kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по математики в 6 классе по теме: "Уравнения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по математике в 6 классе

по теме: "Уравнения"

Учитель математики

Малиновская Галина Захаровна,

1 категория

 

Цели урока:

  1. Образовательная: повторить и обобщить знания учащихся о содержании понятия «уравнение», «корень уравнения» и связать  с ними  понятие и способы решения уравнения, которые известные учащимся с начальной школы и 5 класса; сформулировать представление о линейных уравнениях с одной неизвестной;
  2. Развивающая: развивать творческую активность, инициативу, самостоятельность, взаимопомощь при решении уравнений; формирование универсальных учебных действий ( личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  3. Воспитывающая: воспитывать познавательный интерес к предмету, элементы культуры общения.

Задачи урока:

  • Освоение учащимися предметного (теоретического и практического)  содержания по теме «Уравнения»;
  • Умение применять знания  и умения по теме для решения задач;
  • Контроль уровня усвоения учебного  материала;
  • Развитие метапредметных универсальных учебных действий.

Тип урока:  Комбинированный.

Оборудование: классная доска, таблица, учебник, опорные листы, тесты, карточки-задания.

Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин.

Изд.5-е. - М.Просвещение, 2014г.

Планируемые образовательные результаты:

Знать:

  • Определения уравнения, корня уравнения, линейного уравнения;
  • Правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую;
  • Правило умножения (деления) на одно,  и тоже число, не равного нулю;

Уметь:

  • Применять на практике общие приемы решения линейных уравнений с одной переменной;
  • Применять изученные определения и правила при решении текстовых задач.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

  • Принимать учебную задачу;
  • Самостоятельно или в сотрудничестве с учителем и одноклассниками формулировать цель учебной деятельности;
  • Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные:

  • Осознавать познавательную задачу;
  • Строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • Читать и слушать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия.

Коммуникативные:

  • Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;
  • Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения;

Личностные:

  • Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
  • Уметь ясно, точно и  грамотно излагать свои мысли.

Организационная структура урока

1 этап урока. Организационный момент.

Дидактическая задача этапа: Положительный настрой на урок. Уточнение направления актуализации изученного учебного материала.

- Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

2 этап урока. Подготовка к основному этапу занятия. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Дидактическая  задача этапа: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

 Учитель показывает учащимся записи и задает вопрос:

- Где в этих записях выражения, а где формулы? 

1) (а+в) * 2; 2) S = v*t; 3) 4*а;  4)  S=а*в;   5)  Р= 4*а

Учитель просит учащихся объяснить, чем отличаются выражение от формулы.

(Ответ. Формулы содержат знак равенства, а выражения содержат буквы, числа, знаки действий.)

Учитель показывает ученикам  следующую запись и задает вопрос:

- Как называются такие записи?

1) х+17=45;  2) х-3=11; 3) 4*(2+х) =16; 4) 24: (х-7) =6

Ученики должны вспомнить, что это уравнения. Ученики формулируют самостоятельно тему урока. Тема урока «Уравнения».

Ученики отвечают на вопросы:

  1. Что называют уравнением?

(Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой, называют уравнение)

  1. Что называют корнем уравнения?

(Корнем уравнения называют то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство)

  1. Что значит решить уравнение?

     (Решить уравнение- значит найти все его корни)

Учитель предлагает дидактическую игру «Блицтурнир».

Способ игры

  1. Класс делится на две команды
  2. Задания учитель читает вслух или демонстрирует на плакате.
  3. К доске выходят по одному ученику от каждой команды, остальные работают на местах. Тот,  из работающих у доски учащийся, кто первый даст правильный ответ, приносит своей команде 1 балл. Каждая команда накапливает суммарный балл.

Задание 1.

Учитель:

-Запишите некоторые предложения при помощи математического языка. (Ученики записывают на доске, остальные – в тетрадях)

  1. Сумма чисел х и числа 21 равна 45;
  2. Произведение чисел а и в равно 6;
  3. Удвоенное число у равно 100;
  4. Разность чисел 17 и у равна 16

Задание 2.

Следующее задание «Эстафета»

Способ игры

По одному ученику выходят к доске и записывают корень уравнения. Побеждает та команда, учащиеся которой вперед решат уравнения.

1 команда                                                       2 команда

Найдите неизвестное число.

1) х+8=79                                                    1) 41+а =96

2) в-41=56                                                   2) у- 24=16

3) 27 – к =11                                               3) 39 –п =18

4) 2х=16                                                      4) 4а=20

5) х: 3=10                                                     5) у: 2 = 15

3 этап урока. Усвоение новых знаний и способов действий.

Дидактическая задача этапа:

  • Обеспечение восприятия, осмысление и  первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Учитель переходит к объяснению переноса слагаемых из одной части уравнения в другую.

- До сих пор мы решали уравнения, используя зависимости между компонентами и результатами математических действий или свойства пропорции.

Например, решим уравнение х+17=32, используя зависимость между слагаемыми и суммой. Находим:   х=32-17, х=15. Проверка: 15+17=32, 32=32.

Изучение отрицательных чисел дает возможность решить это уравнение иначе.

Прибавим к левой и правой части данного уравнения  число (-17), противоположное числу 17, получим:  х+17+(-17) = 32 + (-17). Так как в левой части 17+(-17)= 17-17=0, то

Можно записать   х=32-17; х=15.

Получили тот же результат, что и в первом случае. Уравнение отличается тем, что слагаемое 17 перешло из левой части уравнения в правую с противоположным знаком. Решим еще одно уравнение.    9х=24 + 5х

Прибавим к обеим частям данного уравнения   (-5х),   9х-5х = 24 + 5х-5х, так как 5х-5х=0, можем записать  4х = 24, х = 6.

Учитель предлагает учащимся сделать вывод самостоятельно.

Вывод. В уравнении любое слагаемое можно перенести из одной части уравнения в другую, изменив его знак на противоположный.

Работа с учебником. На странице 120-121 даны решенные уравнения. Учитель устно разбирает с учащимися  примеры.

4 этап урока. Первичная проверка понимания.

Дидактическая задача этапа:

  • Установление правильности осознанности усвоения нового учебного материала, выяснение пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Учитель предлагает работу с учебником. Устно решить № 619 (а-г).

5 этап урока. Закрепление знаний и способов действий.

Дидактическая задача этапа:

  • Обеспечение усвоения новых знаний, и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Закрепление новых знаний путем решения уравнений у доски.

Вызываются по 2 ученика, остальные работают на местах.

Работа с учебником.  Страница 122 № 626 (а,б), № 627 (а,б)

Решенные  учащимися уравнения комментируются учениками и учителем.

 

6 этап урока. Контроль и самопроверка знаний.

Дидактическая задача этапа:

  • Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Ученикам раздается самостоятельная работа на листочках по вариантам на 7-10 минут.

Пример. Вариант 1

1.Решить уравнение:

а) х + 18 = 18,       б) 6х = 30,  в)  - х = - 5

2.Найти корни уравнения:

 а) х + 3 = 3х – 7,   б) – ( х + 8) = 3,    в) 5 – 2( 3 - х) = 11

Учитель собирает листочки.

7 этап урока. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Дидактическая задача этапа:

  • Дать анализ и оценку успешности достижения цели урока.

Учитель задает вопросы по содержанию основных понятий урока  (уравнение, корень уравнения и т.д.). Проводится самооценка деятельности учащихся.

У каждого на столе лежат три смайлика с разным настроением. Учитель предлагает поднять тот смайлик, который соответствует  настроению ученика.

8 этап урока. Домашнее задание.

Дидактическая задача этапа:

  • Обеспечение понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.

Учитель раздает карточки-задания каждому, и дает комментарий к домашнему заданию.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по математики в 6 классе по теме: "Уравнения" »

Урок по математике в 6 классе

по теме: «Уравнения»



Учитель математики

Малиновская Галина Захаровна,

1 категория



Цели урока:

  1. Образовательная: повторить и обобщить знания учащихся о содержании понятия «уравнение», «корень уравнения» и связать с ними понятие и способы решения уравнения, которые известные учащимся с начальной школы и 5 класса; сформулировать представление о линейных уравнениях с одной неизвестной;

  2. Развивающая: развивать творческую активность, инициативу, самостоятельность, взаимопомощь при решении уравнений; формирование универсальных учебных действий ( личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

  3. Воспитывающая: воспитывать познавательный интерес к предмету, элементы культуры общения.


Задачи урока:

    • Освоение учащимися предметного (теоретического и практического) содержания по теме «Уравнения»;

    • Умение применять знания и умения по теме для решения задач;

    • Контроль уровня усвоения учебного материала;

    • Развитие метапредметных универсальных учебных действий.


Тип урока: Комбинированный.


Оборудование: классная доска, таблица, учебник, опорные листы, тесты, карточки-задания.

Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин.

Изд.5-е. - М.Просвещение, 2014г.


Планируемые образовательные результаты:

Знать:

  • Определения уравнения, корня уравнения, линейного уравнения;

  • Правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую;

  • Правило умножения (деления) на одно, и тоже число, не равного нулю;

Уметь:

  • Применять на практике общие приемы решения линейных уравнений с одной переменной;

  • Применять изученные определения и правила при решении текстовых задач.


Универсальные учебные действия:


Регулятивные:

  • Принимать учебную задачу;

  • Самостоятельно или в сотрудничестве с учителем и одноклассниками формулировать цель учебной деятельности;

  • Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные:

  • Осознавать познавательную задачу;

  • Строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • Читать и слушать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия.

Коммуникативные:

  • Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;

  • Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения;

Личностные:

  • Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

  • Уметь ясно, точно и грамотно излагать свои мысли.



Организационная структура урока


1 этап урока. Организационный момент.

Дидактическая задача этапа: Положительный настрой на урок. Уточнение направления актуализации изученного учебного материала.

- Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

2 этап урока. Подготовка к основному этапу занятия. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Дидактическая задача этапа: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.


Учитель показывает учащимся записи и задает вопрос:

- Где в этих записях выражения, а где формулы?

1) (а+в) * 2; 2) S = v*t; 3) 4*а; 4) S=а*в; 5) Р= 4*а

Учитель просит учащихся объяснить, чем отличаются выражение от формулы.

(Ответ. Формулы содержат знак равенства, а выражения содержат буквы, числа, знаки действий.)

Учитель показывает ученикам следующую запись и задает вопрос:

- Как называются такие записи?

1) х+17=45; 2) х-3=11; 3) 4*(2+х) =16; 4) 24: (х-7) =6


Ученики должны вспомнить, что это уравнения. Ученики формулируют самостоятельно тему урока. Тема урока «Уравнения».

Ученики отвечают на вопросы:

  1. Что называют уравнением?

(Равенство, содержащее неизвестное число, обозначенное буквой, называют уравнение)

  1. Что называют корнем уравнения?

(Корнем уравнения называют то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство)

  1. Что значит решить уравнение?

(Решить уравнение- значит найти все его корни)


Учитель предлагает дидактическую игру «Блицтурнир».

Способ игры

  1. Класс делится на две команды

  2. Задания учитель читает вслух или демонстрирует на плакате.

  3. К доске выходят по одному ученику от каждой команды, остальные работают на местах. Тот, из работающих у доски учащийся, кто первый даст правильный ответ, приносит своей команде 1 балл. Каждая команда накапливает суммарный балл.


Задание 1.

Учитель:

-Запишите некоторые предложения при помощи математического языка. (Ученики записывают на доске, остальные – в тетрадях)

  1. Сумма чисел х и числа 21 равна 45;

  2. Произведение чисел а и в равно 6;

  3. Удвоенное число у равно 100;

  4. Разность чисел 17 и у равна 16

Задание 2.

Следующее задание «Эстафета»

Способ игры

По одному ученику выходят к доске и записывают корень уравнения. Побеждает та команда, учащиеся которой вперед решат уравнения.

1 команда 2 команда


Найдите неизвестное число.

1) х+8=79 1) 41+а =96

2) в-41=56 2) у- 24=16

3) 27 – к =11 3) 39 –п =18

4) 2х=16 4) 4а=20

5) х: 3=10 5) у: 2 = 15


3 этап урока. Усвоение новых знаний и способов действий.

Дидактическая задача этапа:

  • Обеспечение восприятия, осмысление и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Учитель переходит к объяснению переноса слагаемых из одной части уравнения в другую.

- До сих пор мы решали уравнения, используя зависимости между компонентами и результатами математических действий или свойства пропорции.

Например, решим уравнение х+17=32, используя зависимость между слагаемыми и суммой. Находим: х=32-17, х=15. Проверка: 15+17=32, 32=32.

Изучение отрицательных чисел дает возможность решить это уравнение иначе.

Прибавим к левой и правой части данного уравнения число (-17), противоположное числу 17, получим: х+17+(-17) = 32 + (-17). Так как в левой части 17+(-17)= 17-17=0, то

Можно записать х=32-17; х=15.

Получили тот же результат, что и в первом случае. Уравнение отличается тем, что слагаемое 17 перешло из левой части уравнения в правую с противоположным знаком. Решим еще одно уравнение. 9х=24 + 5х

Прибавим к обеим частям данного уравнения (-5х), 9х-5х = 24 + 5х-5х, так как 5х-5х=0, можем записать 4х = 24, х = 6.

Учитель предлагает учащимся сделать вывод самостоятельно.

Вывод. В уравнении любое слагаемое можно перенести из одной части уравнения в другую, изменив его знак на противоположный.


Работа с учебником. На странице 120-121 даны решенные уравнения. Учитель устно разбирает с учащимися примеры.



4 этап урока. Первичная проверка понимания.

Дидактическая задача этапа:

  • Установление правильности осознанности усвоения нового учебного материала, выяснение пробелов и неверных представлений и их коррекция.


Учитель предлагает работу с учебником. Устно решить № 619 (а-г).


5 этап урока. Закрепление знаний и способов действий.

Дидактическая задача этапа:

  • Обеспечение усвоения новых знаний, и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Закрепление новых знаний путем решения уравнений у доски.

Вызываются по 2 ученика, остальные работают на местах.

Работа с учебником. Страница 122 № 626 (а,б), № 627 (а,б)

Решенные учащимися уравнения комментируются учениками и учителем.


6 этап урока. Контроль и самопроверка знаний.

Дидактическая задача этапа:

  • Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.


Ученикам раздается самостоятельная работа на листочках по вариантам на 7-10 минут.

Пример. Вариант 1

    1. Решить уравнение:

а) х + 18 = 18, б) 6х = 30, в) - х = - 5

    1. Найти корни уравнения:

а) х + 3 = 3х – 7, б) – ( х + 8) = 3, в) 5 – 2( 3 - х) = 11


Учитель собирает листочки.


7 этап урока. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Дидактическая задача этапа:

  • Дать анализ и оценку успешности достижения цели урока.

Учитель задает вопросы по содержанию основных понятий урока (уравнение, корень уравнения и т.д.). Проводится самооценка деятельности учащихся.

У каждого на столе лежат три смайлика с разным настроением. Учитель предлагает поднять тот смайлик, который соответствует настроению ученика.


8 этап урока. Домашнее задание.

Дидактическая задача этапа:

  • Обеспечение понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.


Учитель раздает карточки-задания каждому, и дает комментарий к домашнему заданию.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по математики в 6 классе по теме: "Уравнения"

Автор: Малиновская Галина Захаровна

Дата: 07.12.2014

Номер свидетельства: 140338

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Методическая разработка урока математики во 2 классе. "
    ["seo_title"] => string(58) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-matiematiki-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "173452"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423996316"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Разработка урока математики  на тему   «Решение задач на движение» "
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka-uroka-matiematiki-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-dvizhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "195503"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427910409"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Методическая разработка урока математики в 4 классе по теме: «Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, вычитаемым. Упрощение уравнений»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_matematiki_v_4_klasse_po_teme_reshenie_uravnenii"
    ["file_id"] => string(6) "620033"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1670861057"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Разработка урока математики тема: "Уравнение" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(54) "razrabotka-uroka-matiematiki-tiema-uravnieniie-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "168725"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423292016"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Методическая разработка урока математики в 9 классе на тему: "Решение квадратных уравнений" "
    ["seo_title"] => string(101) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-matiematiki-v-9-klassie-na-tiemu-rieshieniie-kvadratnykh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "241395"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445245240"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1390 руб.
1980 руб.
1490 руб.
2130 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1650 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства