Методическая разработка урока "Координатная плоскость"
Методическая разработка урока "Координатная плоскость"
Тема: «Координатная плоскость»
Класс: 6
Учащаяся: девочка с ограниченными возможностями здоровья, обучаящаяся дистанционно на дому.
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Цели урока:
обучающая: создать условия для дальнейшего развития понятий: “координатная плоскость”, “система координат”, “прямоугольная система координат”, их использование в практических целях и в жизни человека, научить ориентироваться на координатной плоскости, находить координаты заданных точек, и по заданным координатам точки определять ее положение на координатной плоскости;
развивающая: совершенствовать навыки построения, развивать мировоззрение; навыки умений анализировать, сопоставлять и делать выводы; воспитательная: развивать абстрактное мышление, любовь к Родине, уважение к старшим, аргументировать свои действия, развивать интерес к математике.
Учащаяся: девочка с ограниченными возможностями здоровья, обучаящаяся дистанционно на дому.
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Цели урока:
обучающая: создать условия для дальнейшего развития понятий: “координатная плоскость”, “система координат”, “прямоугольная система координат”, их использование в практических целях и в жизни человека, научить ориентироваться на координатной плоскости, находить координаты заданных точек, и по заданным координатам точки определять ее положение на координатной плоскости;
развивающая: совершенствовать навыки построения, развивать мировоззрение; навыки умений анализировать, сопоставлять и делать выводы; воспитательная: развивать абстрактное мышление, любовь к Родине, уважение к старшим, аргументировать свои действия, развивать интерес к математике.
– Доброе утро, Маша! Каждый новый день, тем более весенний - повод для радости, интересных встреч и удивительных открытий. Ты знаешь, у меня сегодня чудесное настроение, такое же яркое, доброе, как солнышко на небе, потому что мне приятно видеть тебя такую умную, любопытную, старательную, в общем — замечательную девочку. Девизом нашего урока сегодня пусть будут такие слова: «Успех и труд рядом идут». Как ты понимаешь эти слова? Как их можно применить к нашему уроку? Запиши в тетради: число, классная работа. И продолжаем работать над той же темой: «Координатная плоскость». (На столе: линейка, карандаш).
2. Актуализация знаний.
– Общаясь друг с другом, люди часто говорят: "Оставьте свои координаты". Для чего?..Чтобы человека было легко найти. Это могут быть: номер телефона, домашний адрес, место работы, Е-mail. Главное здесь в том, что по этим данным человека можно будет найти. Именно в этом и состоит суть координат или, как обычно говорят, системы координат: это правило, по которому определяется положение того или иного объекта. Кроме почтовых адресов и номеров телефонов системы координат пронизывают всю практическую жизнь человека. Твоим д/з было: подумать где мы встречаемся с понятием «система координат» в жизни, и выписать в тетрадь как можно больше таких случаев.
- Кто из нас хотя бы раз не был в кинотеатре? (Слайд3,4). Таких нет. Чтобы найти свое место в зале, сначала мы ищем свой ряд, затем своё место. - А кто из нас хоть раз не ездил на поезде? (Слайд 5). Таких тоже нет. Чтобы найти свое место в поезде сначала мы ищем свой вагон, затем номер своего места.
- Более чем за 100 лет до н.э. греческий ученый Гиппарх (слайд 6,7) предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести теперь хорошо известные географические координаты: широту и долготу и обозначить их числами. Чтобы определить местонахождение объекта по карте нужно знать его координаты. - Также систему координат можно проследить при игре в шахматы и морской бой. В игру “Морской бой” (слайд 8) играют на 100-клеточной доске или на бумаге в клеточку, рисуя таблицу 10 х 10. Каждая клетка на игровом поле определяется буквой и цифрой. Буквами помечены горизонтали игрового поля, а цифрами – вертикали.
Аналогичная система координат используется и в шахматах (слайд 9), только горизонтали на шахматной доске всегда обозначают латинскими буквами.
- Такого рода “клеточные координаты” обычно используются на военных, морских, геологических картах. Применяются они и на туристических схемах городов для облегчения поиска нужной улицы или какой-либо достопримечательности.
3.Устная работа.
--Что указывают координаты точки? (ее место на координатной плоскости).
--Что называется координатной плоскостью? (плоскость, на которой задана система координат).
--Как называется система координат? (прямоугольная)
--Что значит задать систему координат? (построить оси x, y, обозначить начало отсчета, отметить единичный отрезок)
--Как располагаются оси координат (или координатные прямые)? (перпендикулярно)
--Как называются части плоскости, на которые её делят координатные прямые? (четверти) слайд 10
--Как называются числа, задающие положение точки на координатной плоскости? (координаты). слайд 11
--Как называется первое число, задающее положение точки на координатной плоскости? (абсцисса).
--Как называется второе число, задающее положение точки на координатной плоскости? (ордината).
4.Решение кроссворда.
А теперь все эти знания примени при решении кроссворда. Слайд 12.
Прочитай, какое слово получилось в выделенном столбце. (Декард) Найди его среди этих учёных. Слайд 13.
Идея координат зародилась ещё в древности. Первоначальное их применение связано с астрономией и географией, с потребностью определить положение светил на небе и объектов на поверхности Земли.
Уже во II в. древнегреческий астроном Клавдий Птоломей пользовался широтой и долготой в качестве координат.
Общематематическое значение метода координат открыли французские математики XVII в. Пьер Ферма и Рене Декарт. В 1637 году Рене Декарт впервые опубликовал изложение метода координат, поэтому прямоугольную систему координат называют также — «Декартова система координат». Слайд 14. Запиши в тетради.
5. Динамическая пауза.
Закрой глаза и мысленно нарисуй декартову систему координат. Говори, что ты мысленно делаешь. Теперь открой глаза и не поворачивая голову глазами медленно пройди по воображаемой оси абссцис в положительном направлении, а теперь в отрицательном. То же самое по воображаемой оси ординат.
6. Проверка творческой части д/з.
Маша, настало время твоего сюрприза для меня. Я хочу узнать какую геометрическую фигуру ты мне приготовила строить по координатам её вершин. Я готова, называй координаты. (Построение ведётся в программе «Живая математика» с комментированием учителя).
7. Задание «Поиск клада».
А сейчас мы с тобой рассмотрим ещё одно применение прямоугольной системы координат. Мы будем искать клад. Слайд 15
Капитан Флинт спрятал свои сокровища на острове ( смотри рисунок ). Перед смертью пират решил оставить для потомков шифрованное письмо-описание пути, ведущего к кладу, и места, где он спрятан.
Капитан взял карту острова, нарисовал на ней оси координат, выбрал единицы. В качестве главных ориентиров он указал координаты четырех дубов: (4;3); (1;7); (-5;3); (-3;-1). Клад находился в точке пересечения отрезков, соединяющих первый и третий, второй и четвертый дубы.
Построй точки, соответствующие местоположению дубов, и определите координаты клада.
(Первую точку построить вместе, остальные самостоятельно проговаривая). Ответ: (-1;3)
8. Система координат в литературе.
А сейчас мы рассмотрим применение системы координат в литературе, при этом вспомним подвиг советских людей в годы различных войн. Тем более, что мы совсем недавно 9 мая отметили великий праздник для нашей страны — День Победы. Мне очень нравиться стихотворение Константина Симонова «Сын артиллериста», надеюсь и тебе оно понравится. Это стихотворение большое, поэтому я прочитаю тебе отрывки.
Был у майора Деева
Товарищ — майор Петров,
Дружили еще с гражданской,
Еще с двадцатых годов.
Вместе рубали белых
Шашками на скаку,
Вместе потом служили
В артиллерийском полку.
А у майора Петрова
Был Ленька, любимый сын,
Без матери, при казарме,
Рос мальчишка один.
И если Петров в отъезде,—
Бывало, вместо отца
Друг его оставался
Для этого сорванца.
…
Десять лет пролетело.
Кончилась тишина,
Громом загрохотала
Над родиною война.
. . .
А вскоре в один из пасмурных
Северных вечеров
К Дееву в полк назначен
Был лейтенант Петров.
Деев сидел над картой
При двух чадящих свечах.
Вошел высокий военный,
Косая сажень в плечах.
В первые две минуты
Майор его не узнал.
Лишь басок лейтенанта
О чем-то напоминал.
— А ну, повернитесь к свету,—
И свечку к нему поднес.
Все те же детские губы,
Тот же курносый нос.
А что усы — так ведь это
Сбрить!— и весь разговор.
— Ленька?— Так точно, Ленька,
Он самый, товарищ майор!
— Значит, окончил школу,
Будем вместе служить.
Жаль, до такого счастья
Отцу не пришлось дожить.
. . .
А через две недели
Шел в скалах тяжелый бой,
Чтоб выручить всех, обязан
Кто-то рискнуть собой.
Майор к себе вызвал Леньку,
Взглянул на него в упор.
— По вашему приказанью
Явился, товарищ майор.
— Ну что ж, хорошо, что явился.
Оставь документы мне.
Пойдешь один, без радиста,
Рация на спине.
И через фронт, по скалам,
Ночью в немецкий тыл
Пройдешь по такой тропинке,
Где никто не ходил.
Будешь оттуда по радио
Вести огонь батарей.
Ясно?— Так точно, ясно.
— Ну, так иди скорей.
. . .
Всю ночь, шагая как маятник,
Глаз майор не смыкал,
Пока по радио утром
Донесся первый сигнал:
— Все в порядке, добрался.
Немцы левей меня,
Координаты три, десять,
Скорей давайте огня!—
Орудия зарядили,
Майор рассчитал все сам,
И с рёвом первые залпы
Ударили по горам.
И снова сигнал по радио:
— Немцы правей меня,
Координаты пять, десять,
Скорее еще огня!
Летели земля и скалы,
Столбом поднимался дым,
Казалось, теперь оттуда
Никто не уйдет живым.
Третий сигнал по радио:
— Немцы вокруг меня,
Бейте четыре, десять,
Не жалейте огня!
Майор побледнел, услышав:
Четыре, десять — как раз
То место, где его Ленька
Должен сидеть сейчас.
Но, не подавши виду,
Забыв, что он был отцом,
Майор продолжал командовать
Со спокойным лицом:
«Огонь!»— летели снаряды.
«Огонь!»— заряжай скорей!
По квадрату четыре, десять
Било шесть батарей.
Радио час молчало,
Потом донесся сигнал:
— Молчал: оглушило взрывом.
Бейте, как я сказал.
Я верю, свои снаряды
Не могут тронуть меня.
Немцы бегут, нажмите,
Дайте море огня!
- Где в стихотворении встретилась система координат? Что (4;10) передавал Ленька?
Ответ : (координаты)
9. Рефлексия
Маша, я предлагаю тебе поставить самой себе оценку за урок. Слайд 18. Но, что бы быть более объективной, оцени себя за каждый этап урока. Потом найдём среднее арифметическое.
д/з: система координат в жизни -
д/з: геометрическая фигура -
кроссворд -
ответы на вопросы -
поиск клада -
проявка фотографии динозавра -
система координат в литературе -
10. Домашнее задание.
Творческая работа: придумать и построить фигуры животных на плоскости или какие-нибудь другие фигуры, записать координаты построенных точек.