kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока на основе системно-деятельностного подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математике по теме" Деление с остатком" 3 класс "Школа России"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на основе системно-деятельностного подхода»

Выполнила:

Голенко Анна Олеговна

студентка 4 курса, группа 4НО2

Математика, 3 класс

УМК: Школа России

 Тема: «Деление с остатком»

Комментарии к уроку.

Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.

На данном этапе учащиеся уже знакомы с делением двузначных чисел на однозначное число, а также с делением двузначных чисел на двузначное число (по алгоритму)

К концу урока дети знают алгоритм деления с остатком.

Цель: научиться применять известный алгоритм для решения примеров нового вида, опираясь на знания табличного умножения и деления

Задачи:

Предметные:

- совершенствовать навык использовать табличное умножение при делении с остатком;

- совершенствовать навык решения примеров на деление с остатком;

- совершенствовать вычислительные навыки.

Метапредметные:

- развитие регулятивных УУД (оценивание, контроль)

- развитие познавательных УУД (анализ, синтез, сравнение, классификация)

- развитие коммуникативных УУД (формулировать предположение, строить понятные речевые высказывания, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности).

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: — Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.


Актуализация знаний. 3 минуты

Устный счет. Дети устно выполняют упражнения, проговаривая все свои действия. Весь учебный материал уже освоен и вычислительные навыки сформированы

Учитель:

Выполните действия:

13*5 42:7 15:5 8*7 72:8 69:3 40:20 18:6 28:2 99:33 65:5

Ученики:

65, 6, 3, 56, 9, 2, 2, 3,14, 3, 13

Учитель:

Проговорите алгоритм решения 6 примера

Ученики:

69:3, заменю двузначное число суммой разрядных слагаемых: 69:3=(60+9):3.

Разделю каждое слагаемое на число: 60:3+9:3.

Сложу результат: 20+3=23.

Читаю ответ: частное 69 и 3 равна 23


Проблематизация 8 минут


Учитель: Теперь обратите внимание на экран. Как найти неизвестный компонент при делении?


Делимое

72

29

96

23

45

19

Делитель

18

3

16

7

15

9

Частное








Учитель:

Ребята, разделите эти выражения на две группы так, чтобы в каждой группе было одинаковое количество примеров.

Ученики:

1 группа: 72:18; 96:16; 45:15

В первой группе примеры на деление двузначного числа на двузначное

2 группа: 29:3; 23:7; 19:9

Во первой группе примеры деления двузначного числа на однозначное.

Учитель:

Давайте отметим те группы, примеры которых мы уже умеем решать.

Дети определяют группу и отчерчивают границу умений «умею – не умею.

Ученики:

Примеры первой группы решаются по алгоритму, а второй группы – раньше не решали.

Учитель:

Давайте решим примеры первой группы.

Один ученик выходит к доске и решает первый пример первой группы, комментируя свои действия, остальные работают самостоятельно, кому нужна помощь – слушают комментатора и пишут за ним. 

Ученик:

72:18

Для того, чтобы разделить двузначное число на двузначное методом подбора, надо: 
1) определить количество цифр в частном, при делении десятков на десятки получаются единицы, значит, в частном будет одна цифра;
2) делим единицы на единицы;
3) число 2 на 8  не делится, занимаем десяток;
4) число 12 на 8 не делится, занимаем ещё десяток;
5) число 22 на 8 не делится, занимаем ещё десяток;
6) число 32 на 8 делится, ответ 4;
5) делим десятки на десятки, 3 занимали, осталось 4 десятка; 4 на 1 делится, ответ тоже 4;
6) сравниваем полученные ответы, они совпадают, следовательно частное определено верно;
7) делаем проверку.

 Дальше ученики решают второй пример первой группы самостоятельно, затем – проверка по образцу на доске. У кого есть ошибки – исправляют их зеленой ручкой.

Учитель:

Что особенного вы заметили во второй группе?

Ученики:

Выражения этой группы похожи на те, которые мы уже решали, только число 29:3 нельзя разделить ровно на несколько частей

Учитель:

Как вы думаете, можно ли решить примеры нового вида знакомым нам алгоритмом? Какие у вас есть предположения? Кто считает, что можно, кто считает, что нет? Выскажите свои предположения.

Ученики:

Я считаю, что нельзя по известному алгоритму, потому что нельзя разделить ровно на несколько частей. Алгоритм должен быть другим.

Я считаю, что можно решить по известному алгоритму.


ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.      2 минуты

Учитель:

Мы услышали два разных предположения: 1 –нельзя решить, 2 – можно решить. Наша цель – проверить, можно ли с помощью известного алгоритма решить примеры нового вида. Какой результат мы должны получить в конце урока?  Как мы поймем, что достигли цели?

Ученики:

мы научимся решать примеры нового вида.


Определение результата

Учитель: Если в конце этого урока у нас с вами будет верно заполненная таблица, значит мы научились решать примеры нового вида.

Если наш с вами алгоритм будет удобен, и мы с легкостью по нему будем решать примеры, то мы сможем сказать, что наш урок всеми усвоен на отлично.

Планирование 2 минуты

Учитель:

Итак, мы отправляемся в путь к нашей цели.

А для достижения поставленной цели составим план.

1.Составить алгоритм деления числа с остатком.

2.Использовать алгоритм для решения примеров.

4.Применять алгоритм при самостоятельной работе.

3. Сделать вывод.

Введение критериев оценивания

Учитель: Как вы думаете, что сможет нам помочь в оценке урока?

Ученики: Мы решим несколько примеров и посмотрим, получились ли верные ответы.

Учитель: Согласна, после проверки алгоритма мы сможем оценить результат. А также мы сможем заполнить до конца таблицу.

У вас на парте есть оценочный лист. Посмотрите какие критерии оценки у нас будут на уроке:

Название задания

Баллы

  1. Алгоритм решения примера


Я смог сам понять и составить алгоритм решения примеров

2


Я составил алгоритм только после помощи ребят и учителя, я понял алгоритм.

1


Я пока не смог составить алгоритм и не понял, как составили алгоритм ребята. Но у меня получится.

0

2.     Применение алгоритма в работе на уроке


Я сразу понял применение алгоритма и мне было достаточно объяснения одного примера у доски.

2


Я понял применение алгоритма только после работы у доски ребят.

1


Я пока не смог сам применить алгоритм, но у меня всё получится.

0

3.     Применение умения при выполнении самостоятельной работы


Я смог решить 1, 2, 3 примера верно и в остальных я понял свою ошибку (баллы соответствуют количеству верно решенных примеров).

3

2

1


Я пока не смог выполнить ни одного задания из самостоятельной работы. Я постараюсь и у меня получится решить примеры нового вида.

0

  1. Итог (посчитай сумму баллов)


7 баллов – оценка «5».

5-6 баллов – оценка «4».

3-4 баллов – оценка «3».

Моя оценка: _________________________



Основная часть.

Реализация плана 20 минут

Учитель: Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при заполнении таблицы?

Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавших в конкретной жизненной ситуации.

У меня лежит стопка из 17 тетрадей, я её отдаю Алёше и предлагаю разделить поровну между двумя учениками.

Ученики: Попробуем.

Учитель: Разделили? Делаем вывод.

Учитель: Сколько получит каждый?

Ученики: Каждый ученик получит по 8 тетрадей

Учитель: Все ли тетради разделили?

Ученики: Нет

Учитель: Почему оставшаяся тетрадь никому не досталась?

Ученики: Потому что делили поровну

Учитель: Сколько осталось? (1) Так что такое 1?

Ученики: Остаток

Давайте запишем это выражение.

Учитель: Как вы думаете, а куда записать оставшуюся тетрадь?

В математике принято количество оставшихся предметов записывать так:

17 : 3 = 5 (ост. 2)

(учитель проговаривает)

Учитель: Сколько разделили без остатка? (16) Почему? Что важно знать при делении?

Ученики: Мы должны знать таблицу умножения

Учитель: Так сколько раз по 2 содержится в 17?

Ученики: 8, остаток 1

Учитель: Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов.

Учитель: Решим ещё одну задачу. 

10 котят рассадили в 3 корзинки поровну. Сколько котят в каждой корзинке?

Работая парами, разложите кружочки, обозначающие котят, в 3 группы поровну.

Учитель: Какой ответ у вас получился? Сколько всего котят вы рассадили?

Учитель: А у меня вот такое решение: 10 : 3 =2 (ост. 4)

Учитель: А как вы думаете правильное оно, возможен такой ответ? Я взяла число 6, которое тоже без остатка делится на 3. А вы взяли число 9.

Учитель: Может быть разный ответ при делении одного и того же выражения?

Учитель: Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм деления с остатком

Ученики: Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.

Учитель: Рассуждения верные. Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно. Запишем алгоритм по пунктам в блокнот.

Как разделить число с остатком.

  1. Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.

  2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.

  3. Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток.

  4. Помним, что остаток должен быть меньше частного.

Учитель: Это первый пункт нашего алгоритма.

Посоветуйтесь друг с другом, каким будет второй пункт, что мы делаем дальше? Данное число делим на делитель. Это значение частного.

Дальше?

Вычитаем число, которое разделили, из делимого – это остаток. Молодцы!


Фиксация результата (промежуточная) первого пункта плана

Учитель: Какую задачу мы поставили перед собой на уроке?

Ученики: Вывести алгоритм деления с остатком

Учитель: Вам удалось с ней справиться?

Ученики: Да.

Учитель: Каков наш следующий шаг?

Ученики: Научиться применять данный алгоритм.

Учитель: Выполните действия: 11 : 4 = 28 : 5 = 18 : 7 = 37 : 4 =

24 : 5 = 4(ост. 4); 19 : 4 = 4(ост. 3); 33 : 6 = 5(ост. 3); 45 : 6 = 7(ост. 3);

13 : 3 = 4(ост. 1); 27 : 8 = 3(ост. 3) 

Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель: Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, что научились решать примеры на деление с остатком?

Ученики: Да.

Учитель: Приступаем к выполнению заданий самостоятельной работы. Раздаются задания на карточках в двух вариантах, выполнив которые, ученики меняются карточками.

1 вариант

Выполните деление с остатком:

8 : 3 = 6 : 5 =

9 : 4 = 9 : 5 =

2 вариант

Выполните деление с остатком:

12 : 5 = 13 : 4 =

17 : 8 = 19 : 2 =


Оценивание 3 минуты


Учитель: Ребята, время на самостоятельную работу закончилось. На доске высветились ответы к каждому варианту. Выполните самопроверку.

Давайте выясним, все ли справились с сегодняшней задачей:

  • Поднимите руку, у кого нет ошибок. Вы — молодцы.

  • Если допущена ошибка, то найдите шаг алгоритма, в котором она допущена.

Оцените свой результат.

Рефлексия 5 минут

Вернемся к таблице и заполним ее до конца.

Вложите таблицу в папку и заполните оценочный лист и лист самооценки.

Оценочный лист сдайте мне. В нашем традиционном листе самооценки запишите тему урока, оцените свое первое впечатление, ответьте на вопрос «Все ли мне было сегодня понятно? Смогу ли я самостоятельно выполнить домашнее задание?». Если на вопросы был положительный ответ, то графа с вопросами остается пустой. Если же на какой-то вопрос был ответ отрицательный, сформулируйте и запишите, что из урока вызвало вопрос.

Учитель:

Молодцы, хочу сказать вам, что первый шаг к успеху вы уже сделали: вы увидели свои ошибки и знаете, как их исправить. Это очень большой шаг к победе, я вас поздравляю и горжусь вами.

А сейчас я хочу, чтобы каждый из вас сейчас подумал и сказал, какого успеха он добился на этом уроке.

Ученики:

Я научился решать примеры нового вида.

Я научился лучше вычислять.

Я знаю, по какому алгоритму можно решать любые примеры на деления

Учитель:

Спасибо за урок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока на основе системно-деятельностного подхода

Автор: Голенко Анна Олеговна

Дата: 29.11.2020

Номер свидетельства: 564824


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1500 руб.
2500 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1410 руб.
2350 руб.
1240 руб.
2070 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства