| Приветствие учителя.   - Здравствуйте, садитесь! Посмотрите все ли в порядке Ручки, книжки и тетрадки Все ль готовы вычитать, И делить, и умножать? Все готовы? - Запишите в тетрадях «Классная работа», число сегодняшнего урока – 10.11 | Ученики стоя приветствуют учителя.   Настраиваются на работу. 
 
 
 
 
 Записывают. | 
  | - Итак, ребята, давайте выполним устный счет. (Слайд 2) 
   
 
 - Молодцы! - Скажите, пожалуйста, примеры с какими арифметическими действиями встречаются чаще? - А теперь, давайте вспомним:(Слайд 3)  Как называются числа при делении?Как называются числа при умножении?Как найти неизвестное делимое?Как найти неизвестный делитель?Как найти неизвестный множитель?Как проверить деление умножением? 
 - Молодцы, ребята! 
 |  Учащихся решают устный счет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 -Примеры с умножениемиделением.  Учащиеся отвечают на вопросы:  Делимое, делитель, частноеПервый множитель, второй множитель, произведение. Частное надо умножить на делитель.Делимое надо разделить на частное.Произведение надо разделить на известный множитель.Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель. 
 
 | 
  | - Мы вспомнили с вами как называются компоненты деления и умножения и как их можно найти.   - А, теперь решим такую задачу:(Слайд4) «Сошлись на полянке 17 зайчат, Парами прыгать они захотят. Сколько мы в паре увидим зайчат?  Сколько уныло в сторонке сидят?» 
 - Сколько было зайчат?   - «Парами» - это значит по сколько?   - Сколько зайчат будут в танце?   - Сколько пар?   - А в сторонке сколько?   
 - Как записать решение?   Один ученик записывает на доске, остальные в тетради. 
 - Возникли ли у вас затруднения при вычислении? 
 
 - Значит, как называется тема нашего урока? (Слайд 5) 
 
 - В начальных классах вы знакомились с этой темой? - Какие цели мы перед собой поставим на этот урок? 
 
 | 
 
 
 
 
 
 
 - 17 - по 2 - 16 - 8 - 1 
 Запись на доске учащимся 17 : 2 = 8 (ост.1) 
 
 Вычисляют. Проблема: -Да. Здесь получается остаток. - Тема сегодняшнего урока – деление с остатком .(записывают в тетрадях) 
 - Да, мы изучали в 4 классе. - Вспомним как выполнять деление с остатком. 
 
 
 | 
  | 
 - Итак, ребята, с помощью предыдущей задачи, мы с вами вспомнили, что не всегда одно натуральное число делится на другое число. Но всегда можно выполнить деление с остатком. - Скажите,пожалуйста, где в жизни нам может пригодиться деление с остатком? - Правильно. Давайте наглядно убедимся как деление с остатком может использоваться в жизни, сделав следующую практическую работу. Вы будете работать в парах. Для работы вам нужны: кусок ленты длиной 21 см, линейка и ножницы. Все готовы?  - Разделите ленту на кусочки по 4 см. - Что у вас получилось? 
 - Запишем это решение. 
 
  - Назовите делимое - Назовите делитель - 5 – это какой компонент действия? - Ребята, так как мы решили пример на деление с остатком, то это число будем называть не частным, а неполным частным. - Назовите остаток.   - Делаем запись в тетради: 21:4 = 5 (ост.1)  21 – делимое  – делитель 5– неполное частное  1 – остаток - Скажите, какой длины останется кусок, если длина ленты 22 см? - 23 см? - 24 см? - 25 см? - 26 см? - Какой вывод можно сделать из этого? 
  - Ребята, подумайте и решите как найти делимое 21, зная делитель, неполное частное и остаток. - Молодцы! Давайте сформулируем правило как найти делимое, если известен делитель, неполное частное и остаток. - Давайте напишем формулу для нахождения делимого, если обозначим:(Слайд 6) а – делимое b – делитель n – неполное частное r - остаток   | 
 
 
 При покупке чего либо, при расчёте стройматериалов, при расчёте лекарств и т. д. 
 
 Дети выполняют практическую работу под руководством учителя. 
 
 - Получилось 5 кусочков ленты по 4 см и остался 1 кусочек длиной 1 см. Из нескольких пар к доске выходит один ученик и записывает решение. После этого сравниваем полученные выражения. 21:4=5 (ост.1)  - 21 - 4 - частное 
 
 - 1. 
 
 
 
 
  - 2 см - 3 см - 6 кусочков по 4 см, а остатка нет - 6 кусочков по 4 см и остаток в 1 см. - 2 см - Остаток не может быть больше делителя. 
 - 21=5*4+1 
  - Чтобы найти делимое, надо неполное частное умножить на делитель и прибавить остаток. 
 Записывают в тетради  а= b*n +r | 
  | - Откроем учебники на стр. 83, решим № 284(1,2) - Устно №285. - Решаем № 286(а) самостоятельно, потом меняемся тетрадями с соседом по парте и проверяем. Выборочно обсуждаем ошибки. | 1 ученик решает на обратной стороне доски, остальные самостоятельно в тетради. Потом открываем доску и проверяем, обсуждая решение. 
 Проверяющие комментируют ошибки проверяемых. | 
  | VII этап. Итог урока.(2 мин) Какую цель мы ставили в начале урока? - Как вы думаете, добились мы цели? - Может ли остаток быть больше делителя? - Может ли остаток быть равен делителю? - Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку? 
 - Молодцы! Объявляются отметки, полеченные на уроке. 
 
 
 | 
 - Вспомнить как выполнять деление с остатком. - Да. - Нет. - Нет. Остаток всегда меньше делителя. - Чтобы найти делимое, надо неполное частное умножить на делитель и прибавить остаток. 
 | 
  | Дома, ребята, прочитать стр. 82-83, №282, 284(3).(Учитель объясняет.) | Записывают домашнее задание, задают вопросы. |