Тип урока: закрепление знаний и способов учебных действий.
Эпиграф «Где есть желание,
найдется путь».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Фронтальный опрос.
Ребята, какую тему мы сейчас изучаем? (Решение неравенств второй степени с одной переменной).
Мы сегодня будем закреплять свои знания по данной теме.
1. Дайте определение неравенства второй степени с одной переменной. (Неравенства вида ах2 + вх + с 0 и ах2 + вх + с ).
2. Выберите из данных неравенств неравенства второй степени с одной переменной. 1) х2 + 2х – 48
2) х2 – 6 ≤ 0 7) 3х - 17 х2 0
3) 7х + 2 х2 4 8) 5х2 –у 9
4) х – 3 0 9) - 3 х2 - 6х + 9
5) – 20 х2 ≤ 5
Почему не назвали 4 и 8 ? (4 – линейное неравенство, 8 – с двумя переменными)
3. Что называется решением неравенства с одной переменной? (Решением неравенства с одной переменной называется значение переменной, которое обращает его в верное числовое неравенство).
4.Что может быть решением неравенства второй степени с одной переменной? (Промежуток, число, пустое множество)
5. Что значит - решить неравенство? (Решить неравенство – значит найти все его решения или доказать, что их нет).
6. Какие неравенства называются равносильными? (Неравенства, имеющие одни и те же решения, называются равносильными. Неравенства, не имеющие решений, также считаются равносильными).
Вспомним алгоритм решения неравенств второй степени с одной переменной.
Учащиеся говорят шаги алгоритма
Алгоритм решения неравенств второй степени с одной переменной.
1. Привести неравенство к виду ах2 + вх + с 0 (ах2 + вх + с
2. Ввести функцию f (х) = ах2 + вх + с и охарактеризовать её.
3. Найти нули функции, т.е. решить уравнение f (х) = 0.
4. Отметить на оси х нули функции и изобразить схематически параболу.
5. Отметить промежутки, которые будут являться решениями данного неравенства (внимательно смотреть знак неравенства).
6. Записать ответ.
Какие знания нам здесь нужны?
Перечисляем: 1. Тождественные преобразования.
2. Свойства квадратичной функции: зависимость направления ветвей параболы от коэффициента а, свойство знакопостоянства.
3. Нахождение корней квадратного трехчлена.
4. Изображение параболы.
5.Запись числового промежутка.
III. Проверка домашнего задания
А теперь проверим домашнее задание. Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями.
Ответы записаны на доске. (Взаимопроверка в парах).
1. (- 5; 5)
2. (- ∞; - 7 ] U [ 7 ; + ∞)
3. [ -1,5; 5]
4. (- ∞; 6) U (12; + ∞)
5. (-∞; + ∞)
Отметьте в тетради (карандашом) , в каком неравенстве допущена ошибка.
IV. Решение тренировочных упражнений
а) Решение упражнений выполняется на доске и в тетради.
б) Решение упражнений выполняется на доске по карточкам (3 уч-ся).
А сейчас, ребята, вы побываете в роли учителя. Проверьте работу уч-ся, ошибки укажите.
1. Решите неравенство: х2 – 5х + 6 ( 2; 3 ).
2. Найдите множество решений неравенства: - 0,2 х2 + х – 1,2 ≤ 0 квадратичная функция, график – парабола, ветви вниз. Ответ:
3. Решите неравенство: 2х х2 . Ответ: [ 0; 2 ]
в) Решение на доске и записью в тетради
Ребята, вам всем предстоит в этом году сдавать государственные экзамены.
Рассмотрим задание из сборника для подготовки к ОГЭ
1. Найдите все целые решения неравенства, принадлежащие промежутку [ -2; 2 ]
2х2 ≤ х+ 3
9 3
2. Решите неравенство: х2 – 10х + 21
а) (- ∞; 3) U (7; + ∞)
б) (- ∞; 3 ] U [7; + ∞)
в) [ 3; 7 ]
г) ( 3; 7)
Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и проверьте решения соседа
Итак, сегодня мы решили много различных заданий. Решение каждой задачи сводилось к решению неравенства второй степени с одной переменной на основе свойств квадратичной функции.
Как вы считаете, достигнута ли она? (дети высказываются) .
Вы повторили теоретические вопросы по данной теме, применили свои знания при решении практических задач.
- Мне приятно было с вами работать, и надеюсь, что знания, полученные на уроке, вы сможете успешно применить не только при решении заданий контрольной работы, но и в дальнейшем при подготовке к ОГЭ.