Разработка урока по алгебре и началам анализа в 10 классе
учителя математики высшей категории
КГУ «Майская средняя школа отдела образования акимата Тарановского района»
Соколовой Виктории Анатольевны.
Та?ырып / Тема: Геометрический смысл производной.
Уравнение касательной к графику функции.
Тип урока: обучение умениям и навыкам.
Ма?сат / Цель:
- Образовательная цель:
выработать у учащихся умения и навыки в составлении
уравнения касательной к графику функции и в применении
геометрического смысла производной к решению задач;
углубить знания учащихся.
______________________________
- Развивающая цель:
развивать познавательную активность; логическое мышление; память, внимание. Продолжить развитие умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное; формировать математическую культуру.
__________________________________________________________________________
- Воспитательная цель: формировать критическое мышление, воспитывать
познавательную активность, самостоятельность, упорство в
достижении цели.
__________________________________________________________________________
Применяемые технологии: проблемного обучения: тестовые технологии; информационно-коммуникативные технологии.
Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, папки с приложениями.
Саба? барысы / Ход урока:
- Орг момент.
(Слайд №1)Объявление целей урока.
Эпиграф к уроку:
«Нет ни одной области математики, как бы она абстрактна ни была, которая когда-нибудь не окажется применимой к явлениям действительного мира»
Н.И. Лобачевский
2. Мотивация урока.
Нужна ли производная в будущей профессии?
(Слайд №2)
Решать задачи связанные с производной в наше время приходится представителям разных специальностей:
- Инженеры технологи стараются так организовать производство, чтобы выпускалось как можно больше продукции;
- Конструкторы пытаются разработать прибор космического корабля так, чтобы масса прибора была наименьшей;
- Экономисты стараются спланировать связи завода с источниками сырья так, чтобы транспортные расходы оказались минимальными.
3.Актуализация опорных знаний. Опрос учащихся.
Устный опрос.
- Дать определения касательной к графику функции дифференцируемой в точке х.
(1. Касательная к графику функции y = f(x) в точке х -это прямая, которая на отрезке окрестности точки х сливается с графиком функции y=f(x).
2. Прямая, проходящая через точку х, имеющая угловой коэффициент k=f(х), есть касательная к графику функции f(x), дифферепнцируемой в точке х)
- В чём заключается геометрический смысл производной?
( Значение производной в точке с абсциссой х равно угловому коэффициенту касательной, проведённой к графику функции y = f(x) в этой точке.)
( Соответствующая запись на доске: k=tg )
- Кто из учёных первым сформулировал геометрический смысл производной? (Лейбниц) (Слайд №3)
- (Слайд №4) Известно, что угловой коэффициент касательной к графику функции в точке с абсциссой х равен 0,72. Чему равно значение производной в этой точке? (Ответ: 0,72)
Письменный опрос.
(Каждый учащийся получает карточку с заданием)
- «Вставить пропущенные записи»
- Если
- параллельны, то…………..
- пересекаются, то……….
- взаимно перпендикулярны, то……………………..
- Общий вид уравнения касательной к графику функции:…………………………
- ( Слайд №5) Самопроверка.
- Если
2.
3.
4.параллельны, то
5.пересекаются, то
- взаимно перпендикулярны, то k
7.Общий вид уравнения касательной к графику функции:
- Работа на ПК с обучающими тестами:
«Геометрический смысл производной» (4 задания, 2 варианта)
( Применяем комплекты интерактивных компьютерных тестов - тренажеров «Производная»,созданные моим учащимся Галиаскаровым Тимуром в процессе работы в НОУ над творческим проектом «Роль компьютерных тренажеров в обучении математике. Создание интерактивных тестов в среде Microsoft Office».Тесты размещены на сайте по адресу http://tgaliaskarov.w.pw)
Если в школе нет возможности работать за компьютером, то это тестирование можно провести с помощью бумажных носителей. В этом случае правильность ответов проверяет учитель.
1 вариант.
1. Угловой коэффициент секущей к графику функции , проходящей через точки с абсциссами равен:
а) 1,25; б) 0,25; в) 1,5; г) 0,625.
2. Угловой коэффициент касательной к графику функции в точке с абсциссой равен:
а) –1; б) ; в) 1; г) .
3. Угловой коэффициент касательной к графику функции в точке с абсциссой равен:
а) 8; б) 2; в) –2; г) 0.
4. Уравнением касательной к графику функции в точке с абсциссой является:
а) ; б) ; в) ; г) .
Коды ответов:
1 вариант 1-б 2-а 3-г 4-г
2 вариант.
1. Угловой коэффициент секущей к графику функции , проходящей через точки с абсциссами равен:
а) –0,5; б) 0,25; в) –1; г) 0,75.
2. Угловой коэффициент касательной к графику функции в точке с абсциссой равен:
а) 3; б) 4; в) 7; г) .
3. Угловой коэффициент касательной к графику функции в точке с абсциссой равен:
а) ; б) 10; в) ; г) 6.
4. Уравнением касательной к графику функции в точке с абсциссой является:
а) ; б) ; в) ; г) .
Коды ответов
2 вариант 1-в 2-б 3-а 4-а
- Решение нестандартных задач ( из сборников по подготовке к ЕНТ)
(Слайд №6)
№1 Найдите уравнение касательной к графику функции , которая параллельна прямой у = х – 5. (Ответ: у = х + 0, 25)
(Слайд №7)
№2 Найдите точку, в которой касательная к графику функции у = х перпендикулярна прямой 2х – у + 1 = 0. (Ответ: (
(Слайд №8)
№3 Напишите уравнение касательной к графику функции у = х-4 х, параллельной оси абсцисс. (Ответ: у = -4)
- Подведение итогов. Выставление оценок.
- Домашнее задание. Учащимся предлагается решить дома тест из пяти заданий.
(Каждому ученику даётся карточка с тестовыми заданиями)
- Напишите уравнение касательной к графику функции у = - х- 4х +2 в точке с абсциссой
х=-1.
А) у = -2х-3; В) у=2х-1; С) у= -2х +3; Д) у=2х+3
2. Прямая у=2х касается графика функции в точке х = -1. Найдите f(-1).
А) 1; В) -2; С) -3; Д) 2
3. При каких значениях х, касательные к графику функции у = параллельна оси ОХ?
А) 2; -2 В) 3; -3 С) Д)0; -1.
4. Касательная, проведённая к графику функции у = в точке с абсциссой
х = 0, параллельна прямой…
А) у = 7-х; В) у = х – 7; С) у = 2х – 7 Д) у = 3х + 7.
5. Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции у = 3 х- 5х в точке с абсциссой х = 2
А) 0,83; В) 2; С) 3; Д)7.
- Рефлексия.
Допиши предложение:
- Я хорошо умею……
- Я затрудняюсь…….
- Я не умею…….
- Я не понимаю…