Оборудование и материалы: компьютер, проектор, тесты, презентация «Решение неравенств второй степени с одной переменной», карточки.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Фронтально. По вопросам учителя.
Мотивация к учебной деятельности. Формулирование темы и цели урока.
Учитель обращается к классу: «Серьезность изучаемых в школе предметов не мешает нам творчески переосмысливать новые знания. Думая о сегодняшнем уроке, я почти случайно зарифмовала свои размышления. Послушайте, что у меня получилось, и попробуйте определить тему урока».
В математике - соотношенье между числами и выраженьями,
В них и знаки для сравнения: меньше, больше иль равно?
Я вам дам одну подсказку, вполне полезную возможно,
Мир объединяет равенство, частица «не» указывает на ……
(неравенство)
Итак, тема урока «Неравенства». С неравенствами мы с вами уже знакомились.
Давайте уточним тему урока. Какие неравенства мы будем решать?
Открываем тетради и записываем число и тему урока «Решение неравенств второй степени с одной переменной».
Цель: Обобщить и систематизировать сведения о неравенствах второй степени, способах их решения.
Почему такое внимание уделяем неравенствам второй степени? Потому что это одна из самых важных тем курса алгебры. Большое внимание неравенствам уделяется на ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому уже сейчас вы должны иметь представление о решении неравенств второй степени.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
1)Фронтальный опрос.
Какой вид имеет неравенство второй степени с одной переменной? (Неравенства вида ах2 + вх + с 0 и ах2 + вх + с . где х - переменная, а, в, с –некоторые числа, причем а≠0 называются неравенствами второй степени с одной переменной).
Что такое а, в, с?
Какие ограничения для коэффициента а? (а≠0)
Что значит решить неравенство? (Решить неравенство – значит найти все его решения или доказать, что решений нет)
2)Выберите из данных неравенств неравенства второй степени с одной переменной.
1) - х2 + 2х + 15
2) х2 – 16 ≤ 0 7) 3у - 17 х2 0
3) 7х - 2 х2 0 8) 5х2 –2х 9
4) х2 – 3 0
5) – 20 х ≤ 5
Почему не назвали 5 и 7 ? (Ответы обучающихся)
Закрепление изученного материала. Выполнение практических заданий.
Работа у доски и в тетрадях.
Решите неравенство: х2-7х+100
Комментированное решение с места.
Найдите наибольшее целое решение неравенства: – х 4
Работа с учителем. Найдите все целые решения неравенства, принадлежащие промежутку [ - 2; 2 ]
2 х2 х + 3
9 3
Работа на закрытой доске с последующей проверкой.
Найдите область определения функции:
5.Работа в парах.
А сейчас, ребята, вы побываете в роли учителя. Проверьте работу ученика 9кл., находящуюся на листе. Ошибки подчеркните.
у = - 0,2 х2 + х – 1,2 - квадратичная функция, график – парабола,
ветви вниз.
- 0,2 х2 + х – 1,2 = 0 / * ( - 5)
х2 – 5х + 6 = 0
х1 = 2 х2 = 3
2 3 х
Ответ: ( -∞; 2 ) U ( 3; + ∞)
Обсуждение ошибок, допущенных учеником.
Контроль знаний.
Тестирование с последующей взаимопроверкой.
Вариант -1.
1.Укажите решение неравенства х2−25
1)(−∞;+∞)
2) нет решений
3) (−5;5)
4) (−∞;−5)∪(5;∞)
2.Укажите неравенство, решением которого является любое число.
1) х2−64≥0 2) х2+64≤0 3) х2+64≥0 4) х2−64≤0
3.Укажите неравенство, решение которого изображено на рисунке.
1) х2-36≤0 2) х2+36≥0 3) х2−36≥0 4) х2+36≤0
4. Укажите неравенство, решение которого изображено на рисунке.
1)х2−7x 2) х2−490 3) х2−7x0 4)х2 −49
5. Найти область определения функции: у =
1) (- ∞; 0) U (4; + ∞) 2) (0; 4)
3) (- ∞; 8 ] U [2; + ∞) 4) [ 0; 4 ]
Вариант -2.
1.Укажите решение неравенства х2−640.
1) (−∞;+∞) 2) (−8;8)
3) (−∞;−8)∪(8;+∞)
4) нет решений
2.Укажите неравенство, которое не имеет решений.
1)
х2+15≥0
2)
х2−15≤0
3)
х2−15≥0
4)
х2+15≤0
3.Укажите неравенство, решение которого изображено на рисунке.
1) х2+16≥0 2) х2−16≤0 3) х2+16≤0 4) х2−16≥0
4.Укажите решение неравенства 6x−х2
1)2)3)4)
5. Найти область определения функции: у =
1) (- ∞; - 3] U [6; + ∞) 2)(- ∞; 0) U (2; + ∞)
3) (0; 2) 4) [ 0; 2 ]
Проверяем соседа.
1 вариант. 2 вариант.
3 3
3 4
3 2
3 2
2 3
Критерии оценки: «3» - 3 верных задания
«4» - 4 верных задания
«5» - 5 верных заданий
Домашнее задание.
1 уровень – Решить любые 5 неравенств второй степени на сайте «ФИПИ» из открытого банка задач.
2 уровень - № 116 (2 столбик)
IX. Рефлексия.
В качестве рефлексии учитель предлагает детям составить синквейн к уроку
«Синквейн»
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Обучающиеся по желанию могут зачитать свой синквейн классу.