Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на основе системно-деятельностного подхода»
Выполнила:
Голенко Анна Олеговна
студентка 4 курса, группа 4НО2
Математика, 3 класс
УМК: Школа России
Тема: «Деление с остатком»
Комментарии к уроку.
Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.
На данном этапе учащиеся уже знакомы с делением двузначных чисел на однозначное число, а также с делением двузначных чисел на двузначное число (по алгоритму)
К концу урока дети знают алгоритм деления с остатком.
Цель: научиться применять известный алгоритм для решения примеров нового вида, опираясь на знания табличного умножения и деления
Задачи:
Предметные:
- совершенствовать навык использовать табличное умножение при делении с остатком;
- совершенствовать навык решения примеров на деление с остатком;
- совершенствовать вычислительные навыки.
Метапредметные:
- развитие регулятивных УУД (оценивание, контроль)
- развитие познавательных УУД (анализ, синтез, сравнение, классификация)
- развитие коммуникативных УУД (формулировать предположение, строить понятные речевые высказывания, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности).
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: — Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.
Актуализация знаний. 3 минуты
Устный счет.Дети устно выполняют упражнения, проговаривая все свои действия. Весь учебный материал уже освоен и вычислительные навыки сформированы
69:3, заменю двузначное число суммой разрядных слагаемых: 69:3=(60+9):3.
Разделю каждое слагаемое на число: 60:3+9:3.
Сложу результат: 20+3=23.
Читаю ответ: частное 69 и 3 равна 23
Проблематизация 8 минут
Учитель: Теперь обратите внимание на экран. Как найти неизвестный компонент при делении?
Делимое
72
29
96
23
45
19
Делитель
18
3
16
7
15
9
Частное
Учитель:
Ребята, разделите эти выражения на две группы так, чтобы в каждой группе было одинаковое количество примеров.
Ученики:
1 группа: 72:18; 96:16; 45:15
В первой группе примеры на деление двузначного числа на двузначное
2 группа: 29:3; 23:7; 19:9
Во первой группе примеры деления двузначного числа на однозначное.
Учитель:
Давайте отметим те группы, примеры которых мы уже умеем решать.
Дети определяют группу и отчерчивают границу умений «умею – не умею.
Ученики:
Примеры первой группы решаются по алгоритму, а второй группы – раньше не решали.
Учитель:
Давайте решим примеры первой группы.
Один ученик выходит к доске и решает первый пример первой группы, комментируя свои действия, остальные работают самостоятельно, кому нужна помощь – слушают комментатора и пишут за ним.
Ученик:
72:18
Для того, чтобы разделить двузначное число на двузначное методом подбора, надо: 1) определить количество цифр в частном, при делении десятков на десятки получаются единицы, значит, в частном будет одна цифра; 2) делим единицы на единицы; 3) число 2 на 8 не делится, занимаем десяток; 4) число 12 на 8 не делится, занимаем ещё десяток; 5) число 22 на 8 не делится, занимаем ещё десяток; 6) число 32 на 8 делится, ответ 4; 5) делим десятки на десятки, 3 занимали, осталось 4 десятка; 4 на 1 делится, ответ тоже 4; 6) сравниваем полученные ответы, они совпадают, следовательно частное определено верно; 7) делаем проверку.
Дальше ученики решают второй пример первой группы самостоятельно, затем – проверка по образцу на доске. У кого есть ошибки – исправляют их зеленой ручкой.
Учитель:
Что особенного вы заметили во второй группе?
Ученики:
Выражения этой группы похожи на те, которые мы уже решали, только число 29:3 нельзя разделить ровно на несколько частей
Учитель:
Как вы думаете, можно ли решить примеры нового вида знакомым нам алгоритмом? Какие у вас есть предположения? Кто считает, что можно, кто считает, что нет? Выскажите свои предположения.
Ученики:
Я считаю, что нельзя по известному алгоритму, потому что нельзя разделить ровно на несколько частей. Алгоритм должен быть другим.
Я считаю, что можно решить по известному алгоритму.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. 2 минуты
Учитель:
Мы услышали два разных предположения: 1 –нельзя решить, 2 – можно решить. Наша цель – проверить, можно ли с помощью известного алгоритма решить примеры нового вида. Какой результат мы должны получить в конце урока? Как мы поймем, что достигли цели?
Ученики:
мы научимся решать примеры нового вида.
Определение результата
Учитель: Если в конце этого урока у нас с вами будет верно заполненная таблица, значит мы научились решать примеры нового вида.
Если наш с вами алгоритм будет удобен, и мы с легкостью по нему будем решать примеры, то мы сможем сказать, что наш урок всеми усвоен на отлично.
Планирование 2 минуты
Учитель:
Итак, мы отправляемся в путь к нашей цели.
А для достижения поставленной цели составим план.
1.Составить алгоритм деления числа с остатком.
2.Использовать алгоритм для решения примеров.
4.Применять алгоритм при самостоятельной работе.
3. Сделать вывод.
Введение критериев оценивания
Учитель: Как вы думаете, что сможет нам помочь в оценке урока?
Ученики: Мы решим несколько примеров и посмотрим, получились ли верные ответы.
Учитель: Согласна, после проверки алгоритма мы сможем оценить результат. А также мы сможем заполнить до конца таблицу.
У вас на парте есть оценочный лист. Посмотрите какие критерии оценки у нас будут на уроке:
№
Название задания
Баллы
Алгоритм решения примера
Я смог сам понять и составить алгоритм решения примеров
2
Я составил алгоритм только после помощи ребят и учителя, я понял алгоритм.
1
Я пока не смог составить алгоритм и не понял, как составили алгоритм ребята. Но у меня получится.
0
2. Применение алгоритма в работе на уроке
Я сразу понял применение алгоритма и мне было достаточно объяснения одного примера у доски.
2
Я понял применение алгоритма только после работы у доски ребят.
1
Я пока не смог сам применить алгоритм, но у меня всё получится.
0
3. Применение умения при выполнении самостоятельной работы
Я смог решить 1, 2, 3 примера верно и в остальных я понял свою ошибку (баллы соответствуют количеству верно решенных примеров).
3
2
1
Я пока не смог выполнить ни одного задания из самостоятельной работы. Я постараюсь и у меня получится решить примеры нового вида.
0
Итог (посчитай сумму баллов)
7 баллов – оценка «5».
5-6 баллов – оценка «4».
3-4 баллов – оценка «3».
Моя оценка: _________________________
Основная часть.
Реализация плана 20 минут
Учитель: Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при заполнении таблицы?
Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавших в конкретной жизненной ситуации.
У меня лежит стопка из 17 тетрадей, я её отдаю Алёше и предлагаю разделить поровну между двумя учениками.
Ученики: Попробуем.
Учитель: Разделили? Делаем вывод.
Учитель: Сколько получит каждый?
Ученики: Каждый ученик получит по 8 тетрадей
Учитель: Все ли тетради разделили?
Ученики: Нет
Учитель: Почему оставшаяся тетрадь никому не досталась?
Ученики: Потому что делили поровну
Учитель: Сколько осталось? (1) Так что такое 1?
Ученики: Остаток
Давайте запишем это выражение.
Учитель: Как вы думаете, а куда записать оставшуюся тетрадь?
В математике принято количество оставшихся предметов записывать так:
17 : 3 = 5 (ост. 2)
(учитель проговаривает)
Учитель: Сколько разделили без остатка? (16) Почему? Что важно знать при делении?
Ученики: Мы должны знать таблицу умножения
Учитель: Так сколько раз по 2 содержится в 17?
Ученики: 8, остаток 1
Учитель: Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов.
Учитель: Решим ещё одну задачу.
10 котят рассадили в 3 корзинки поровну. Сколько котят в каждой корзинке?
Работая парами, разложите кружочки, обозначающие котят, в 3 группы поровну.
Учитель: Какой ответ у вас получился? Сколько всего котят вы рассадили?
Учитель: А у меня вот такое решение: 10 : 3 =2 (ост. 4)
Учитель: А как вы думаете правильное оно, возможен такой ответ? Я взяла число 6, которое тоже без остатка делится на 3. А вы взяли число 9.
Учитель: Может быть разный ответ при делении одного и того же выражения?
Учитель: Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм деления с остатком
Ученики: Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.
Учитель: Рассуждения верные. Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно. Запишем алгоритм по пунктам в блокнот.
Как разделить число с остатком.
Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.
Данное число делим на делитель. Это значение частного.
Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток.
Помним, что остаток должен быть меньше частного.
Учитель: Это первый пункт нашего алгоритма.
Посоветуйтесь друг с другом, каким будет второй пункт, что мы делаем дальше? Данное число делим на делитель. Это значение частного.
Дальше?
Вычитаем число, которое разделили, из делимого – это остаток. Молодцы!
Фиксация результата (промежуточная) первого пункта плана
Учитель: Какую задачу мы поставили перед собой на уроке?
Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель: Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, что научились решать примеры на деление с остатком?
Ученики: Да.
Учитель: Приступаем к выполнению заданий самостоятельной работы. Раздаются задания на карточках в двух вариантах, выполнив которые, ученики меняются карточками.
1 вариант
Выполните деление с остатком:
8 : 3 = 6 : 5 =
9 : 4 = 9 : 5 =
2 вариант
Выполните деление с остатком:
12 : 5 = 13 : 4 =
17 : 8 = 19 : 2 =
Оценивание 3 минуты
Учитель: Ребята, время на самостоятельную работу закончилось. На доске высветились ответы к каждому варианту. Выполните самопроверку.
Давайте выясним, все ли справились с сегодняшней задачей:
Поднимите руку, у кого нет ошибок. Вы — молодцы.
Если допущена ошибка, то найдите шаг алгоритма, в котором она допущена.
Оцените свой результат.
Рефлексия 5 минут
Вернемся к таблице и заполним ее до конца.
Вложите таблицу в папку и заполните оценочный лист и лист самооценки.
Оценочный лист сдайте мне. В нашем традиционном листе самооценки запишите тему урока, оцените свое первое впечатление, ответьте на вопрос «Все ли мне было сегодня понятно? Смогу ли я самостоятельно выполнить домашнее задание?». Если на вопросы был положительный ответ, то графа с вопросами остается пустой. Если же на какой-то вопрос был ответ отрицательный, сформулируйте и запишите, что из урока вызвало вопрос.
Учитель:
Молодцы, хочу сказать вам, что первый шаг к успеху вы уже сделали: вы увидели свои ошибки и знаете, как их исправить. Это очень большой шаг к победе, я вас поздравляю и горжусь вами.
А сейчас я хочу, чтобы каждый из вас сейчас подумал и сказал, какого успеха он добился на этом уроке.
Ученики:
Я научился решать примеры нового вида.
Я научился лучше вычислять.
Я знаю, по какому алгоритму можно решать любые примеры на деления