Математика, 1 класс, 2ч., М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова (Москва «Просвещение»).
Поурочные разработки по математике, Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко (Москва «ВАКО», 2011).
Поурочные разработки по математике, С, В, Бахтина (Издательство «ЭКЗАМЕН», Москва, 2012).
Фио студентов | Карелина О. А., Ковригина А. Д. Олейник Д. С. |
Программа, класс | УМК «Школа России», 1 класс |
Тема урока | Перестановка слагаемых |
Цель урока | доказать гипотезу, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется |
Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные |
освоение конкретного математического смысла одного из свойств знака сложения - переместительного, использование переместительного свойства для удобства вычислений. | Регулятивные: научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания, а также действовать в соответствии с предложенным планом Познавательные: ученик научится или получит возможность формулировать правило, выполнять задания с использованием материальных объектов, строить объяснение в устной форме по предложенному плану, выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий, развивать навыки исследовательской деятельности и умение выдвигать гипотезы Коммуникативные: умения высказываться, договариваться при работе в малой группе, осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь в сотрудничестве | Проявлять познавательную инициативу на уроке, а также объективная оценка деятельности других учеников. Развивать творческое и критическое мышление. |
Предмет исследования | применение алгоритмов сложения |
Объект исследования | математическое правило: «От перестановки слагаемых результат сложения не изменяется». |
Гипотеза исследования | можно ли переставлять местами слагаемые? |
Методы исследования | теоретические: формирование правила, анализ исследования, эмпирические: наблюдение, экспериментальная работа. |
Оборудование и материалы | Математика, 1 класс, 2ч., М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова (Москва «Просвещение»), мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, раздаточный материал. |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный | Звонкий прозвенел звонок, Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, На меня все посмотрели | Дети приветствуют учителя |
Актуализация знаний | - Начнём наш урок с зарядки для ума Математика нас ждет, Начинаем устный счет. – Назовите число, которое при счете идет за числом 7. – Назовите число, которое при счете идет перед числом 6. – Назовите число, которое при счете стоит между числами 8 и 10. – Первое слагаемое 5 второе 2. - Назовите сумму. - Увеличь 3 на 4. – Уменьши 8 на 2. Молодцы! | Ответы на поставленные вопросы |
Выявление проблемы (самоопределение к деятельности) | (стук в дверь!) Входит старшеклассница Оля - Здравствуйте, ребята. Я принесла вам ручки, давайте пересчитаем? - Каким числом обозначим? (берёт карточку в руку) (стук в дверь) Входит старшеклассница Даша. - Здравствуйте. Меня просили передать вам карандаши. Сколько их? Давайте пересчитаем. Каким числом обозначим? (берёт карточку в руку) Учитель: - Очень хорошо, девочки, спасибо. Нам это всё очень пригодится. Сложим все предметы вместе. С помощью какого математического знака, мы объединяем группы предметов? (прикрепляет карточку со знаком «+» на доску) - Узнаем, сколько всего письменных предметов принесли нам девочки. Что для этого нужно сделать? -Даша, подай карандаши, прикрепи свою карточку с цифрой. Оля, подай ручки, прикрепи свою карточку. Оля: - Я же первая пришла. Моя цифра должна стоять первой. Давайте поменяем местами, так будет правильней. Даша: - Я считаю, что это неважно, всё равно все предметы будут считать вместе. Учитель: - Что сделали девочки? -А можно ли так поступать в математике? | Пересчитывают. числом 5 Пересчитывают Числом 4 («+») сложить 5 и 4 (4 и 5) поменяли карточки, слагаемые поменялись местами высказывают мнение: можно, всё равно все предметы будем пересчитывать вместе, все предметы будут стоять в одном стакане, нам нужно назвать общее количество. Нельзя, важно записывать количество предметов по очереди. |
Сбор материала (работа по теме урока) | Учитель: - Итак, что необходимо выяснить, на этом уроке? -Чтобы разобраться в этом вопросе, проведём исследование. Предположения, которые вы высказали ранее, являются гипотезой (вывешиваем синонимы: гипотеза, предположение, догадка). - Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь. - А кто такие исследователи? (Исследовать – это значит понять, установить). Мы все равны. Мы – коллеги. Коллеги – это товарищи по работе. Как будем работать? - Все учёные работают по научному плану (на экране план работы). Прочитайте его: - Будем работать в группах. Возьмите предметы из конверта и выполните задание согласно плану. (каждая группа получает свой конверт:1 ряд - 7 клубник и 3 малины, 2 ряд – 4 апельсина и 3 лайма, 3 ряд– 5 карамелек и 3 шоколадных конфеты. | необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. читающие дети прочитывают синонимы (дружно, старательно, внимательно, с уважением) Ученики читают: 1. Озвучьте гипотезу группы. 2.Составьте два примера на сложение, используя все данные вам предметы. Запишите на доске. Приготовьтесь представить результаты работы в соответствии с выбранной гипотезой. 3. Сравните результаты. 4. Сделайте вывод. |
Эксперимент | - Разделите предметы на группы, сколько групп получилось? - Пересчитайте предметы каждой группы, обозначьте количество каждой группы числом. - Дальше действуем по плану на доске. - Договоритесь в группе, кто будет отвечать. -Какие получились примеры? | выполняют действия, в соответствии с указаниями учителя и плана. Дети выписывают в таблицу на доске |
Выводы (рефлексия) | Выскажитесь пожалуйста, эксперимент какой из групп, был представлен ярко и чётко, дал остальным понять, что гипотеза, озвученная в начале урока верна? Объясните своё мнение. -К какому выводу вы пришли? | Высказываются, оценивая свою работу и работу своих «коллег – учёных» От перестановки слагаемых сумма не изменяется |
Анализ исследования | Учебник стр. 14 Прочитаем задание - А что показывают равенства под картинками? - А сколько всего флажков у мальчика на первом рисунке? Сколько на втором? Важно ли расположение слагаемых в этих равенствах? Какое новое знание подтверждает анализ этих рисунков? - Прочитаем правило ниже. Проговорим по рядам. | читают задание, отвечают на вопросы по заданию - Рисунки похожи тем, что на них один и тот же мальчик, он держит одинаковое количество синих и одинаковое количество красных флажков. Различаются тем, что мальчик сменил руки местами, теперь слева мы видим красный флажок, а справа – синий. - Равенства показывают по порядку (слева направо), как мальчик держит флажки - по три, расположение не важно, мы снова подтвердили, что «от перестановки мест, слагаемых сумма не меняется» Читают правило, следуя указаниям учителя. |
Закрепление изученного материала | Порадуемся нашему открытию и пойдём дальше. Посмотрим, как можно использовать новое правило. Выполним задание, которое поможет его запомнить (с. 14 учебника) - Рассмотрите рисунок. Сколько красных точек на первой фишке домино? Сколько синих? Назовите пример. - Как получили второй пример? - Сколько всего точек на 1-й фишке? - Как изменится сумма, если фишку перевернуть? - Объясните, как получили остальные примеры. - Докажите, что ответы этих примеров будут одинаковые. 3+2 1+4 6+1 2+3 4+1 1+6 | три – «3» два – «2» 3+ 2=5 фишку перевернули не изменится Дети комментируют и повторяют правило |
Подведение итогов урока | - Какой математический закон мы сегодня открыли? - Какое чувство вы испытали, когда сделали это открытие? - Что интересного вы расскажете дома родителям об уроке? Спасибо за старание. Ведь главное – желание. А навыки и знание с годами к вам придут. Прозвенит звонок с урока – Отдохнуть придет пора. Что узнали на уроке. Не забудьте никогда. Ребята, наш урок окончен. Вы хорошо поработали, поаплодируем своим одноклассникам и себе, конечно. | |