Предмет математика
Класс 3 «Г»
Учитель Новикова С.А.
Автор учебника В. Н. Рудницкая
Тема урока Деление с остатком
Дидактическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с делением с остатком.
Тип урока: урок усвоения знаний.
Задачи урока:
Образовательные:
1) формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьниками умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
2) формировать практические навыки деления с остатком;
3) продолжить работу по совершенствованию техники устного счета;
4) формировать навыки анализа задачи, умений решать задачи.
Развивающие:
1) развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;
2) развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;
3) развитие культуры речи и эмоций учащихся.
Воспитательные:
1) в целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма;
2) наблюдательности и любознательности;
3) развитие познавательной активности, формирование навыков работы в парах.
Планируемые результаты:
личностные: формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; развитие познавательных интересов, учебной мотивации;
метапредметные:
регулятивные: планируют решение учебной задачи, целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в парах: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учить понимать возможности различных позиций и точек зрения;
познавательные: развитие познавательных интересов; умение выделять главное; учить сравнивать данные; определять общие признаки, решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученных на модели, с текстом;
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, в парах.
Средства обучения: учебник «Математика», презентация, ТПО, задания для работы в парах.
ХОД УРОКА
Орг. момент (3 мин)
На партах у детей 3 смайлика.
- Поприветствуем наших гостей, садитесь.
- Возьмите смайлики и покажите, какое у вас настроение.
- Признаком хорошего настроения является улыбка. Улыбнитесь мне и друг другу.
- Я желаю, чтобы такое настроение сохранилось до конца урока. Всем большой удачи!
- Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытия, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания, а для этого я предлагаю вам отправиться в «ИКС-педицию».
-Чем в математике является « Х»? (неизвестное число, которое нужно найти).
- Мы должны провести исследовательскую работу, в математике для вас еще много неизвестного.
- В пути нам помогут знания, смекалка, хорошее настроение, а также, вы будете оценивать свою работу.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Что вы можете сказать о числе (…)? ( двузначное и т.д..)
- Отложите тетрадь в сторону.
Актуализация опорных знаний. Устный счет (5 мин)
- Работать будем в парах.
- Вспомним правила работы в парах.
1. Работать должны оба.
2. Один говорит, другой слушает.
3. Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар.
4. Свое несогласие высказывай вежливо.
5. Если не понял, переспроси.
- Возьмите на партах карточки. Работать будем по вариантам.
-Прочитайте, какое у вас задание. (3 чел.)
- У кого такое же?
- Начинайте выполнять.
Обведите числа, которые делятся на 2 без остатка. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20. 1. 2. 3. 4. |
Обведите числа, которые делятся на 3 без остатка. 6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23, 24,25,26,27. 1. 2. 3. 4. |
Обведите числа, которые делятся на 4 без остатка. 8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23, 24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36. 1. 2. 3. 4. |
- Проверим, как вы справились с заданием. (3 чел. с места по очереди).
- А сейчас у нас «Блиц-турнир».
- Что такое «Блиц-турнир»? (Решить задачи и записать только решение.)
В поход пошли 45 мальчиков, а девочек в 5 раз меньше. Сколько девочек пошло в поход? (45:5=9 д.)
Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку? (54:9=6 л.)
В 4 бидона разлили 16л молока поровну. Сколько литров молока в каждом бидоне? (16:4=4 л)
В столовой испекли 24 пирога. Их раздали по 3 штуки каждому ученику. Сколько учеников получили пироги? (24:3=8 уч.).
- Проверим, как вы справились с заданием.
Слайд №1
- Молодцы!
- Посмотрите на карточку, что вы можете сказать о заданиях, которое сейчас выполняли? (Вспоминали таблицу умножения и деления, решали задачи на деление)
3. Целепологание и мотивация (7 мин)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (делением)
На доску прикрепляю слово Деление.
- Давайте вспомним, что вы знаете о делении? (деление – это обратное действие умножению, компоненты деления).
- Молодцы! Значит, вы легко найдете значения этих частных.
Слайд №2
- Решите эти числовые выражения записав их в тетрадь. (10:5=2 9:3=3 17:2= )
-Кто справился с заданием?
- У кого возникли затруднения?
- В чем было затруднение?
- Как вы думаете, почему это произошло? (17:2 не можем разделить без остатка)
- Назовите результат в 1 выражении, во 2.
- Какой возник вопрос? (как разделить 17 на 2)
- Что важно знать при делении? (таблицу умножения)
- В чем трудность при делении 17 на 2? (17 нет в таблице умножения)
- Давайте попытаемся разделить, опираясь на предметные действия.
Эксперимент 1
- У меня на столе лежит стопка из 17 тетрадей. Я ее отдам …. И он разделит ее между ….. и ……
- Разделил?
- Сделай вывод (каждый получил по 8 тетрадей, если затрудняются в ответе, то обратиться к ученикам с тетрадями. – Что можешь сказать о своих тетрадях?)
- Все тетради разделили? (нет)
- Почему оставшаяся тетрадь никому не досталась? (делили поровну)
- Сколько осталось? (1)
- Что такое 1? (остаток)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Деление с остатком.)
На доску прикрепляю (с остатком)
- Определите цель урока. (Научиться выполнять действие деление с остатком).
- Давайте обратимся к нашей «Чудо-лесенке», чтобы определить на какой ступени по знаниям данной темы мы с вами можем находиться и отметим себя на ней. Лесенку возьмите в конверте, отмечайте простым карандашом.
- Проведя эксперимент, что мы можем сказать об этом выражении? (у детей по 8 и 1 ост.)
- У нас записано это выражение в тетради (я на доске). Каждый получил по 8 тетрадей.
- Как вы думаете, а куда записать оставшуюся тетрадь? (…….)
- В математике принято количество оставшихся предметов записывать в скобках: 17:2=8(ост.1)
-При делении с остатком получается 2 числа: неполное частное и остаток.
- Сколько разделили без остатка? (16)
- Что важно знать при делении? (таблицу умножения)
- Так сколько раз по 2 содержится в 17? (8 и ост.1)
- Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов деления.
4. Первичное усвоение новых знаний (4 мин)
- Мы исследователи, а значит должны, как можно больше рассмотреть вариантов деления. А сейчас проведем эксперимент 2.
Эксперимент 2
Достаньте из конверта по 1 полоске.
- Измерьте их. (10)
- Узнайте, сколько раз по 3 см содержится в 10, отметьте на полоске и разрежьте ее.
- Что вы можете сказать о частях, которые у вас получились? (3 равные части по 3 см и еще 1 см)
- Как мы это можем записать на доске в виде числового выражения? (10:3=3(ост.1))
- Запишите его в тетрадь. (1 чел. у доски)
- Что мы с вами исследовали? (деление с остатком)
- Что можете сказать об этом числовом выражении? (мы можем прочитать его математически)
(10 - делимое, 3-делитель, 3- частное, 1- остаток)
- Давайте проверим, совпала ли наша запись с записью учебника. Откройте его стр. 98
- Прочитайте.
- Совпало наше решение? (да)
- Какой сделаем вывод? (Мы рассуждали правильно)
- Возьмите вашу лесенку и зеленую ручку. А сейчас на какой ступени вы себя можете поставить? Продвинулись по лесенке?
– Покажите вашу лесенку.
5. Физ. минутка (1 мин)
(Проводит упр. 1 человек у доски, дети на местах повторяют движения)
6. Осознание и осмысление учебного материала. Практическая работа. Работа в ТПО. (5 мин)
- Давайте применим наши знания на практике.
- Нам необходимо раздать 7 цветочков 3 зайчикам поровну. Как это можно сделать?
- Подумайте, как это задание можно графически изобразить в тетради? (цветы рисовать не будем, заменяем их на квадраты)
- Выполним схематический рисунок и запишем решение в тетрадь. (1 чел. у доски)
- Прочитайте числовое выражение математически.
- Молодцы!
- Давайте для закрепления этого материала выполним задание в тетрадях на печатной основе. Откройте тетрадь стр. 43 №144.
- Прочитайте задание (1 чел.)
- Начнем выполнять его по цепочке.
7. Самостоятельная работа (8мин)
Слайд №3
- Посмотрите на слайд. Как вы думаете, что нужно сделать? (решить числовые выражения).
- Самостоятельно выполните эти задания, сделав к числовым выражениям схематический чертеж.
- Выполните самопроверку.
Слайд № 4 (ответы)
- Поднимите руку, кто не ошибся.
- Положите перед собой нашу лесенку, возьмите синюю ручку. А сейчас на какой ступени вы себя можете поставить? Продвинулись по лесенке?
8. Решение составной задачи
Слайд № 5
- А сейчас поработаем с задачей.
У Сережи 29 рублей. Он купил 6 карандашей по 4 рубля. Сколько рублей осталось у Сережи?
- Прочитайте задачу.
- О чем в ней говориться? (о мальчике Сереже, который купил 6 карандашей по 4 рубля).
- Как удобнее записать условие в тетрадь? (краткая запись, чертеж).
- Как вы думаете, что будет выполнить удобнее? (чертеж).
(1 человек у доски чертит по линейке, поясняя свои записи.)
(В задаче нам известно, что у Сережи было 29 рублей, мы не знаем сколько денег он потратил на покупку, но сказано, что он купил 6 карандашей по 4 рубля. Нужно узнать сколько денег осталось у Сережи).
- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет, мы не знаем сколько денег он потратил. Сначала мы узнаем, сколько он заплатил за 6 карандашей, а потом – сколько денег у него осталось. Это составная задача).
- Запишите решение в тетрадь.
1) 4 • 6 = 24 (р.)- потратил
2) 29 – 24 = 5 (р.)
Ответ: у Сережи осталось 5 рублей.
- Ребята, а мог Сережа купить еще 1 карандаш?
- Молодцы! Закройте тетради.
9. Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (5 мин)
- Давайте подведем итог.
- Какое открытие помогла нам совершить «ИКС-педиция»?
-Как вы думаете, где мы можем применить новые знания?
- Для чего?
- Какую цель мы ставили перед собой на сегодняшнем уроке?
- Достигли мы ее?
- Для того, чтобы закрепить все что мы с вами узнали сегодня на уроке, дома выполните домашнее задание.
Обязательное: в ТПО стр. 43 №143;
По желанию: составить 4 числовых выражения на деление с остатком, вычислить их с помощью схематического рисунка.
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
- У вас на столах лежат смайлики. Если вам все удалось на уроке – выберите смайлик с улыбкой, если вам было трудно, но вы справились – выберите смайлик с задумчивым выражением, если вам еще понадобиться помощь - выберите смайлик с грустным видом.
- Спасибо.