- Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке, чему учились? (Слайд 1) - Верно. Обратите внимание на эпиграф нашего сегодняшнего урока: «Большинство жизненных задач решаются как алгебраические уравнения: приведением их к самому простому виду». (Слайд 2) - Вы хотите узнать, кому принадлежат эти слова? -Для этого нам придётся решить ряд показательных уравнений. Рядом с каждым уравнением – буква. Решили уравнение, нашли ответ и записали букву, стоящую рядом с этим уравнением в ту клеточку таблицы, над которой записан корень этого уравнения. Понятно? (Слайд 3) Тогда приступаем к решению уравнений. -Заполнили таблицу? Все уравнения решили? Догадались, о ком идёт речь? (Слайд 4) -2 | 0 | 0,5 | 2 | -2 | 0 | -1 | Т | О | Л | С | Т | О | Й | - Действительно, автор этх мудрых слов- Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель, философ, педагог. (Слайд 5) В 1859 году он открыл одну из первых народных школ, школу для крестьянских детей. Он сам преподавал в этой школе историю, математику, показывал физические опыты. Более того, Лев Николаевич был автором учебника математики. «Арифметика» - так назывался этот учебник. Кроме различных заданий для учеников, книга содержала ряд методических указаний для учителя. - Мы сейчас решали… -Встретились ли вам среди них те, которые вызвали у вас затруднения? 3)Проверка дом. задания. -Возникали ли трудности при выполнении дом. задания? (Разбор уравнений, вызвавших трудности при выполнении д/з) -Внимательно посмотрите на экран и проверьте ответы к домашним уравнениям. -Марина, пока мы будем повторять теорию, запиши, пожалуйста, на доске решение №682(2) - Пока Марина решает уравнение, мы повторим теорию. (Слайд 6) -Проверьте решение №682(2). Какой метод применялся при его решении? -Верно! Молодцы! На доске записаны показательные уравнения. Посмотрите внимательно, подумайте хорошенько, и назовите способы, которые мы применим для решения каждого уравнения. 4Х - 3·2Х = 4 2Х²-6Х+9 = 16 2Х – 1 = √х √х – 2 = 4 2Х+2 – 22–Х = 15 27Х – 3 = 0 7Х-3 + 7Х-2 + 2·7Х-1 = 106 52Х-3 - 2·5Х-2 = 3 4Х²²+1 + 4Х² = 320 5Х – 3Х = 0 (√2)Х³-9Х = 50 - Мы все уравнения из предложенных умеем решать? (Слайд 11) -Если не умеем, надо учиться. Кто хочет попробовать сформулировать цель нашего сегодняшнего урока? 4)Изучение нового материала. -На доске записаны уравнения: 9Х – 4 ·3Х + 3 = 0 25Х - 6·5Х + 5 = 0 64Х – 8Х = 56 - Чем они похожи? -Нельзя ли ввести новую переменную, чтобы сделать наше уравнение проще? Итак, решаем 3-е уравнение. 64Х – 8Х = 56 82Х – 8Х – 56 =0 Пусть 8Х = t t2 – t -56 =0 t1 =-7 t2 = 8 8х = - 7 8Х = 8 Нет решения, т.к. х = 1 8Х0 Ответ: 1. - Внимательно посмотрите на ход решения уравнения. Все этапы понятны? -С помощью какого метода мы решили уравнение? - Это новый метод для нас? - Попробуйте самостоятельно решить уравнение: 9Х – 4 ·3Х + 3 = 0 -Давайте проверим решение этого уравнения.(Слайд 12 ) -Посмотрите на доску. Какие уравнения можно решить, введя новую переменную? - Не только эти уравнения. 5-е уравнение тоже можно решить при помощи новой переменной. 2Х+2 – 22–Х = 15 -Разложим степени на множители: 2Х·22 – 22 ·2-Х = 15 -Какое выражение можно обозначить новой переменной? 2Х = у у·4 - 4·(1/у) = 15 4у – 4/у = 15 |·у, у ≠ 0 4у2 – 4 – 15у = 0 Д = 225 + 4·4·4 = 225 + 64 =289 у1 = -1/4 у2 = 4 2Х = -1/4( нет решений) 2Х = 4 Х = 2 Ответ: 2 5)Закрепление изученного материала. -Перед вами карточки с набором показательных уравнений. Ваша задача – постараться решить как можно больше уравнений. (Слайд13 ) - Обменяйтесь тетрадями и проверьте решение своего товарища.( Слайд 14 с ответами) - Верните проверенные тетради хозяину. Просмотрите своё решение и ошибки, которые были допущены. - Кто готов проанализировать свою работу? -Какие уравнения было проще решать? _ Какой метод решения показательных уравнений пока трудноват? Ничего страшного, Значит, просто надо ещё постараться. 6)Домашнее задание (Слайд 15 ) Стр. 228 №684 №685(1) №690(1,2) + те уравнения, которые были сегодня записаны на доске, но мы их не успели решить.(На дополнит. оценку) 7)Подведение итогов урока.( Слайд 16) -Чему мы научились сегодня на уроке? -Какой метод мы применяли для решения показательных уравнений? -Оцените свою работу на уроке (Слайд 14 ) Притча о мудреце и строителях… Спасибо за урок. | - Мы учились решать показательные уравнения. - Хотим. -Да. (Решают уравнения, заполняют таблицу) 10Х = 1 «О» Х = 0 (3/4)Х = 9/16 «С» Х = 2 8Х = 2 «К» Х = 1/3 7Х = 1/49 «Т» Х = -2 5х+4 = 5 «А» Х = -3 (0,1)2Х = 0,001 «М» 2х = 3 Х = 1,5 2Х = 0,5 «Й» Х = -1 4Х = 2 «Л» Х = 0,5 - Простейшие показательные уравнения. (Отвечают). Если были вопросы или «неудобные» уравнения, то разбираем их решение. (Ученица записывает решение №682(2), остальные повторяют теорию) Функция вида у = аХ, где а0 и а ≠1 назыв. показательной функцией. Область определения показательной функции – множество действительных чисел. Область значений показательной функции – множество положительных чисел. Показательная функция ограничена снизу. Уравнение называется показательным, если переменная содержится в показателе степени. Приведение к общему основанию; - вынесение за скобки общего множителя; - деление обеих частей уравнения на отличное от нуля выражение(на правую часть) -графический метод -Метод вынесения общего множителя за скобки. (Обратить внимание на то, что 4-е уравнение не является показательным, оно иррациональное) - Мы не умеем решать 1-е,5-е,8-е уравнения. - Наша задача – научиться решать те уравнения, которые мы не умеем ещё решать, познакомиться с новым методом решения уравнений (показательных) -В этих уравнениях содержится степень числа и квадрата этого числа. - С помощью введения новой переменной. Нет. Мы уже применяли введение новой переменной при решении биквадратных уравнений и некоторых видов целых или дробно – рациональных уравнений. (решают уравнение в тетради, а 2 ученика решают это уравнение на маленьких досках. Затем они проверяют решение друг-друга) 9Х – 4 ·3Х + 3 = 0 32Х - 4·3Х + 3 = 0 Пусть 3Х = у у2 – 4у + 3 = 0 у1 = 1 у2 = 3 3Х = 1 3Х = 3 Х = 0 х = 1 Ответ: 0; 1. - 1-е, 8-е. 2Х Решают уравнения по вариантам. |