Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: «Координатная плоскость» в 6 классе»
Тема урока: «Обобщающий урок по теме: «Координатная плоскость»
(наглядная геометрия) в 6 «б» классе
Подготовила и провела учитель МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района» -
Пучкова Наталья Николаевна
Цель урока:
1. Повторение, общение и систематизация материала по данной теме, контроль усвоения знаний, умений и навыков
2. Развитие математического кругозора, мышления и речи,
внимания и памяти.
3. Воспитание интереса к математике и ее приложениям,
активности, умения общаться.
Ход урока:
1. Орг. момент
Здравствуйте, садитесь.
Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «Координатная плоскость». Предлагаю вам попутешествовать вокруг системы координат. Выполняя различные задания, вы покажете нам свои знания, умения и навыки, способность применять их в различных ситуациях.
2.Мотивация урока.
Общаясь друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты". Для чего?....Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, Еmail. Суть координат или системы координат состоит в том, что это правило, по которому определяется положение объекта.
Системы координат окружают нас повсюду
чтобы правильно занять свое место в кинотеатре нужно знать две координаты - ряд и место;
система географических координат (широта - параллели и долгота - меридианы);
те, кто в детстве играл в морской бой, тоже помнят , что каждая клетка на игровом поле определялась двумя координатами - буквой и цифрой:
с помощью координатной сетки летчики, моряки определяют местоположение объектов;
применяются на туристических схемах для поиска достопримечательности или нужной улицы;
при астрономических наблюдениях координатная сетка накладывается на небесный свод с Землей в центре.
Урок у нас будет необычный, мы проведем «Космическое путешествие на координатной плоскости». А фраза - «Жить на плоскости не скучно, веселей, чем на прямой…» - будет эпиграфом нашего урока.
Мы отправляемся в звездный путь.
3. Актуализация опорных знаний.
В начале определим на каком виде транспорта будем совершать космическое путешествие.
(Математический диктант: координаты точек по порядку их перечисления) .
Прежде чем отправиться в полет , надо проверить готовность экипажа. Для этого классу предлагается ряд вопросов
Фронтальный опрос учащихся:
Определение координатной плоскости.
Какие оси называются координатными?
Как располагаются координатные оси?
Практическое применение координат точек?
Как называют пару чисел , определяющих положение точки на плоскости ?
Если ордината точки равна 0, то точка лежит на какой оси ?
Как называются части, на которые делит система координат плоскость?
Кто придумал для нас систему координат?
Ребята активно ответили на вопросы ,учитель сообщает о том ,что в художественной литературе можно встретить упоминание о координатах. Например , в стихотворении
К.Симонова «Сын артиллериста». Один из ребят читает отрывок из этого стихотворения ,где говорится о молодом воспитаннике пожилого майора –Генке, который корректировал по радио огонь артиллерийской батареи.
Вопрос классу: «Какие координаты передавались по радио?»
Повторив учебный материал , мы переходим к новым испытаниям – улетаем в открытый космос».Нас провожает в путь припев песни В.Мурадели и Е.Долматовского «Я-Земля».Прямо по курсу зона метеоритного дождя. Ученики по очереди называют координаты точек .Если координаты названы правильно ,то точка исчезает ,если нет то .вместо одной появляются две новые
4. Обобщение и систематизация знаний.
Мы с вами благополучно преодолели эти испытания. Мы отправляемся дальше в звездную обсерваторию.
У древних греков существовала легенда о созвездиях Большой и Малой Медведиц. Всемогущий бог Зевс решил взять себе в жены прекрасную нимфу Калисто, одну из служанок богини Афродиты, вопреки желанию последней. Чтобы избавить Калисто от преследований богини, Зевс обратил Калисто в Большую медведицу, её любимую собаку – в Малую Медведицу взял их на небо.
Молодцы, ребята, выполнив эти задания, вы доказали, что готовы к путешествию к планете внеземной цивилизации. Наша задача – расшифровать координаты неизвестной фигуры , спроектированной инопланетянами. Для этой цели ученики каждого варианта должны вычислить координаты планет, найти в классе данные планеты и оставить на них свою подпись.
1 вариант- Абсцисса: (-0,5) *4 -7=
Ордината : (-15): (-5) + (-1)= (-9;2)
2 вариант- Абсцисса: 0,5*6 -7 =
Ордината : (-18) : (-6) +8 = (-4;11)
3 вариант- Абсцисса:7*0,5- (-50 *0,1) =
Ордината:-20 : (-5) – 10 = (8,5;-6)
Теперь мы попали на планету туманности. Ничего не видим , но отлично все слышим . Начинается игра «Молчанка». В ней проверяется, помнят ли ученики , в какой координатной четверти находятся точки с заданными координатами. Дети кладут руки перед собой ,опускают на них голову и, закрывая глаза , слушают учителя. Учитель называет координаты точки и говорит в какой четверти она находится. Если ученики согласны с утверждением учителя , то поднимают правую руку ,если не согласны ,то – левую. Естественно учитель не всегда верно указывает координатную четверть , чтобы проверить своих «космонавтов».
5. Самостоятельная работа.
Включаем автопилот и защитное поле. Экипаж может отдохнуть и заняться творчеством.
Начинаем игру «Соревнование художников». Каждый ученик получает карточку с записанными на ней координатами точек. В ходе игры звучит песня В.Мигули и А.Поперечного «Трава у дома». Дети не знают заранее , что они рисуют ,поэтому особенно интересно наблюдать , как вырисовываются контуры фигур. Творческими работами ребят оформляется «картина». По рисункам видно , что экипаж скучает по Земле .Все рисунки
у наших «космонавтов» напоминают о доме, о родной реке , о живых цветах. У одних получилась лодка с парусом , у других дом с трубой.
И действительно приборы показывают, что прямо по курсу Земля. Осталось выполнить последнее задание , чтобы совершить мягкую посадку. На коор. плоскости в разброс написаны буквы. Каждому ряду дается задание – расшифровать слово . Это задание написано на отдельном плакате .Дети последовательно разгадывают слова и получают
«Спасибо за урок дети!»
6. Итоги урока.
Я думаю, что вы согласны со словами, взятыми сегодня как эпиграф. У нас получился очень интересный урок, на котором вы показали нам свой багаж знаний, а он не маленький и он будет вам необходим в старших классах, он будет еще пополняться и расширяться. А тема «Координатная плоскость», надеюсь, останется для вас любимой.
Рефлексия.
- Скажите, какие испытания нам выпали, путешествуя?
- Какие испытания вызвали у вас затруднения?
- Какие задания понравились больше всего?
- Какие знания математики нам пригодились, какими знаниями мы воспользовались, смогли применить на уроке?
-Давайте вспомним понятия, связанные с координатной плоскостью?
7. Домашнее задание
Построить на координатной плоскости загадочные рисунки.