Предмет математика
 Класс 3 «Г»
 Учитель Новикова С.А.
 Автор учебника В. Н. Рудницкая
 Тема урока Деление с остатком
  Дидактическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с делением с остатком.
 Тип урока: урок усвоения знаний.
 Задачи урока:
 Образовательные:
  1) формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьниками умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
  2) формировать практические навыки деления с остатком;
  3) продолжить работу по совершенствованию техники устного счета;
  4) формировать навыки анализа задачи, умений решать задачи.
 Развивающие:
  1) развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;
  2) развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;
  3) развитие культуры речи и эмоций учащихся.
 Воспитательные:
  1) в целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма;
 2) наблюдательности и любознательности;
 3) развитие познавательной активности, формирование навыков работы в парах.
 
 
 Планируемые результаты:
 личностные: формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; развитие познавательных интересов, учебной мотивации;
 метапредметные:
  регулятивные: планируют решение учебной задачи, целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
  коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в парах: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учить понимать возможности различных позиций и точек зрения;
  познавательные: развитие познавательных интересов; умение выделять главное; учить сравнивать данные; определять общие признаки, решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученных на модели, с текстом;
  Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, в парах.
  Средства обучения: учебник «Математика», презентация, ТПО, задания для работы в парах.
 
 
  ХОД УРОКА
 
 
  - Орг. момент (3 мин) 
На партах у детей 3 смайлика.
 - Поприветствуем наших гостей, садитесь.
 - Возьмите смайлики и покажите, какое у вас настроение.
 - Признаком хорошего настроения является улыбка. Улыбнитесь мне и друг другу.
 - Я желаю, чтобы такое настроение сохранилось до конца урока. Всем большой удачи!
 - Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытия, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания, а для этого я предлагаю вам отправиться в «ИКС-педицию».
 -Чем в математике является « Х»? (неизвестное число, которое нужно найти).
 - Мы должны провести исследовательскую работу, в математике для вас еще много неизвестного.
 - В пути нам помогут знания, смекалка, хорошее настроение, а также, вы будете оценивать свою работу.
 - Откройте тетради, запишите число, классная работа.
 - Что вы можете сказать о числе (…)? ( двузначное и т.д..)
 - Отложите тетрадь в сторону.  
 
 
 Актуализация опорных знаний. Устный счет (5 мин)
  - Работать будем в парах.
 - Вспомним правила работы в парах.
  1. Работать должны оба.
  2. Один говорит, другой слушает.
  3. Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар.
  4. Свое несогласие высказывай вежливо.
  5. Если не понял, переспроси.
 - Возьмите на партах карточки. Работать будем по вариантам.  
 -Прочитайте, какое у вас задание. (3 чел.)
 - У кого такое же?
 - Начинайте выполнять.
 
 
    |    Обведите числа, которые делятся на 2 без остатка. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20. 1. 2. 3. 4. | 
 
  
 
  
 
    | Обведите числа, которые делятся на 3 без остатка. 6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23, 24,25,26,27. 1. 2. 3. 4. | 
 
  
 
    |   Обведите числа, которые делятся на 4 без остатка. 8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23, 24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36. 1. 2. 3. 4. | 
 
   
 - Проверим, как вы справились с заданием. (3 чел. с места по очереди).
 
 
 - А сейчас у нас «Блиц-турнир».  
 - Что такое «Блиц-турнир»? (Решить задачи и записать только решение.)
 В поход пошли 45 мальчиков, а девочек в 5 раз меньше. Сколько девочек пошло в поход? (45:5=9 д.)
 Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку? (54:9=6 л.)
 В 4 бидона разлили 16л молока поровну. Сколько литров молока в каждом бидоне? (16:4=4 л)
 В столовой испекли 24 пирога. Их раздали по 3 штуки каждому ученику. Сколько учеников получили пироги? (24:3=8 уч.).
 - Проверим, как вы справились с заданием.
 Слайд №1
 - Молодцы!
 - Посмотрите на карточку, что вы можете сказать о заданиях, которое сейчас выполняли? (Вспоминали таблицу умножения и деления, решали задачи на деление)
 
 
 3. Целепологание и мотивация (7 мин)
 - Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (делением)
 На доску прикрепляю слово Деление.
 - Давайте вспомним, что вы знаете о делении? (деление – это обратное действие умножению, компоненты деления).
 - Молодцы! Значит, вы легко найдете значения этих частных.
 Слайд №2
 - Решите эти числовые выражения записав их в тетрадь. (10:5=2 9:3=3 17:2= )
 -Кто справился с заданием?
 - У кого возникли затруднения?
 - В чем было затруднение?
 - Как вы думаете, почему это произошло? (17:2 не можем разделить без остатка)
 - Назовите результат в 1 выражении, во 2.
 - Какой возник вопрос? (как разделить 17 на 2)
 - Что важно знать при делении? (таблицу умножения)
 - В чем трудность при делении 17 на 2? (17 нет в таблице умножения)
 - Давайте попытаемся разделить, опираясь на предметные действия.
 
 
 Эксперимент 1
 - У меня на столе лежит стопка из 17 тетрадей. Я ее отдам …. И он разделит ее между ….. и ……
 - Разделил?  
 - Сделай вывод (каждый получил по 8 тетрадей, если затрудняются в ответе, то обратиться к ученикам с тетрадями. – Что можешь сказать о своих тетрадях?)
 - Все тетради разделили? (нет)
 - Почему оставшаяся тетрадь никому не досталась? (делили поровну)
 - Сколько осталось? (1)
 - Что такое 1? (остаток)
  - Сформулируйте тему сегодняшнего урока.  
 (Деление с остатком.)
  На доску прикрепляю (с остатком)
 - Определите цель урока. (Научиться выполнять действие деление с остатком).
 - Давайте обратимся к нашей «Чудо-лесенке», чтобы определить на какой ступени по знаниям данной темы мы с вами можем находиться и отметим себя на ней. Лесенку возьмите в конверте, отмечайте простым карандашом.
 - Проведя эксперимент, что мы можем сказать об этом выражении? (у детей по 8 и 1 ост.)
 - У нас записано это выражение в тетради (я на доске). Каждый получил по 8 тетрадей.  
 - Как вы думаете, а куда записать оставшуюся тетрадь? (…….)
 - В математике принято количество оставшихся предметов записывать в скобках: 17:2=8(ост.1)
 -При делении с остатком получается 2 числа: неполное частное и остаток.
 - Сколько разделили без остатка? (16)
 - Что важно знать при делении? (таблицу умножения)
 - Так сколько раз по 2 содержится в 17? (8 и ост.1)
 - Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов деления.  
 
 
 
 
 
 
 4. Первичное усвоение новых знаний (4 мин)
 - Мы исследователи, а значит должны, как можно больше рассмотреть вариантов деления. А сейчас проведем эксперимент 2.  
 
 
 Эксперимент 2
 Достаньте из конверта по 1 полоске.
 - Измерьте их. (10)
 - Узнайте, сколько раз по 3 см содержится в 10, отметьте на полоске и разрежьте ее.
 - Что вы можете сказать о частях, которые у вас получились? (3 равные части по 3 см и еще 1 см)
 - Как мы это можем записать на доске в виде числового выражения? (10:3=3(ост.1))
  - Запишите его в тетрадь. (1 чел. у доски)
 - Что мы с вами исследовали? (деление с остатком)
 - Что можете сказать об этом числовом выражении? (мы можем прочитать его математически)
 (10 - делимое, 3-делитель, 3- частное, 1- остаток)
 - Давайте проверим, совпала ли наша запись с записью учебника. Откройте его стр. 98  
 - Прочитайте.
 - Совпало наше решение? (да)
 - Какой сделаем вывод? (Мы рассуждали правильно)
 - Возьмите вашу лесенку и зеленую ручку. А сейчас на какой ступени вы себя можете поставить? Продвинулись по лесенке?
 – Покажите вашу лесенку.  
  5. Физ. минутка (1 мин)
 (Проводит упр. 1 человек у доски, дети на местах повторяют движения)
 
 
 6. Осознание и осмысление учебного материала. Практическая работа. Работа в ТПО. (5 мин)
  
 
  - Давайте применим наши знания на практике.
 - Нам необходимо раздать 7 цветочков 3 зайчикам поровну. Как это можно сделать?
 - Подумайте, как это задание можно графически изобразить в тетради? (цветы рисовать не будем, заменяем их на квадраты)
 - Выполним схематический рисунок и запишем решение в тетрадь. (1 чел. у доски)
 - Прочитайте числовое выражение математически.  
 - Молодцы!
 - Давайте для закрепления этого материала выполним задание в тетрадях на печатной основе. Откройте тетрадь стр. 43 №144.
 - Прочитайте задание (1 чел.)
 - Начнем выполнять его по цепочке.
 
 
 7. Самостоятельная работа (8мин)
 Слайд №3
 - Посмотрите на слайд. Как вы думаете, что нужно сделать? (решить числовые выражения).
 - Самостоятельно выполните эти задания, сделав к числовым выражениям схематический чертеж.
   
 - Выполните самопроверку.
 Слайд № 4 (ответы)
 - Поднимите руку, кто не ошибся.
 - Положите перед собой нашу лесенку, возьмите синюю ручку. А сейчас на какой ступени вы себя можете поставить? Продвинулись по лесенке?
 
 
 8. Решение составной задачи
  Слайд № 5
 - А сейчас поработаем с задачей.
 У Сережи 29 рублей. Он купил 6 карандашей по 4 рубля. Сколько рублей осталось у Сережи?
 - Прочитайте задачу.
 - О чем в ней говориться? (о мальчике Сереже, который купил 6 карандашей по 4 рубля).
 - Как удобнее записать условие в тетрадь? (краткая запись, чертеж).
 - Как вы думаете, что будет выполнить удобнее? (чертеж).
 (1 человек у доски чертит по линейке, поясняя свои записи.)
 (В задаче нам известно, что у Сережи было 29 рублей, мы не знаем сколько денег он потратил на покупку, но сказано, что он купил 6 карандашей по 4 рубля. Нужно узнать сколько денег осталось у Сережи).
 - Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (нет, мы не знаем сколько денег он потратил. Сначала мы узнаем, сколько он заплатил за 6 карандашей, а потом – сколько денег у него осталось. Это составная задача).
  - Запишите решение в тетрадь.  
 1) 4 • 6 = 24 (р.)- потратил
 2) 29 – 24 = 5 (р.)
 Ответ: у Сережи осталось 5 рублей.
 - Ребята, а мог Сережа купить еще 1 карандаш?
 - Молодцы! Закройте тетради.
 9. Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (5 мин)
 - Давайте подведем итог.
 - Какое открытие помогла нам совершить «ИКС-педиция»?
 -Как вы думаете, где мы можем применить новые знания?
 - Для чего?
 - Какую цель мы ставили перед собой на сегодняшнем уроке?
 - Достигли мы ее?
 - Для того, чтобы закрепить все что мы с вами узнали сегодня на уроке, дома выполните домашнее задание.
 Обязательное: в ТПО стр. 43 №143;
 По желанию: составить 4 числовых выражения на деление с остатком, вычислить их с помощью схематического рисунка.
 - Довольны ли вы своей работой на уроке?
 - У вас на столах лежат смайлики. Если вам все удалось на уроке – выберите смайлик с улыбкой, если вам было трудно, но вы справились – выберите смайлик с задумчивым выражением, если вам еще понадобиться помощь - выберите смайлик с грустным видом.
 - Спасибо.