеет решения

7х = 7

х=1

Ответ: х=1


Рассмотрим графический способ решения (слайд 12)

4 ступень «Самостоятельная работа» (решают и передают по парте, проверяет преподаватель)


5 ступень «Разминка» (если утверждение верно хлопаем, если нет встаем)

  1. 23=8 д

  2. 50=5 (1)

  3. 6*8=45 (48)

  4. 7*8=56 д

  5. 8*3=18 (24)

  6. Половина 80 = 40 д

  7. 25% из 100 =25

  8. Модуль 30 = -30 (30)

  9. Квадратный корень 3 больше 2 Н

  10. Вы молодцы ? да

6 ступень «Интересно» на слайде .

Умея решать показательные уравнения вы можете применить знания для решения задач с практической направленностью

Задание. Некоторая фирма взяла кредит в банке 80 000 у.е. под 15% годовых. Сумма возврата кредита с процентами 92000 у.е. На сколько лет взят кредит в банке?

Решение. Для расчетов экономисты применяют формулу вычисления сложных процентов.

S = s·(1+p)х,

где S – сумма возврата,

s – сумма кредита,

,

х – количество лет, на которые взят кредит.

Используя условие задачи и формулу, попытайтесь самостоятельно ответить на вопрос задачи. Кто готов ответить? Какие ответы получились у других?.. давайте сверим ваше решение с решением на доске.

90 000 = 80 000 · ( ;

90 000 = 80 000 ·( ;

( = ;

( = ; ( ; х = 1 ответ: 1 год.


7 ступень «Фантастика»

Каждому ряду предлагается столбик показательных уравнений:


Ваша задача заключается в том, чтобы расположить уравнения в порядке возрастания их корней. Сможете ли вы сразу выполнить это задание?

Следовательно, сначала необходимо решить эти уравнения. Распределите уравнения между собой и решите их. Полученные результаты обсудите и расположите уравнения в порядке возрастания их корней. При расположении уравнений, не забудьте рядом в скобках указать корни уравнения. Вам на данную работу отводится 5 мин. Будьте внимательны, проверяйте друг друга. Если хотя бы одно уравнение будет решено неверно, порядок расположения уравнений будет нарушен.


Внимательно проанализируйте ход решения каждого уравнения и найдите ошибки (анализируют, выявляют ошибки, записывают на доске правильное решение). Каким способом были решены эти уравнения? (приведением к квадратному уравнению). Если вы нашли все ошибки, то вы заработали 5 баллов, если 2 - 4б, 1 - 3б, 0 - 0 баллов. Занесите свои оценки оценочные листы.







На экране представлены 3 уравнения с решениями

9х - 26·3х - 27 = 0; 4х - 12·2х + 32 = 0; 64х – 8х – 56 = 0

(32)х - 26·3х - 27 = 0; (22)х - 12·2х + 32 = 0; (82)х– 8х – 56 = 0;

Замена: 3х = у; Замена: 2х = у; Замена: 8х = у;

у2 – 26у – 27 = 0; у2 – 12у + 32 = 0; у2 – у – 56 = 0;

D = 676 - 4·(-27)= D = 144 - 4·32 = D = 1 - 4·(-56) =

676 + 108 = 784 = 282; 144 – 128 = 16 = 42; 1 + 224 = 225 = 152.

у1,2 = ; у1,2 = ; у1,2 = ;

у1 = 27; у2 = -1 у1 = -8 у2 = -4; у1 = -7; у2 = 8

2х = 2-3; 2х = 2-2; = -7; = 81;

х = -3; х = -2. х = х= 1



последняя ступень к вершине знаний на тему «решение показательных уравнений»

4)Выполнение теста по вариантам с взаимопроверкой.

1 вариант

  1. Найдите корень уравнения: 27х = -27

а) нет корней б) – 1 в) 0

  1. Найдите корень уравнения: 9 -9+х=729

а) -6 б) 12 в) -12

3. Найдите корень уравнения: = 64

а) 6 б) 9 в) 0

4. Найти сумму корней уравнения

а) 1 б) -1 в) 9

5. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

а) б) (5; 7) в)


2 вариант


  1. Найдите корень уравнения: 125х = -125

а) нет корней б) 3 в) 5

  1. Найдите корень уравнения: 5 3 - х=125

а) -3 б) 0 в) -1

3. Найдите корень уравнения: = 49

а) - 3 б) 5 в) 1

4. Найдите сумму корней уравнения

а) – 2 б) 3 в) - 3

5. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения

а) б) (0; 1) в)


ответы к тесту:


1

2

3

4

5

В-1

а

б

в

б

а

В-2

а

б

в

б

а

Давайте проверим ответы. Поменяйтесь тетрадями , проставьте баллы за каждое правильное по 1 баллу.


Последняя ступень была достигнута «Молодцы»

7. Рефлексия

Давайте вернемся к началу нашего урока и вспомним, какую цель мы ставили перед собой? (систематизировать и обобщить знания по теме показательные уравнения, отработать навыки решения уравнений различными способами и применить знания при решении практической задачи). Как вы считаете, справились мы с поставленной целью?

Да, действительно, цель урока мы сегодня с вами достигли.

Заполните пожалуйста опросный лист.

Сегодня на уроке особенно активно работали я даю вам за работу

дополнительно 5 баллов.

Преподавателю необходимо знать, насколько самостоятельно и с какой уверенностью решал обучающийся задания. Для этого обучающиеся ответят на вопросы теста (опросный лист), а затем преподаватель обработает результаты.

Фамилию подписывать не надо!

  1. Домашняя работа.

  • Решить уравнение графическим способом: 3х = -х +4.

  • Задача: вкладчик положил 10 000 рублей на срочный вклад на 5 лет под 9,8 % годовых. Какую сумму получит вкладчик по истечении срока вклада?

  • Дополнительное задание: подберите (не из учебника) или придумайте сами 4 показательных уравнения, решаемые разными способами.







Таблица накопления баллов

Фамилия, имя студента_______________________________

Задания

Дополнитель-

ные

баллы


Д/З

(за каждый верный ответ 1 балл)

Опрос

(кто отвечал на вопросы по 1 баллу)

Работа у доски

Найти ошибки

Тест (оценивает сосед по парте)

6

Кол-во

баллов











Таблица накопления баллов

Фамилия, имя студента_______________________________

Задания

Дополнитель-

ные

баллы


Д/З

(за каждый верный ответ 1 балл)

Опрос

(кто отвечал на вопросы по 1 баллу)

Работа у доски

Найти ошибки

Тест (оценивает сосед по парте)

6

Кол-во

баллов











Опросный лист

Вопрос

Варианты ответа

(поставьте галочку)

1

На уроке я работал

  • активно

  • пассивно

2

Своей работой на уроке я

  • доволен

  • не доволен

3

Урок для меня показался

  • коротким

  • длинным

4

За урок я

  • не устал

  • устал

5

Моё настроение

  • стало лучше

  • стало хуже

6

Материал урока мне был

(несколько вариантов)

  • понятен

  • не понятен

  • полезен

  • бесполезен

  • интересен

  • скучен

7

Домашнее задание мне кажется

  • легким

  • трудным

  • интересным

о не интересным






Уравнения

Метод решения

1


2


3

4х=5-х



4

36*2163х+1=1



5


6

1/2х=х+12


7

3х=81√3


8

5х+1+5х+5х-1=155


9

42х+2+4х+1=1


10

2х+2х+2=20


11

5*2-7х-1=0


12

7х+1+7х-1=350



Просмотр содержимого презентации
«моя»

РЕШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ «Уравнения — это золотой ключ, открывающий все математические сезамы» С.Коваля

РЕШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ

«Уравнения — это золотой ключ, открывающий все математические сезамы» С.Коваля

Цель урока: Закрепить и систематизировать основные знания и умения по теме «Показательные уравнения»  Отработать навыки решения показательных уравнений различными способами.

Цель урока: Закрепить и систематизировать основные знания и умения по теме «Показательные уравнения» Отработать навыки решения показательных уравнений различными способами.

Поверим домашнее задание 1 : Ловко придумано

Поверим домашнее задание

1 : Ловко придумано

2 : «Опрос» Какое функции называется показательными?

2 : «Опрос»

Какое функции называется показательными?

Свойства показательных функций?

Свойства показательных функций?

Какие из перечисленных ниже функций являются показательными?  1) у = 2 х  2) y = x 2   3) у = () x  4) у = x  5) у = (x - 2) 3   6) у =  7) у = 3 -x    ответ: 1,3,6,7

Какие из перечисленных ниже функций являются показательными?

1) у = 2 х 2) y = x 2 3) у = () x 4) у = x 5) у = (x - 2) 3 6) у = 7) у = 3 -x

 

ответ: 1,3,6,7

Выберите возрастающие функции: 1. 6. 2. 7. 3. 8. 4. 9. 5. 10. 1 3 5 9

Выберите возрастающие функции:

1. 6.

2. 7.

3. 8.

4. 9.

5. 10.

1

3

5

9

Методы решения показательных уравнений

Методы решения показательных уравнений

  • Метод приведения к одному основанию
  • Вынесение общего множителя за скобки
  • Метод введения новой переменной
  • Графический метод
3 : «Горы решений»  3 х-1 -3 х + 3 х+1 = 63   7 2х – 67 х –7 = 0

3 : «Горы решений»

3 х-1 -3 х + 3 х+1 = 63

 

7 2х – 67 х –7 = 0

Графический метод 4 х = 5-х Решением уравнения является абсцисса точки пересечения графиков функций у = 4 х и у = 5-х Проверка: х = 1, 4 1 = 5-1, 4 = 4 (верно) Ответ: х = 1.

Графический метод

4 х = 5-х

Решением уравнения является абсцисса точки пересечения графиков функций

у = 4 х и у = 5-х

Проверка: х = 1,

4 1 = 5-1, 4 = 4 (верно)

Ответ: х = 1.

4 : «Аккуратно»

4 : «Аккуратно»

5 : «Разминка»

5 : «Разминка»

6 : «Интересно» Некоторая фирма взяла кредит в банке 80 000 у.е. под 15% годовых. Сумма возврата кредита с процентами 92000 у.е. На сколько лет взят кредит в банке?

6 : «Интересно»

Некоторая фирма взяла кредит в банке 80 000 у.е. под 15% годовых. Сумма возврата кредита с процентами 92000 у.е. На сколько лет взят кредит в банке?

Для расчетов экономисты применяют формулу вычисления сложных процентов .  S = s·(1+p) х ,  где S – сумма возврата,  s – сумма кредита,  ,  х – количество лет, на которые взят кредит  

Для расчетов экономисты применяют формулу вычисления сложных процентов . S = s·(1+p) х , где S – сумма возврата, s – сумма кредита, , х – количество лет, на которые взят кредит

 

90 000 = 80 000 · (;  90 000 = 80 000 ·(;  (= ;  ( = ; (; х = 1  ответ: 1 год  

90 000 = 80 000 · (; 90 000 = 80 000 ·(; (= ; ( = ; (; х = 1 ответ: 1 год

 

7 :«Фантастика»

7 :«Фантастика»

1 группа 2 группа 6 2 3 группа 2 2 6 3 5 3 6 1 5 3 4 1 5 1 4 4

1 группа

2 группа

6

2

3 группа

2

2

6

3

5

3

6

1

5

3

4

1

5

1

4

4

Последняя ступень «Мы умеем решать тесты»

Последняя ступень «Мы умеем решать тесты»

ответы   В-1 1 2 В-2 а а б 3 б в 4 5 в б а б а

ответы

 

В-1

1

2

В-2

а

а

б

3

б

в

4

5

в

б

а

б

а

Домашняя работа Применение показательных уравнений в других областях науки. Примеры с решениями.

Домашняя работа

Применение показательных уравнений в других областях науки. Примеры с решениями.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Решение показательных уравнений

Автор: Дворнова Ирина Фаилевна

Дата: 11.02.2021

Номер свидетельства: 572863

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Конспект урока по алгебре и началам анализа по теме:"Решение показательных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza-po-tiemie-rieshieniie-pokazatiel-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "103156"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402569488"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока на тему: "Методы решения показательных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-na-tiemu-mietody-rieshieniia-pokazatiel-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "106891"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403106752"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Презентация: "Методы решения показательных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-mietody-rieshieniia-pokazatiel-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "106896"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403107301"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока математики: "Решение показательных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-matiematiki-rieshieniie-pokazatiel-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "243773"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445799025"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Урок математики в 11 классе по теме " Решение показательных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(78) "urok-matiematiki-v-11-klassie-po-tiemie-rieshieniie-pokazatiel-nykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "134002"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416646048"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства