kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по теме: "Решение неравенств второй степени с одной переменной".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по теме:

 «Решение неравенств второй степени с одной переменной ».  9  класс.

Девиз нашего урока – «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий».

Урок в форме пресс - конференции.

  Цели урока :

-   обобщение и систематизация знаний по неравенствам второй степени с одной переменной;

-   совершенствование практических навыков решения квадратных неравенств;

-   развитие умений самостоятельно работать, логически мыслить, навыков взаимоконтроля и самоконтроля, познавательного интереса, активности, умения общаться, общей культуры.

Оборудование:

     1)  Слова – эпиграф на доске.

     2)   Карточки с заданиями.

     3)  Таблички с указанием названий газет и журналов; нагрудные таблички      корреспондентов и руководителя научно-исследовательского института.

     4)   Компьютер.

Ход урока.

1. Вступление.

 2.   Разминка.

                  3.Решение уравнений.

                   4.Подведение итогов урока. Задание на дом.

                                                        

Благодарю всех за работу и желаю творческих успехов!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме: "Решение неравенств второй степени с одной переменной". »

Обобщающий урок по теме:

«Решение неравенств второй степени с одной переменной ». 9 класс.

Девиз нашего урока – «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий».


Урок в форме пресс - конференции.


Цели урока :

-   обобщение и систематизация знаний по неравенствам второй степени с одной переменной;

-   совершенствование практических навыков решения квадратных неравенств;

-   развитие умений самостоятельно работать, логически мыслить, навыков взаимоконтроля и самоконтроля, познавательного интереса, активности, умения общаться, общей культуры.

Оборудование:


1) Слова – эпиграф на доске.

2) Карточки с заданиями.

3) Таблички с указанием названий газет и журналов; нагрудные таблички корреспондентов и руководителя научно-исследовательского института.

4) Компьютер.

Ход урока.


  1. Вступление.


Учитель (директор НИИ). Сегодня наш класс – научно-исследовательский институт. А все вы, ученики, – сотрудники этого института. Последнее время наш институт занимается исследованиями в области изучения квадратичной функции и применения ее свойств к решению неравенств. На встречу к нам пришли корреспонденты различных изданий, которые хотят получить ответы на интересующие их вопросы.

«Литературная» газета

Как вы относитесь к поэзии ? Знаете ли вы стихи , которые воспевают «царицу наук»?

1-й чтец

О, математика земная, Гордясь, прекрасная, собой

Ты всем наукам мать родная,

И дорожат они тобой.

2-й чтец

Твои расчеты величаво

Ведут к планетам корабли

Не ради праздничной забавы,

А ради гордости Земли.

3-й чтец. Чтобы мысль людская в поколение

Несла бесценные дары,

Великих гениев творения,

Полеты в дальние миры.

4-й чтец. В веках овеяна ты славой,

Светило всех земных светил,

Тебя царицей величавой

Недаром Гаусс окрестил.

5-й чтец. Строга, логична, величава,

Стройна в полете, как стрела,

Твоя немеркнущая слава

В веках бессмертье обрела.

6-й чтец. Я славлю разум человека,

Дела его волшебных рук;

Надежду нынешнего века –

Царицу всех земных наук.


2. Разминка.

Учитель. Чтобы ознакомить наших гостей, над изучением какой темы работает наш институт, предлагаю ответить на вопросы:

  1. Какое неравенство называют неравенством второй степени с одной переменной? (приведите примеры).

  2. Что значит решить неравенство?

Журнал «Квант»

  1. Вы знаете различные способы решения неравенств второй степени с одной переменной. Что это за способы решения? Что вы можете рассказать о них?

Мы знаем два способа решения неравенств.


а) Графический способ.

1. Находят дискриминант квадратного трехчлена и выясняют, имеет ли трехчлен корни;

2. Если трехчлен имеет корни, то отмечают их на оси х и через отмеченные точки проводят схематически параболу, ветви которой направлены вверх при а 0 или вниз при а 0; если трехчлен не имеет корней, то схематически изображают параболу, расположенную в верхней полуплоскости при а 0 и в нижней при а 0;

3. Находят на оси х промежутки, для которых точки параболы расположены выше оси х ( если решают неравенство ах² + вх +с 0 или ниже оси х (если решают неравенство ах² + вх +с 0)



б) Метод интервалов.

(х-а)(х-в)…(х-с)0 или (х-а)(х-в )…(х-с)

1.Рассмотреть функцию у=(х-а)(х-в )…(х-с).

2.Найти область определения данной функции.

3. Найти нули функции, (у=0, если х=…).

4. Разбить область определения на промежутки нулями функции.

5. Установить знак функции на каждом из промежутков, выбирая по одному значению на каждом промежутке и подставляя его в функцию.

6. Выбрать те промежутки, которые удовлетворяют данному нам условию.

2) В редакцию нашего журнала пришло письмо от ученика 9-го класса. Он


убедительно просит помочь решить неравенство

- x ² + 4 x + 12≥ 0 двумя способами.


Журнал «Человек и закон»

Преступники украли в банке большую сумму денег. Их поймали, но похищенную сумму установить не удалось. Преступники категорически отказываются назвать ее, утверждая, что записали это число в виде степени и зашифровали ее показатель. Экспертам удалось узнать основание степени. Это число 10. Но ответить на вопрос, какая степень была, не могут. Преступники записали неравенство (х + 1) (х – 4)

и сказали, что показатель равен сумме всех целых решений этого неравенства.

Помогите установить похищенную сумму денег.


Газета «Досуг»

В редакцию нашей газеты пришло письмо от читателя – любителя решать задачи - с просьбой опубликовать его письмо. Он считает, что уравнение 2х2 +tх +18 = 0 не имеет корней, если t принадлежит промежутку (-12; 12). Но редакция газеты считает, что нужно проконсультироваться со специалистами.

Как вы думаете, можно ли опубликовать его письмо?


Газета «Семья»

Я подбираю материал для страницы «Изюминки». Уважаемые сотрудники НИИ, подскажите, как удобнее выполнить следующее задания:

Решите неравенства

а) 9 у² - 12 у + 4 0;

б) х ² - 9 « 0.


Газета «Шаховские вести»


В редакцию нашей газеты приходят письма от читателей с просьбой рассказать о новой форме итоговой аттестации в 9 классе. Они утверждают, что решать неравенства второй степени приходится и при выполнении других заданий. Правда ли это?


Выполним упражнения из второй части «Сборника заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе».

1. Найдите область определения выражения .

Решение. Данное выражение определено при всех значения х, при которых

3-2х-х2 0. Ученик решает полученное неравенство. Функция у = 3-2х-х2 квадратичная, её график – парабола, ветви которой направлены вниз. D = 16. По формулам корней квадратного трёхчлена ученик находит абсциссы точек, в которых парабола пересекает ось абсцисс в двух точках х = -3 и х = 1, поэтому

х .


2. При каких значениях а неравенство

х2 +(2а + 4)х + 8 а + 1 0 выполняется при всех значениях х?

Решение. Учитель говорит, что это задание является заданием с параметром а, поэтому надо сначала определить условия, при которых квадратный трёхчлен положителен при всех значениях переменной. Так как первый коэффициент положительный, то дискриминант должен быть отрицательным, т. е.

4 а2 +16 а +16 - 32 а – 4 а2 -16 а +12 а2 - 4 а + 3


Журнал « Наука и техника»

Мы бы хотели провести тестирование среди сотрудников НИИ по теме, над которой вы работаете, и сразу получить результаты.



Тест

1. х2 + 5х + 6 0

1) (- ∞; - 3) и( - 2; + ∞ ) 2) ( - 3; 2 ) 3) ( -2; +∞ ) 4) ( - ∞; - 3 )


2.2 + х + 2 0

1) (- ∞ ; ∞ ) 2) нет решений 3) ( - ∞;-1) и (-0,6; + ∞ ) 4) [-1; -0,6 )


3. -5х2 – 3х + 2 0

1) ( - ∞; -0,4 ) и ( 1; + ∞ ) 2) ( - 0,4; 1 ) и [ 10; +∞ ) 3) (- ∞ ; ∞ ) 4) нет решений

4. х ( х - ) ( х – 12 ) ≥ 0

1) ( 0; 0,25) 2) [ 12; + ∞ ) 3) ( - ∞; 0 ] и [ ; 12 ] 4) [ 0; 0,25 ] и [ 12; + ∞ )


5. 0

1) ( - ∞ ; - 5 ) и ( - 5 ; ) 2) ( - 5 ; ) и ( 7 ; + ∞ ) 3) ( ; 7 ) 4) ( 7 ; + ∞ )

4. Подведение итогов урока. Задание на дом.


Учитель. Подошла к концу наша пресс-конференция. Корреспонденты газет и журналов, получив ответы на вопросы, интересующие читателей, оформят их в виде заметок и опубликуют на страницах своих изданий. Вам, уважаемые сотрудники, научный совет поручает изучить проблему, предложенную корреспондентом журнала «Наука и техника» и в дальнейшем с результатами исследований познакомить читателей этого издания.


Домашнее задание

Тема: Решение неравенств второй степени с одной переменной

Тест

Часть 1

А1. Функция  задана графически (Рис. 1), D – дискриминант соответствующего квадратного трехчлена. Какое из высказываний верно?



3)

4)

А2. Решите неравенство  (Рис.1)

1) 2) (-2;3) 3) [-2;3] 4) 

A3. Найдите область определения функции 

 2) 3)  4)

A4. Решите неравенство 

1)  2) (-1;5) 3) (-5;1) 4) 

Часть В

В1. Найдите все решения неравенства , принадлежащие

промежутку [-1;1].

Ответ: _______________

В2. Найдите наименьшее целое значение аргумента области определения функции



Ответ: ________________




Благодарю всех за работу и желаю творческих успехов!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Обобщающий урок по теме: "Решение неравенств второй степени с одной переменной".

Автор: Сушкина Екатерина Борисовна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238537




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства