1. Образовательная:
-ознакомить учащихся с алгоритмом сложения и вычитания десятичных дробей, формировать умение пользоваться алгоритмом для вычисления суммы, разности десятичных дробей.
2. Воспитательная:
- формировать интеллектуальные умения и мыслительные операции.
3. Развивающая:
- развивать навыки самоконтроля; умение правильно обобщать и делать вывод; развивать память, наблюдательность, внимание; культуру устной и письменной речи.
: урок изучения нового материала.
: учебный кабинет, парты расставлены для работы по группам.
: Учебник: Математика 5 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, автор Н. Я. Виленкин и др. – М.:Мнемозина, иллюстративная опора – алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей, презентация, компьютер.
Этапы урока и задачи этапа | Визуальный ряд | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Организация начала занятия. Задачи:настроить обучающихся на проведение урока, проверить наличие учебных принадлежностей. | На доске записана дата, классная работа. Слайд №1 | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Р.Декарт | Включаются в деловой ритм урока. | Регулятивные: саморегуляция, готовность к активной учебной деятельности. |
2. Актуализация знаний и умений. Задачи: актуализация опорных знаний и способов действий | Устный счет. Слайд № 2 Слайд №3 Слайд № 4. Слайд №5 Слайд №6 | Прочтите данные числа: 27530; У 2753; Б 2753,0; О 275,30; Р 27,53; Ж 2,7530; М 0,2753; А 0,02753 Д 1.Из данных чисел выберите наименьшее. 2.Из данных чисел выберите число, равное 275,3. 3.Из данных чисел выберите наибольшее. 4.Из данных чисел выберите число, в котором наша любимая цифра «5» стоит в разряде десятых. 5.Из предложенных чисел выберите то, которое в сумме с числом 247 составит самую «выгодную партию». 6.Какое из чисел выражает 27 см 53 мм в метрах? Ребята, какое слово мы получили? Дружба – это отношение между людьми, которое ценилось во все времена. Известный древнегреческий философ, математик Пифагор, открытия которого нам помогут в изучении математики говорил: «У друзей всё общее и дружба есть равенство». Давайте ещё раз посмотрим на наши числа, чем они отличаются? Кто не дружит с запятой, Вряд ли будет он герой! Запятая – это не простая закорючка, запятая - это царица и злючка! Если неправильно запятую ставишь, в жизни многое теряешь. Рассмотрим пример из сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»: «Казнить нельзя помиловать». Посмотрите, как расположение запятой влияет на смысл предложения, также и в математике! | Ребята работают устно (фронтальный опрос). Учащийся, верно назвавший ответ, выходит к доске и записывает обозначенную букву. Д: 0,02753 Р: 275,30 У: 27530 Ж: 27,53 Б: 2753 А: 0,2753 Получили слово «дружба» Расположением запятой! Обсуждение примера. Ребята рассматривают два случая. | Коммуникативные вступление в диалог, участие в коллективном обсуждении учебной проблемы; оформление своих мыслей в устной и письменной форме |
3. Мотивация на изучение нового. Задачи: обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Слайд №7 | Сегодня запятая у нас на уроке будет царицей и вы в этом убедитесь, решив задания. (раздает задания для работы по группам ) 41+ 23 4,1+ 2,3 41 + 2,3 Проверим ответы. Ребята, а в чем причина неправильного ответа? Как вы думаете, какие действия мы будем выполнять? А также будем учиться вычитать десятичные дроби. Итак, тема нашего урока…. Верно. Сегодня мы с вами познакомимся с правилом сложения (вычитания) десятичных дробей! (тема записывается на доске) Какова цель нашего урока? | Учащиеся выполняют задания, дают ответы, и проверяют правильность по слайду, озвучивая ответы.
Причина в неправильной записи чисел при выполнении действий. Складывать десятичные дроби. «Сложение и вычитание десятичных дробей». Тема урока записывается в тетрадь. Научиться действиям с десятичными дробями. | Коммуникативные определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Регулятивные: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
4. Изучение нового материала. Задачи: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы. | Учебник Слайд № 8 Слайды №9 и №10 показывают иллюстративную опору на правило сложения и вычитание дробей. | Для начала вспомним свою самую первую детскую игру «Ладушки-ладушки» (учитель демонстрирует ладони). Указательный палец совпадает с указательным, мизинец– с мизинцем! Но в эту игру играете не только вы, но и наши десятичные дроби при сложении и вычитании. Представьте себе, что целая часть – это наши большие пальцы на ладонях, потом запятая и дробная часть, указательные пальцы – это десятые, средние пальцы – это сотые и т.д. Можно указательный палец совместить со средним? Так и с числами, каждой цифре свое место. А как называется местоположение цифры? Правильно. А теперь выполним сложение и вычитание чисел столбиком: 34,27 + 8,2578 214 + 5,31 43,8 – 5,341 634 – 3,45 Сформулируйте правило сложения (вычитания) десятичных дробей Выполняется проверка примеров с помощью слайдов 9,10, проговаривая еще раз выведенное правило. |
Нет, нарушаем совместимость.
Разряд числа. Учащиеся самостоятельно в тетрадях решают примеры Ребята пытаются сформулировать правило. | Регулятивные: анализировать, осмысливать, составлять алгоритм решения учебной задачи |
5. Физкульт- Минутка. Задачи: Путем проведения игры, снять физическую и эмоциональную усталость обучающихся. | Физкультминутка | Учитель предлагает детям обязательно упражнение для пальцев(«Мы писали, мы писали, наши пальчики устали..») – вращение кистями рук, сжимание, разжимание пальцев в кулак; для глаз – вращение глазных яблок по разным направлениям. Повороты к друг другу. Улыбнулись друг другу и тихо сели | Дети встают. Выполняют упражнения. | Регулятивные: активизация условий, способствующих созданию здоровьесберегающей среды в школе посредством физминуток. |
6. Организация первичного закрепления. Задачи: выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Учебник, мультимедийное оборудование Слайды №11 Слайд №12 | Закрепим на решении задачи и примерах правило сложения (вычитания) десятичных дробей. 1.№1211 (устный анализ задачи) Анализ задачи: -Какая операция нам поможет ответить на вопрос задачи? (Вызывает ученика к доске, остальные решают задачу в тетрадях) Решение заданий по учебнику (групповая работа) 1группа - №1213(а), №1214(б) 2группа - №1213(б),№1214(в) 3группа- №1213(в), №1214(а) В течение работы групп учитель оказывает помощь ребятам, у которых возникли трудности при решении примеров. Проверка выполнения заданий с помощью слайда. | Ученики отвечают на вопросы учителя, корректируют, уточняют ответы своих одноклассников. Сложение. Один ученик решает у доски, остальные в тетрадях и сверяются с полученным результатом у доски. I способ: 3, 20 +2,63 5,83 (м) II способ: 320+263 =583 (см). Ответ: 5,83 м; 583 см. Ученики работают по группам по 8 -10 человек. По окончании решения примеров обучающиеся сверяют ответы с учителем. | Коммуникативные планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов. |
7. Подведение итогов урока, рефлексия. Задачи: определить степень усвоения учащимися темы, уровень познавательного интереса и личностных ценностей . | | - Итак, давайте подведем итоги, еще раз вспомним правило «Сложения и вычитания десятичных дробей». - Чем сложение (вычитание) десятичных дробей отличается от сложения (вычитания) натуральных чисел? -Какую роль играет запятая в записи десятичной дроби? За активную работу на уроке оцениваются учащиеся… | Ответы обучающихся: -Ученики формулируют правило. -Практически ничем не отличается. Самое важное - правильно сопоставить разряды слагаемых, в чем помогает запятая. -Запятая отделяет целую часть числа от её дробной части. Является границей между разрядом единиц и десятых. | Регулятивные: проведение Предметной рефлексии, осознание актуальности изученного; уметь давать оценку проделанной работе, оценивать целесообразность, объяснение причины успехов и неудач. |
8. Информирование о домашней работе. Задачи: закрепление изученного материала, понимание алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей. | Слайд № 13 | П. 32, № 1212, составить и решить 6 примеров (3 на сложение десятичных дробей, 3 на вычитание десятичных дробей). | Записывают задание | Регулятивные: планировать, прогнозировать, самоопределение через выбор. |
9. Рефлексия. Задачи: инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоциональ-ного состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Слайд № 14 | Ребята, проведем небольшой тест вашей работы на уроке. Выберите из каждого пункта то число, под которым записано ваше мнение о нашем уроке. Сложите эти три числа. Для тех, кто набрал 3-6 баллов- потратили время с пользой. А остальным ребятам нужно ещё потрудиться. Спасибо за урок. | Учащиеся выписывают числа тех вариантов, которые характеризуют их работу на уроке. Урок 1.Познавательный 2. Интересный 3.Скучный Я на уроке 1.Работал 2. Помогал другим 3.Отдыхал Итог 1.Понял материал 2.Узнал новое. 3. Ничего не понял. | Регулятивные: уметь осознавать качество и уровень усвоения. |