Алгоритм решения записать в тетради: при решении задач с помощью уравнений :
1. Обозначить некоторое неизвестное число буквой и, используя условие задачи, составить уравнение с объяснением или в форме таблицы;
2. Решить это уравнение;
3. Объяснить полученный результат в соответствии со смыслом задачи и ответить на вопрос задачи.
4. Запишите ответ.
Разобрать решение задач 1, 2 пункта учебника.
4. Решение задач. Стр. 31 №154 На одном садовом участке в 5 раз больше кустов малины, чем на другом. После того как с первого участка пересадили на второй 22 куста, на обоих участкам малины стало поровну. Сколько кустов малины было на каждом участке?
О чем говорится в задаче?
Назовите ключевые слова задачи
Что выразим через х?
Составим таблицу:
Было
Стало
1
х
Х+ 22
2
5х
5х-22
По условию задачи кустов стало поровну. Составим и решим уравнение:
5х-22=х+22,
4х=44,
х=11-кустов на первом участке.
5х=11*5=55- кустов на втором участке.
Ответ: 11 кустов, 55 кустов.
Стр.31, № 159. На доске записано некоторое число. Один ученик увеличил это число а 23, а другой уменьшил на 1. Результат первого оказался в 7 раз больше, чем результат второго. Какое число записано на доске?
О чем говорится в задаче?
Что знаем про число? Как его изменил первый ученик, как другой?
Что выразим через х?
Пусть записано число х, первый увеличил на 23, т.е. (х+23), второй уменьшил на 1, т.е. (х-1). Учитывая, что результат первого стал в 7 раз больше, составим уравнение:
7(х-1)=х+23,
7х-х=23+7,
6х=30,
х=5.
Ответ: число 5 записано на доске.
Стр.31, № 160. В корзине было в 2 раза меньше винограда, чем в ящике. После того как в корзину добавили 2 кг, в ней стало винограда на 0,5 кг больше, чем в ящике. Сколько винограда было в корзине?
О чем говорится в первом предложении, во втором предложении? Что меньше? Что выразим через х?
Пусть в корзине было х кг, в ящике 2х кг. Стало в корзине (х+2)кг, в ящике (2х-0,5) кг составим и решим уравнение:
Х+2=2х-0,5,
Х=1,5(кг)-было в корзине.
Ответ: 1,5 кг.
Стр.31, №161. Один арбуз на 2 кг легче, че другой, и в 5 раз легче, чем третий. Первый и третий арбузы вместе в 3 раза тяжелее, чем второй. Найдите массу каждого арбуза.
1-х кг
2- (х+2)кг
3- 5х кг. Учитывая, что (х+5х) в 3 раза тяжелее, чем (х+2), составим и решим уравнение:
(х+2)*3=х+5х,
3х+6=6х,
3х=6,
х=2(кг)-масса первого арбуза.
Х+2=4(кг)- масса второго арбуза.
5х=10(кг)-масса третьего арбуза.
Ответ: 2кг, 4кг, 10кг.
Стр.30, №143 самостоятельно.
5 Итог урока. Повторить алгоритм решения задач с помощью уравнения.
6. Домашнее задание: № 147, 153, 162.
2урок.
Тип урока: закрепление изученного
Цель: - закрепить знания и умения решения задач с помощью уравнений, развивать логическое мышление, аккуратность, самостоятельность, умение оценивать себя.
План урока.
1. Проверить домашнее задание :№147 – краткое решение 1 ученик на доске записывает.
1-х
2-2х
3-3(2х)
4-4(3(2х))
Всего 132 рупий. Составим уравнение:
Х+2х+6х+24х=132,
33х=132,
х=4.-1 жертвователь.
2х=8- 2 жертвователь,
6х=24-3 жертвователь,
24х=96- 4 жертвователь.
Ответ: 4 рупии, 8 рупий, 24 рупии, 96 рупий.
2.Устный счет. Составьте уравнение по условию задачи:
-В одной бригаде на 5 рабочих больше, чем во второй. Сколько рабочих в каждой бригаде, если всего 77 рабочих?
-Длина прямоугольника в 2 раза больше ширины, а его периметр равен 138 см. Найти размеры прямоугольника.
- решите уравнение: а) 5-2х=0, б) х-8=-4х-9.
3. Решение задач.стр.30 №149
10%=о.1
Пусть прибыль в в первом квартале хр., во втором х+0,1хр. Учитывая, что вся прибыль составила 126000 р., составим и решим уравнение:
х+х+0,1х=126000,
21х=126000,
Х=60000(р.)- в первом квартале.
Ответ: 60000 р.
Стр.31, № 155, задача на движение по реке.
1 способТаблица. Пусть собственная скорость х км/ч, скорость течения 2км/ч, тогда:
Скорость, км/ч
Время, ч
Расстояние, км
По течению
х+2
9
9(х+2)
Против течения
х-2
11
11(х-2)
Учитывая, что путь один и тот же, составим и решим уравнение:
9(х+2)=11(х-2),
9х+18=11х-22,
-2х=-40,
Х=20 (км/ч)- собственная скорость теплохода.
2 способ. Пусть собственная скорость х км/ч, скорость течения 2 км/ч, тогда скорость по течению (х+2) км/ч, против течения (х-2) км/ч.За 9 ч по течению путь 9(х+2) км, против течения за 11 ч 11(х-2) км. Так как путь один и тот же , составим и решим уравнение:
Стр.31,3 156. Самостоятельно, 1 ученик на доске решает, потом проверка
Скорость, км/ч
Время, ч
Расстояние, км
1 машина
х+10
2
2(х+10)
2 машина
х-10
3
3(х-10)
По условию расстояние одинаково. Составим и решим уравнение:
2(х+10)=3(х-10),
2х+20=3х-30,
-х=-50,
х=50 км/ч.
х+10=60 км/ч-скорость одной машины,
х-10=40 км/ч- скорость второй машины.
Ответ: 40 км/ч, 60 км/ч.
Стр. 49, № 247. На ферме 1000 кроликов и кур, у них 3150 ног. Сколько кроликов и сколько кур на ферме?
Пусть кроликов х, кур (1000-х). У каждого кролика 4 ноги, у всех 4х ног, у курицы 2 ноги, у всех 2(1000-х) ног. Всего 3150 ног. Составим и решим уравнение:
4х+2(1000-х)=3150,
4х-2х+2000=3150,
2х=1150,
Х=1150:2,
Х=575- кроликов.
1000-х=425 –кур
Ответ: 575 кроликов и 425 кур.
4. Итог урока: повторить способы решения задач, алгоритм решения. Объявить оценки за урок.