Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по высшей математике»
Разработка урока по высшей математике
Тема: Матрицы и их использование в решении прикладных задач
Актуальность темы
Традиционный подход к определению целей обучения ориентирует на объём знаний: чем больше знаний приобрёл ученик, тем выше уровень его образованности. Компетентностный подход, указывает: уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем или задач, коммуникативная компетентность и информационная компетентность. Значение знаний при этом не исключается, но акцентируется внимание на способности учащегося использовать полученные знания.
Теория матриц имеет широкое применение, как в самой математике, так и в ее приложениях. Это очень удобный и часто используемый в самых разнообразных исследованиях математический аппарат.
Эпиграфом к уроку будут:
слова Ньютона:
«При изучении наук примеры не менее поучительны, нежели правила»
и слова М.В. Ломоносова:
«Примеры учат больше, чем теория».
Цели урока:
обобщить и оценить знания учащихся по данной теме;
проверить умения учащихся применять правила выполнения операций с матрицами;
прививать интерес к дисциплине, путем понимания ее актуальности в развитии практических компетенций.
Методы и приемы: словесный, наглядный.
По типу: урок обобщения и актуализации знаний.
Оборудование: учебная доска, ПК, раздаточный материал (карточки с разноуровневыми заданиями, листы учета знаний), карточки с основными формулами.
План урока
Повторение основных понятий теории матриц.
Выполнение операций с матрицами.
Решение прикладных задач с использованием матриц.
Ход урока
1 этап Организационный момент: учащиеся занимают свои места, староста называет отсутствующих; преподаватель объявляет тему урока, эпиграф и план урока; учащиеся записывают тему и план в тетради для выполнения практических работ.
Преподаватель раздает учащимся Листы учета знаний, предлагает записать на них свои фамилии и напоминает правила их заполнения.
2 этап Комбинированная работа группы (письменная и устная работа; работа у доски, работа за ПК, работа по карточкам):
Письменная и устная работа
1) учащимся предлагается записать в тетрадь определение матрицы, ее запись в развернутом виде и в краткой форме; назвать значение используемых при записи обозначений; несколько человек (два - три) зачитывают записанное определение вслух.
Открывается сторона доски, где приведена требуемая запись матрицы. Учащиеся сверяют свой вариант ответа с требуемым:
Записать матрицу
А mxu = ()] (1)
А = (а i j ) (2)
учащимся предлагается записать в тетрадь названиявидов матриц, используя при этом подсказку, выполненную в виде кроссворда;
Матрица бывает
н у л е в а я
е д и н и ч н а я
к в а д р а т н а я
т р е у г о л ь н а я
т р а н с п о н и р о в а н н а я
д и а г о н а л ь н а я
п р я м о у г о л ь н а я
матрица-с т р о к а
матрица-с т о л б е ц
учащимся предлагается сформулировать определения некоторых видов матриц.
По итогам работы учащиеся проставляют в Лист учета знаний баллы, заработанные ими на этом этапе.
Работа у доски и за ПК
Трем студентам предлагается выполнить операции сложения, вычитания и умножения матриц разного уровня сложности. Уровень сложности задания учащийся выбирает сам.
Уровень А: выполняется сложение и вычитание квадратных матриц второго порядка.
Уровень Б: выполняется произведение прямоугольных матриц.
Уровень С: выполняются все операции для четырех матриц с использованием ПК.
Ребята на местах следят за правильностью выполнения заданий и, при необходимости, делают замечания. Результат выполнения задания на ПК проверяет преподаватель. Все участвующие в выполнении заданий этого этапа получают соответствующие баллы.
Работа по карточкам
На местах все учащиеся выполняют операцию умножения матриц двух уровней сложности: уровень А – квадратные матрицы, уровень Б – прямоугольные матрицы.
Результаты умножения матриц проверяет преподаватель. Выполнившие работу правильно получают соответствующие баллы.
Дополнительный вопрос: какого вида получается матрица, если перемножить матрицу-строку и матрицу-столбец?
3 этап Письменная работа группы (преподаватель диктует условие задачи и записывает данные задачи на доске, учащиеся записывают излагаемое преподавателем в тетради для конспектов).
Задача. Три устройства R1, R2, R3 подключены к источникам питания U1=24B, U2=60B, U3=110B и потребляют соответственно ток I1=15A, I2=20A, I3=8A.
В течение месяца устройства работают следующее количество времени: Т1 = 240 часов,
Т2 = 520 часов, Т3 = 140 часов. Стоимость электроэнергии 2.80 руб. / кВт час.
Определить общее количество электроэнергии, потребленной устройствами за месяц и его стоимость. При решении задачи использовать матричный метод записи данных.
Решение:
Определим потребляемую устройствами мощность. Р = U*I.
Для этого составим матрицы U = (24 60 110) и I = (15 20 8). Найдем их произведение, транспонировав, предварительно, матрицу I. Потребляемая мощность будет равна Р = 24*15 + 60*20 + 110*8 = 660 Вт.
Определим потребляемую за месяц электроэнергию: Э = (U * I) * T. При этом время работы устройств запишем в виде матрицы – столбца и найдем произведение матрицы
Р = (360 1200 880) на транспонированную матрицу Т = (240 520 140). Количество потребленной энергии будет равно: Э = 360*240 + 120*520 + 180*140 = 174000 Вт =
= 174 кВт.
Определим стоимость потребленной электроэнергии:
С = Э*Ц = 174*2.80 = 487.20 рубля.
4 этап Выдача домашнего задания. Решить задачу, текст которой учащиеся записывают в тетради.
Задача 1. Предприятие изготавливает блоки радиоэлектронной аппаратуры трех видов Р1, Р2, Р3. Для производства блоков используются однотипные микросхемы S1 и унифицированные печатные платы S2. Нормы расхода данных комплектующих задаются матрицей А. Годовая программа выпуска блоков задается матрицей Р = (3600 4800 2400). Стоимость единицы микросхемы и печатной платы задана матрицей С = (72 320).
Определить общую стоимость данных комплектующих, необходимых для выполнения годовой программы выпуска электронных блоков.
Пояснение: в электронных блоках используются однотипные микросхемы и унифицированные печатные платы. Блоки представляют собой оперативные запоминающие устройства с емкостью памяти 90, 120 и 240 мегабайт. (Такое пояснение могут сделать наиболее подготовленные студенты, используя межпредметные связи).
Задача 2. Магазин продает две марки автомобилей А и В. Опыт эксплуатации этих марок автомобилей свидетельствует о том, что для них имеют место различные матрицы переходных вероятностей, соответствующие состояниям «работает хорошо» (состояние 1) и «требует ремонта» (состояние2):
Автомобиль марки А: PA = ( )
Автомобиль марки В: PB = ( )
Требуется:
1. Найти вероятности состояний для каждой марки автомобиля после двухлетней эксплуатации, если в начальном состоянии автомобиль «работает хорошо».
2. Определить марку автомобиля, являющуюся более предпочтительной для приобретения в личное пользование.
5 этап. Подведение итогов урока.
1) самооценка труда учащимися:
подсчет количества выполненных заданий и заработанных баллов;
какие виды работ вызвали затруднения и требуют повторения.
2) оценка работы группы преподавателем (сбор листов учета знаний и выставление оценок).
Лист учета знаний
Фамилия студента _______________________
№
задания
Формулировка задания
Возможное количество баллов
Набранное количество баллов
Примечание
1
Записать определение матрицы и ее обозначение
1 - 3
2
Прочитать записанное определение
1
3
Записать названия видов матриц
1 - 9
4
Формулировка определения вида матрицы
1
5
Работа у доски и за ПК
1 - 2
6
Работа по карточкам
1 - 2
7
Дополнение ответов – каждое
1
Итого:
В Примечании отметить номер задания, которое вызвало наибольшее затруднение.
Итоговая оценка за урок выставляется с учетом набранных баллов по Листу учета знаний и индивидуальной работы каждого учащегося.
ЗАМЕЧАНИЕ. При проведении уроков для всех специальностей текстовые задачи составляются таким образом, чтобы показать, что в современном образовании дисциплина «Математика» превратилась в повседневное орудие исследования в физике, экономике, инженерном деле, организации производства и многих других областях теоретической и прикладной деятельности. Кроме прочего математика является не только мощным средством решения прикладных задач и универсальным языком науки, но также и элементом общей культуры. Не зря греческие ученые говорили, что математика есть ключ ко всем наукам.