Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Встали прямо, подтянулись, И друг другу улыбнулись. Улыбнулись, поглядели, Успокоились и сели.
- Откройте, пожалуйста, тетрадки. Запишите сегодняшнее число
Мотивация к учебной деятельности.
- Прочитать тему урока: Решение задач. /Слайд 2 - Определить учебную задачу. Учиться решать задачи.
Проверка домашнего задания. - Необходимо быть внимательными, вчитываться в задание.
- Начнём работу с проверки домашнего задания. Вынесет на доску решение домашней задачи … /Слайд 3
Актуализация знаний. • Чему равна десятая часть метра? 100 : 10 = 10 (см) • Во сколько раз 1 см меньше 1 дм? 10 : 1 = 10 (раз) • На сколько 1км больше 1м? 1000 – 1 = 999 (м)
- Покажите ответы с помощью ваших цветных карточек и расположенных на стенах классной комнаты. Правильность ваших мыслей увидим на экране. - Как вы мыслили? Кто думает иначе? Почему? - Какие умения понадобились? Сделать вывод.
Изучение нового материала.
Работа в паре. (Учебник с. 28 №3)
- Прочитайте задачу.
- Что известно в задаче?
- Что нужно найти?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Во сколько действий будет решаться задача?
- Запишем краткую запись в тетрадь.
- Обсудите с соседом по парте способ решения этой задачи.
- Расскажите о своем способе решения.
- У кого в паре способы решения оказались разным? Расскажите о них.
- Запишем два способа решения задачи.
I способ.
(76+41+13) х 3 = 390
II способ.
76 х 3 + 41 х 3 + 13 х 3 = 390
- Что общего в этих способах? Чем различаются?
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Прочитайте следующую задачу.
- Что известно в задаче?
- Что нужно найти?
- Можем ли сразу ответить на вопрос задачи?
- Какое можно составить выражение для решения задачи?
- Запишите этот способ решения в тетрадь.
- Есть ли еще один способ решения данной задачи?
- Запишите его в тетрадь.
- Зачитайте вслух полученное выражение.
Самостоятельная работа
Самостоятельное решение задачи с последующей самопроверкой.
Образец выполнения работы находится на слайде презентации.
Работа в тетради. Логическая задача* (на доске) Путник в первый день прошел половину пути, во второй день половину оставшегося пути, а в третий день – остальные 12 км. Найти длину пути путника.
12 х 4 = 48 (км) Ответ: 48 км длина пути путника.
- Вижу, что задача не вызвала затруднений, поэтому и обратимся на уроке к более сложным задачам. Электронная пауза для глаз. /Слайд 4 2 Учиться выбирать схему к условию задачи. - Прочитать задание на слайде. /Слайд 5 - Определить учебную задачу.
Учиться выбирать схему к условию задачи.
- Какую работу хочу предложить? /Значок работы в паре.
Задание: Велосипедист за три дня проехал 60 км. В первый день проехал в 2 раза больше, чем во второй день, а во второй день в 3 раза меньше, чем в третий. На какой схеме правильно изображено данное условие? Какие еще вопросы можно задать?
- Какое задание было предложено? – Как вы мыслили?) - Какие еще вопросы можно задать? Вопросы: - Какое расстояние проехал велосипедист в каждый день? 1) 2 + 1 + 3 = 6 (отр.) – частей за три дня 2) 60 : 6 = 10 (км) – расстояние велосипедиста во 2 день пути 3) 10 х 2 = 20 (км) - расстояние велосипедиста в 1 день пути 4) 10 х 3 = 30 (км) - расстояние велосипедиста в 3 день пути
- На сколько км расстояние в первый день меньше, чем в третий день? 30 – 20 = 10 (км) - На сколько км расстояние в третий день больше, чем во второй день? 30 – 10 = 20 (км)
- Ответить письменно на вопрос: Какое расстояние проехал велосипедист в каждый день? / Слайд 5 (по щелчку) -Что значит, в каждый день? - Какие умения понадобятся?
2-3 пары записывают решение на листах. - Как вы мыслили? Одна из пар анализирует решение задачи. / Слайд 6 - По какому критерию оцените работу? - Кто оценил свою работу на 3 балла? Почему? - Какую задачу ставили? Сделать вывод. Музыкальная пауза. 3 Учиться выбирать вопросы к заданному действию.
У вас на столах в группе карточка с заданием. Задание для группы: Открыть учебник с. 84 № 261. Прочитать задание и решить учебную задачу.
Задание № 261. К реке подошли 48 туристов. Лодка вмещает 6 человек. Выбери вопросы, на которые можно ответить, выполнив действие 48:6 1. Сколько потребуется лодок, чтобы перевезти туристов? 2. Хватит ли трёх лодок, чтобы перевезти туристов? 3. Сколько рейсов должна сделать одна лодка? 4. Сколько времени потребуется, чтобы перевезти туристов?
- Вычислите. Какие математические законы вы использовали при решении? (переместительный закон сложения, переместительный закон умножения, сочетательный закон сложения, сочетательный закон умножения)
Физминутка
За тучку солнце спряталось, На целую минутку. А мы все дружно проведём, Физкультурную минутку! Муха, муха, цокотуха, позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, муха денежку нашла. Пошла муха на базар и купила самовар: "Приходите, тараканы, я вас чаем угощу! Угощу, угощу, я вас чаем угощу!"
Самостоятельная работа "Догони меня" (игра-соревнование)
А теперь, ребята, самое время провести самостоятельную работу "Догони меня!", где вы сами сможете оценить свои возможности, выбрав вариант. Выполнение первого варианта даёт возможность получить "3", сделав второй вариант, вы получаете "4". Ну а если вы правильно выполните задания третьего варианта, вашей оценкой будет "5".
I вариант
1. (8+4) х 5=
2. 18х4=
3. Реши задачу. Мама купила 3 ручки. Одна ручка стоит 5 рублей. Сколько денег мама заплатила за покупку?
II вариант
1.(20+16):4=
2. х3=30
3. Реши задачу. Таня купила 3 ручки по 5 рублей за каждую и 1 тетрадь за 2 рубля. Сколько стоит вся покупка?
III вариант
1. (36+16):4+20=
2. __ : 2=44
3. Реши задачу. У Вани было 87 рублей. Он купил 3 ручки и 1 тетрадь. Цена одной ручки 5 рублей. Цена одной тетради 2 рубля. Сколько денег осталось у Вани?
Подведение итогов соревнования.
Работа с учебником (с. 78 №2)
- Найдите значение каждого выражения двумя способами; а)по порядку действий; б) применяя правила вычислений.
(Примеры решаются на доске с комментированием. После решения каждого примера анализируется, какой способ удобнее для данного случая).
Включение в систему знаний и повторение.
Подставьте в пустые клетки числа так, чтобы получились верные равенства. Проверьте друг друга.
70 + ( … + 30) = 150
8 х ( … х …) = 400
… х 30 = 600
Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового узнали в решении задач?
- Каким образом математические законы помогают в решении задач?
- Что было особенно тяжело понять, выполнить?
- С чем легко справились?
Выразите своё отношение к теме урока с помощью синквейна
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (существительным).
Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных)
Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами.
Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Синоним из одного слова, который повторят суть темы.