научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «среднее арифметическое нескольких чисел», «правило нахождения среднего арифметического»
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
-рефлектируют.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Проводит инструктаж по работе с технологической картой: На столах у вас лежат листочки Они называются технологическими картами. Сегодня вы будете работать на этих листах. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. Те из вас, кто решит задания быстрее класса, могут заработать дополнительную оценку, выполнив задания на отдельном листе (приложение 1) | Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с технологической картой. |
II Вводная беседа. Актуализация знаний. 1. Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: 1. А) Назовите компоненты при сложении. Б) Какие еще знаете действия с числами? В) Назовите компоненты при делении. | 1 .Отвечают на вопросы: А) «Слагаемые, сумма» Б) «Деление, умножение, вычитание» В) «Делимое, делитель, частное» |
А) А как оценивают спортсменов в настоящем спорте? Б) А что еще может быть средним? Придумайте несколько словосочетаний со словом «средний». В) А что «среднее» в математике можно найти? Г) Назовите тему урока. Д) Правильно будет «Среднее арифметическое нескольких чисел». Запишите тему урока Е) Что вы знаете о среднем арифметическом нескольких чисел? Ж) Что вы хотите узнать? Это и будет нашими целями на урок. | А) «Находят среднюю оценку» Б) «Средняя температура, среднее образование, средняя цена, среднее ухо, средняя заработная плата и т.д.» В) «Среднее чисел» Г) «Среднее чисел» Д) Записывают тему урока в технологических картах. (Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют таблицу в технологических картах: Е) «Ничего» Ж) «Что это такое?» «Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?» «Для чего применяется среднее арифметическое?» |
111. Изучение нового материала 1. Работа над определением «среднего арифметического» Итак, что же такое среднее арифметическое нескольких чисел? 2. Выбор верного определения А) Чтобы правильно сформулировать определение среднего арифметического нескольких чисел, составим алгоритм Б) а теперь решим задачу и составим план решения задачи. В) А почему вы делили на 2, ведь этого числа не было в условии задачи. Что означает это число? Г) Вывод: Мы нашли среднее арифметическое 2 чисел. Проговорите алгоритм нахождения среднего арифметического чисел. Д) Немного из истории 3. Работа над определением «среднего арифметического» В) Сформулируйте определение «среднего арифметического чисел». Г) Откройте учебник на с.226, найдите определение «среднего арифметического». Прочитайте. Д) Закройте ладошкой это определение и расскажите его сами себе. Е) Теперь расскажите это определение друг другу. Определение нужно запомнить! Для лучшего запоминания напечатанное определение вывешивается на доску (приложение № 2) | Учащиеся выполняют в технологических картах Задание №1. Учащиеся выполняют в технологических картах Задание №2. А) Алгоритм: «Найти сумму всех чисел» «Найти количество слагаемых» «Разделить сумму чисел на количество» Д) Учащиеся слушают исторические факты по теме. Определение: «Это частное суммы нескольких чисел на их количество» Учащиеся записывают формулу нахождения среднего арифметического нескольких чисел: Ср. арифметическое = (сумма слагаемых): (количество слагаемых) Г) Читают: один вслух, остальные - про себя. Д) Рассказывают себе. Е) Рассказывают друг другу по очереди. |
1V. Первичное осмысление и закрепление знаний. Давайте вернемся к спорту и оценим их результаты, как настоящих спортсменов. | Учащиеся, используя алгоритм, находят средний балл участницы, проговаривая порядок выполнения действий. |
V. Физпауза А) Учитель: Ребята, а вы знаете, что фигуристка победила в соревнованиях не случайно – она каждое утро делала зарядку. Давайте и мы немного позанимаемся физкультурой. Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны пошире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть». Б) Задание на внимание Найдите среднее арифметическое «Трое в лодке, не считая собаки» | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. Б) (7 + 6) : 2 = 13 : 2 = 6,5(ч.) |
VI. Решение задач Решение задач по письмам 1-5 Зарядка для глаз. 2. Практическое применение понятия «Среднее арифметическое нескольких чисел Слово учителя о профессии статистика Иногда мы любим помечтать. В будущем кто-нибудь из вас захочет стать статистиком. Это специалист, занимающийся сбором и обработкой информации. Эти данные используются государственными учреждениями для разработки планов. Например, статистики выяснили, что за последние 5 лет в России средняя продолжительность жизни увеличилась на 3 года. Еще среднее арифметическое можно применить в метеорологии. Например, в результате наблюдений за погодой и измерений температуры выяснилось, что средняя температура воздуха в Кинеле в 2011 году составила + 30. 3. Самостоятельная работа (работа в гуппах) Учитель: Я предлагаю вам сегодня побывать в роли научных сотрудников, обработать предложенную информацию 4.Решение логических задач, развивает интерес. Среднее арифметическое: Велосипеда и мотоцикла Трамвая и поезда Апельсина и лимона Туфельки и сапога Пианино и баяна Девушки и рыбы Портфеля и рюкзака Носка и чулка | Учащиеся в технологических картах решают задачу, один ученик решает задачу у доски. 2. Внимательно слушают рассказ учителя о новой профессии. Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок 3. Самостоятельно решают задачи. 4. Мопед Электричка Грейпфрут Ботинок Аккордеон Русалка Ранец Гольф |
VII. Этап оценивания знаний учащихся Учитель: Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в картах. Оцените себя. Сосчитайте количество правильных ответов. Поставьте себе оценку в соответствие с критериями): Учитель: Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3». Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки. | Учащиеся самостоятельно выставляют себе отметки с учетом предоставленных критериев. Учащиеся поднимают руки с учетом полученных оценок. |
VII1. Подведение итогов урока А) Вернемся к задачам поставленным в начале урока. Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? Б) Давайте еще раз вспомним определение среднего арифметического нескольких чисел. | А) Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Б) Учащиеся заполняют пропуски в определении: Средним арифметическим нескольких чисел называется ………….. суммы нескольких чисел на ………… |
1X. Информирования учащихся о домашнем задании Учитель: Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел. На следующем уроке будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, прочитайте п.38 на стр.226 и решите № 1524. А еще я предлагаю вам побыть дома в роли статистика, собрать и обработать некоторую информацию: определить стоимость 1 булки белого пшеничного хлеба в 3-х магазинах и вычислить её среднюю стоимость, а на следующем уроке мы выясним, где выгоднее покупать хлеб. Спасибо за работу на уроке! | Учащиеся внимательно слушают. Всем: п.38, с 226, выучить определение. По желанию: определить стоимость 1 булки белого пшеничного хлеба в 3-х магазинах и вычислить её среднюю стоимость. |