kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Координатная плоскость"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Координатная плоскость»

Класс: 6
Учащаяся: девочка с ограниченными возможностями здоровья, обучаящаяся дистанционно на дому.
Тип урока: Закрепление изученного материала.

Цели урока:
обучающая: создать условия для дальнейшего развития понятий: “координатная плоскость”, “система координат”, “прямоугольная система координат”, их использование в практических целях и в жизни человека, научить ориентироваться на координатной плоскости, находить координаты заданных точек, и по заданным координатам точки определять ее положение на координатной плоскости;
развивающая: совершенствовать навыки построения, развивать мировоззрение; навыки умений анализировать, сопоставлять и делать выводы; воспитательная: развивать абстрактное мышление, любовь к Родине, уважение к старшим, аргументировать свои действия, развивать интерес к математике.

Оборудование: 2 компьютера, сеть интернет, презентация, программы: Skype, Gimp, Живая Математика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Координатная плоскость" »

Государственная казённая общеобразовательная

школа-интернат Калужской области

«Лицей-интернат «Областной центр образования»







Конспект открытого урока: «Координатная плоскость»








Разработала:

Климова Татьяна Васильевна

учитель математики

Областного центра образования





Калуга

2014

Тема: «Координатная плоскость»


Класс: 6

Учащаяся: девочка с ограниченными возможностями здоровья, обучаящаяся дистанционно на дому.

Тип урока: Закрепление изученного материала.


Цели урока:

обучающая: создать условия для дальнейшего развития понятий: “координатная плоскость”, “система координат”, “прямоугольная система координат”, их использование в практических целях и в жизни человека, научить ориентироваться на координатной плоскости, находить координаты заданных точек, и по заданным координатам точки определять ее положение на координатной плоскости;

развивающая: совершенствовать навыки построения, развивать мировоззрение; навыки умений анализировать, сопоставлять и делать выводы; воспитательная: развивать абстрактное мышление, любовь к Родине, уважение к старшим, аргументировать свои действия, развивать интерес к математике.


Оборудование: 2 компьютера, сеть интернет, презентация, программы: Skype, Gimp, Живая Математика.


Ход урока.


1. Организационный момент.

– Доброе утро, Маша! Каждый новый день, тем более весенний - повод для радости, интересных встреч и удивительных открытий. Ты знаешь, у меня сегодня чудесное настроение, такое же яркое, доброе, как солнышко на небе, потому что мне приятно видеть тебя такую умную, любопытную, старательную, в общем — замечательную девочку. Девизом нашего урока сегодня пусть будут такие слова: «Успех и труд рядом идут». Как ты понимаешь эти слова? Как их можно применить к нашему уроку? Запиши в тетради: число, классная работа. И продолжаем работать над той же темой: «Координатная плоскость». (На столе: линейка, карандаш).

2. Актуализация знаний.

– Общаясь друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты". Для чего?..Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, Е-mail. Главное здесь в том, что по этим данным человека можно будет найти. Именно в этом и состоит суть координат или, как обычно говорят, системы координат: это правило, по которому определяется положение того или иного объекта. Кроме почтовых адресов и номеров телефонов системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Твоим д/з было: подумать где мы встречаемся с понятием «система координат» в жизни, и выписать в тетрадь как можно больше таких случаев.

- Кто из нас хотя бы раз не был в кинотеатре? (Слайд3,4). Таких нет.
Чтобы найти свое место в зале, сначала мы ищем свой ряд, затем своё место.
- А кто из нас хоть раз не ездил на поезде? (Слайд 5). Таких тоже нет.
Чтобы найти свое место в поезде сначала мы ищем свой вагон, затем номер своего места.

- Более чем за 100 лет до н.э. греческий ученый Гиппарх (слайд 6,7) предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами. Чтобы определить местонахождение объекта по карте нужно знать его координаты.
- Также систему координат можно проследить при игре в шахматы и морской бой.
В игру “Морской бой” (слайд 8) играют на 100-клеточной доске или на бумаге в клеточку, рисуя таблицу 10 х 10. Каждая клетка на игровом поле определяется буквой и цифрой. Буквами помечены горизонтали игрового поля, а цифрами – вертикали.

Аналогичная система координат используется и в шахматах (слайд 9), только горизонтали на шахматной доске всегда обозначают латинскими буквами.

- Такого рода “клеточные координаты” обычно используются на военных, морских, геологических картах. Применяются они и на туристических схемах городов для облегчения поиска нужной улицы или какой-либо достопримечательности.

3. Устная работа.


--Что указывают координаты точки? (ее место на координатной плоскости).


--Что называется координатной плоскостью? (плоскость, на которой задана система координат).


--Как называется система координат? (прямоугольная)


--Что значит задать систему координат? (построить оси x, y, обозначить начало отсчета, отметить единичный отрезок)


--Как располагаются оси координат (или координатные прямые)? (перпендикулярно)


--Как называются части плоскости, на которые её делят координатные прямые? (четверти) слайд 10


--Как называются числа, задающие положение точки на координатной плоскости? (координаты). слайд 11


--Как называется первое число, задающее положение точки на координатной плоскости? (абсцисса).


--Как называется второе число, задающее положение точки на координатной плоскости? (ордината).


4. Решение кроссворда.


    • А теперь все эти знания примени при решении кроссворда. Слайд 12.



Прочитай, какое слово получилось в выделенном столбце. (Декард) Найди его среди этих учёных. Слайд 13.

Идея координат зародилась ещё в древности. Первоначальное их применение связано с астрономией и географией, с потребностью определить положение светил на небе и объектов на поверхности Земли.

Уже во II в. древнегреческий астроном Клавдий Птоломей пользовался широтой и долготой в качестве координат.

Общематематическое значение метода координат открыли французские математики XVII в. Пьер Ферма и Рене Декарт. В 1637 году Рене Декарт впервые опубликовал изложение метода координат, поэтому прямоугольную систему координат называют также — «Декартова система координат». Слайд 14. Запиши в тетради.

5. Динамическая пауза.

Закрой глаза и мысленно нарисуй декартову систему координат. Говори, что ты мысленно делаешь. Теперь открой глаза и не поворачивая голову глазами медленно пройди по воображаемой оси абссцис в положительном направлении, а теперь в отрицательном. То же самое по воображаемой оси ординат.

6. Проверка творческой части д/з.

Маша, настало время твоего сюрприза для меня. Я хочу узнать какую геометрическую фигуру ты мне приготовила строить по координатам её вершин. Я готова, называй координаты. (Построение ведётся в программе «Живая математика» с комментированием учителя).

7. Задание «Поиск клада».

А сейчас мы с тобой рассмотрим ещё одно применение прямоугольной системы координат. Мы будем искать клад. Слайд 15







Капитан Флинт спрятал свои сокровища на острове ( смотри рисунок ). Перед смертью пират решил оставить для потомков шифрованное письмо-описание пути, ведущего к кладу, и места, где он спрятан.

Капитан взял карту острова, нарисовал на ней оси координат, выбрал единицы. В качестве главных ориентиров он указал координаты четырех дубов: (4;3); (1;7); (-5;3); (-3;-1). Клад находился в точке пересечения отрезков, соединяющих первый и третий, второй и четвертый дубы.

Построй точки, соответствующие местоположению дубов, и определите координаты клада.

(Первую точку построить вместе, остальные самостоятельно проговаривая). Ответ: (-1;3)



8. Система координат в литературе.

А сейчас мы рассмотрим применение системы координат в литературе, при этом вспомним подвиг советских людей в годы различных войн. Тем более, что мы совсем недавно 9 мая отметили великий праздник для нашей страны — День Победы. Мне очень нравиться стихотворение Константина Симонова «Сын артиллериста», надеюсь и тебе оно понравится. Это стихотворение большое, поэтому я прочитаю тебе отрывки.

Был у майора Деева

Товарищ — майор Петров,

Дружили еще с гражданской,

Еще с двадцатых годов.

Вместе рубали белых

Шашками на скаку,

Вместе потом служили

В артиллерийском полку.


А у майора Петрова

Был Ленька, любимый сын,

Без матери, при казарме,

Рос мальчишка один.

И если Петров в отъезде,—

Бывало, вместо отца

Друг его оставался

Для этого сорванца.

Десять лет пролетело.

Кончилась тишина,

Громом загрохотала

Над родиною война.

. . .

А вскоре в один из пасмурных

Северных вечеров

К Дееву в полк назначен

Был лейтенант Петров.

Деев сидел над картой

При двух чадящих свечах.

Вошел высокий военный,

Косая сажень в плечах.

В первые две минуты

Майор его не узнал.

Лишь басок лейтенанта

О чем-то напоминал.

— А ну, повернитесь к свету,—

И свечку к нему поднес.

Все те же детские губы,

Тот же курносый нос.

А что усы — так ведь это

Сбрить!— и весь разговор.

— Ленька?— Так точно, Ленька,

Он самый, товарищ майор!


— Значит, окончил школу,

Будем вместе служить.

Жаль, до такого счастья

Отцу не пришлось дожить.

. . .

А через две недели

Шел в скалах тяжелый бой,

Чтоб выручить всех, обязан

Кто-то рискнуть собой.

Майор к себе вызвал Леньку,

Взглянул на него в упор.

— По вашему приказанью

Явился, товарищ майор.

— Ну что ж, хорошо, что явился.

Оставь документы мне.

Пойдешь один, без радиста,

Рация на спине.

И через фронт, по скалам,

Ночью в немецкий тыл

Пройдешь по такой тропинке,

Где никто не ходил.

Будешь оттуда по радио

Вести огонь батарей.

Ясно?— Так точно, ясно.

— Ну, так иди скорей.

. . .

Всю ночь, шагая как маятник,

Глаз майор не смыкал,

Пока по радио утром

Донесся первый сигнал:

— Все в порядке, добрался.

Немцы левей меня,

Координаты три, десять,

Скорей давайте огня!—

Орудия зарядили,

Майор рассчитал все сам,

И с рёвом первые залпы

Ударили по горам.

И снова сигнал по радио:

— Немцы правей меня,

Координаты пять, десять,

Скорее еще огня!


Летели земля и скалы,

Столбом поднимался дым,

Казалось, теперь оттуда

Никто не уйдет живым.

Третий сигнал по радио:

— Немцы вокруг меня,

Бейте четыре, десять,

Не жалейте огня!


Майор побледнел, услышав:

Четыре, десять — как раз

То место, где его Ленька

Должен сидеть сейчас.

Но, не подавши виду,

Забыв, что он был отцом,

Майор продолжал командовать

Со спокойным лицом:

«Огонь!»— летели снаряды.

«Огонь!»— заряжай скорей!

По квадрату четыре, десять

Било шесть батарей.

Радио час молчало,

Потом донесся сигнал:

— Молчал: оглушило взрывом.

Бейте, как я сказал.

Я верю, свои снаряды

Не могут тронуть меня.

Немцы бегут, нажмите,

Дайте море огня!



- Где в стихотворении встретилась система координат? Что (4;10) передавал Ленька?

Ответ : (координаты)

9. Рефлексия

Маша, я предлагаю тебе поставить самой себе оценку за урок. Слайд 18. Но, что бы быть более объективной, оцени себя за каждый этап урока. Потом найдём среднее арифметическое.

  1. д/з: система координат в жизни -

  2. д/з: геометрическая фигура -

  3. кроссворд -

  4. ответы на вопросы -

  5. поиск клада -

  6. проявка фотографии динозавра -

  7. система координат в литературе -

10. Домашнее задание.

Творческая работа: придумать и построить фигуры животных на плоскости или какие-нибудь другие фигуры, записать координаты построенных точек.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Методическая разработка урока "Координатная плоскость"

Автор: Климова Татьяна Васильевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100638

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Методическая разработка урока по математике "Координатная плоскость" по технологии индивидуализированного обучения, 6 класс "
    ["seo_title"] => string(133) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-matiematikie-koordinatnaia-ploskost-po-tiekhnologhii-individualizirovannogho-obuchieniia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "130552"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415915282"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Методическая разработка урока по теме: "Формы представления информации. Метод координат" "
    ["seo_title"] => string(95) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-formy-priedstavlieniia-informatsii-mietod-koordinat"
    ["file_id"] => string(6) "140293"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417932742"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Методическая разработка урока алгебры в 9 классе "Система неравенств с двумя переменными""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_algebry_v_9_klasse_sistema_neravenstv_s_dvumia_p"
    ["file_id"] => string(6) "643936"
    ["category_seo"] => string(7) "algebra"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1705253059"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Учебный проект по математике  "Координаты и координатная плоскость" "
    ["seo_title"] => string(69) "uchiebnyi-proiekt-po-matiematikie-koordinaty-i-koordinatnaia-ploskost"
    ["file_id"] => string(6) "124008"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414609327"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конструкт урока  математики по теме "Координатная плоскость" "
    ["seo_title"] => string(60) "konstrukt-uroka-matiematiki-po-tiemie-koordinatnaia-ploskost"
    ["file_id"] => string(6) "149996"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420382044"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства