Урок по математике в 6 классе
по теме: "Уравнения"
Учитель математики
Малиновская Галина Захаровна,
1 категория
Цели урока:
- Образовательная: повторить и обобщить знания учащихся о содержании понятия «уравнение», «корень уравнения» и связать с ними понятие и способы решения уравнения, которые известные учащимся с начальной школы и 5 класса; сформулировать представление о линейных уравнениях с одной неизвестной;
- Развивающая: развивать творческую активность, инициативу, самостоятельность, взаимопомощь при решении уравнений; формирование универсальных учебных действий ( личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- Воспитывающая: воспитывать познавательный интерес к предмету, элементы культуры общения.
Задачи урока:
- Освоение учащимися предметного (теоретического и практического) содержания по теме «Уравнения»;
- Умение применять знания и умения по теме для решения задач;
- Контроль уровня усвоения учебного материала;
- Развитие метапредметных универсальных учебных действий.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: классная доска, таблица, учебник, опорные листы, тесты, карточки-задания.
Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин.
Изд.5-е. - М.Просвещение, 2014г.
Планируемые образовательные результаты:
Знать:
- Определения уравнения, корня уравнения, линейного уравнения;
- Правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую;
- Правило умножения (деления) на одно, и тоже число, не равного нулю;
Уметь:
- Применять на практике общие приемы решения линейных уравнений с одной переменной;
- Применять изученные определения и правила при решении текстовых задач.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
- Принимать учебную задачу;
- Самостоятельно или в сотрудничестве с учителем и одноклассниками формулировать цель учебной деятельности;
- Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Познавательные:
- Осознавать познавательную задачу;
- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- Читать и слушать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия.
Коммуникативные:
- Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;
- Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения;
Личностные:
- Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- Уметь ясно, точно и грамотно излагать свои мысли.
Организационная структура урока
1 этап урока. Организационный момент.
Дидактическая задача этапа: Положительный настрой на урок. Уточнение направления актуализации изученного учебного материала.
- Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
2 этап урока. Подготовка к основному этапу занятия. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Дидактическая задача этапа: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Учитель показывает учащимся записи и задает вопрос:
- Где в этих записях выражения, а где формулы?
1) (а+в) * 2; 2) S = v*t; 3) 4*а; 4) S=а*в; 5) Р= 4*а
Учитель просит учащихся объяснить, чем отличаются выражение от формулы.
(Ответ. Формулы содержат знак равенства, а выражения содержат буквы, числа, знаки действий.)
Учитель показывает ученикам следующую запись и задает вопрос:
- Как называются такие записи?
1) х+17=45; 2) х-3=11; 3) 4*(2+х) =16; 4) 24: (х-7) =6
Ученики должны вспомнить, что это уравнения. Ученики формулируют самостоятельно тему урока. Тема урока «Уравнения».
Ученики отвечают на вопросы:
- Что называют уравнением?
(Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой, называют уравнение)
- Что называют корнем уравнения?
(Корнем уравнения называют то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство)
- Что значит решить уравнение?
(Решить уравнение- значит найти все его корни)
Учитель предлагает дидактическую игру «Блицтурнир».
Способ игры
- Класс делится на две команды
- Задания учитель читает вслух или демонстрирует на плакате.
- К доске выходят по одному ученику от каждой команды, остальные работают на местах. Тот, из работающих у доски учащийся, кто первый даст правильный ответ, приносит своей команде 1 балл. Каждая команда накапливает суммарный балл.
Задание 1.
Учитель:
-Запишите некоторые предложения при помощи математического языка. (Ученики записывают на доске, остальные – в тетрадях)
- Сумма чисел х и числа 21 равна 45;
- Произведение чисел а и в равно 6;
- Удвоенное число у равно 100;
- Разность чисел 17 и у равна 16
Задание 2.
Следующее задание «Эстафета»
Способ игры
По одному ученику выходят к доске и записывают корень уравнения. Побеждает та команда, учащиеся которой вперед решат уравнения.
1 команда 2 команда
Найдите неизвестное число.
1) х+8=79 1) 41+а =96
2) в-41=56 2) у- 24=16
3) 27 – к =11 3) 39 –п =18
4) 2х=16 4) 4а=20
5) х: 3=10 5) у: 2 = 15
3 этап урока. Усвоение новых знаний и способов действий.
Дидактическая задача этапа:
- Обеспечение восприятия, осмысление и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
Учитель переходит к объяснению переноса слагаемых из одной части уравнения в другую.
- До сих пор мы решали уравнения, используя зависимости между компонентами и результатами математических действий или свойства пропорции.
Например, решим уравнение х+17=32, используя зависимость между слагаемыми и суммой. Находим: х=32-17, х=15. Проверка: 15+17=32, 32=32.
Изучение отрицательных чисел дает возможность решить это уравнение иначе.
Прибавим к левой и правой части данного уравнения число (-17), противоположное числу 17, получим: х+17+(-17) = 32 + (-17). Так как в левой части 17+(-17)= 17-17=0, то
Можно записать х=32-17; х=15.
Получили тот же результат, что и в первом случае. Уравнение отличается тем, что слагаемое 17 перешло из левой части уравнения в правую с противоположным знаком. Решим еще одно уравнение. 9х=24 + 5х
Прибавим к обеим частям данного уравнения (-5х), 9х-5х = 24 + 5х-5х, так как 5х-5х=0, можем записать 4х = 24, х = 6.
Учитель предлагает учащимся сделать вывод самостоятельно.
Вывод. В уравнении любое слагаемое можно перенести из одной части уравнения в другую, изменив его знак на противоположный.
Работа с учебником. На странице 120-121 даны решенные уравнения. Учитель устно разбирает с учащимися примеры.
4 этап урока. Первичная проверка понимания.
Дидактическая задача этапа:
- Установление правильности осознанности усвоения нового учебного материала, выяснение пробелов и неверных представлений и их коррекция.
Учитель предлагает работу с учебником. Устно решить № 619 (а-г).
5 этап урока. Закрепление знаний и способов действий.
Дидактическая задача этапа:
- Обеспечение усвоения новых знаний, и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Закрепление новых знаний путем решения уравнений у доски.
Вызываются по 2 ученика, остальные работают на местах.
Работа с учебником. Страница 122 № 626 (а,б), № 627 (а,б)
Решенные учащимися уравнения комментируются учениками и учителем.
6 этап урока. Контроль и самопроверка знаний.
Дидактическая задача этапа:
- Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.
Ученикам раздается самостоятельная работа на листочках по вариантам на 7-10 минут.
Пример. Вариант 1
1.Решить уравнение:
а) х + 18 = 18, б) 6х = 30, в) - х = - 5
2.Найти корни уравнения:
а) х + 3 = 3х – 7, б) – ( х + 8) = 3, в) 5 – 2( 3 - х) = 11
Учитель собирает листочки.
7 этап урока. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Дидактическая задача этапа:
- Дать анализ и оценку успешности достижения цели урока.
Учитель задает вопросы по содержанию основных понятий урока (уравнение, корень уравнения и т.д.). Проводится самооценка деятельности учащихся.
У каждого на столе лежат три смайлика с разным настроением. Учитель предлагает поднять тот смайлик, который соответствует настроению ученика.
8 этап урока. Домашнее задание.
Дидактическая задача этапа:
- Обеспечение понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.
Учитель раздает карточки-задания каждому, и дает комментарий к домашнему заданию.