МБОУ «Большекалмыкская СОШ»
Исследовательская работа по теме:
«Метод проекта в разработке модели урока математики»
(в рамках проведения районного семинара)
Учитель: Решетник Н.М.
2010 год
Наиболее распространенной формой урока математики в начальной школе является традиционный комбинированный урок. Но я использую такие структурные компоненты комбинированного урока, которые позволяют реализовать принцип деятельностного подхода в обучении.
1) Оргмомент (подготовка учащихся к уроку, определение темы, постановка учебных задач.
2) Актуализация опорных знаний и умений - водное повторение, подготовка к восприятию нового материала.
3) Формирование новых знаний и умений собственно уч. деятельности учащихся.
4) Первичное повторение и закрепление полученных знаний.
5) Систематизация и обобщение новых знаний и умений при выполнении познавательных заданий.
6) Организация домашнего задания
7) Мотивирование оценок.
При такой организации урока от учителя требуется активность на
начальном и заключительном этапах, в центральной части учитель выступает в роли консультанта, помощника в самостоятельной работе учащихся. Практика показала, что наибольший интерес у младших школьников вызывают уроки, проведенные в нетрадиционной форме.
Они увлекают детей, активизируют познавательную деятельность учащихся, поддерживают внимание в течение всего урока. Такие занятия - чаще всего провожу при проверке и обобщении знаний после окончания большой темы или раздела.
Я провожу следующие типы уроков:
- уроки-исследования;
- уроки-путешествия;
- уроки-деловые игры;
- уроки-соревнования;
-уроки-интервью;
- интегрированные уроки.
(см. приложение)
Планируя проведение урока развивающего типа, обращаю внимание на следующие нюансы:
-начало урока должно быть необычным, интересным;
- не давать информацию в готовом виде;
- начинать очередной вид деятельности следует с постановки учебного задания, с четкого инструктажа. Завершать - подведением итогов, расстановкой смысловых акцентов.
- не принимать ответов без обоснования;
- продумывать варианты возможных ответов и свою методику работы с каждым вариантом;
- выслушивать все ответы учащихся, создавать ситуацию, чтобы ошибку исправил допустивший ее ученик и сам нашел ее причину.
Т.о. уроки математики в начальной школе объективно решают задачи общего развития учащихся.
Основное направление модернизации современной школы — оптимальное развитие личности каждого ученика. В дидактике под методом проектов понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.
В основе метода лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии и др.), необходимых для исследовательской работы.
В то же время проектная деятельность отличается от учебно-: исследовательской своей практической направленностью, она нацелена на получение конкретной модели образовательного продукта. Являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ творческого вклада каждого. Участие в проектировании развивает исследовательские и творческие способности учителя: способность к целеполаганию, умение самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки (работа в творческой группе), способность ориентироваться в информационном пространстве, умение планировать свою работу и представлять её результаты, а главное - применять на практике методы научного исследования обучения математике.
Этапы проектной работы
I этап организационно-подготовительный
На этом этапе определяется актуальная тема для разработки, создаются творческие инициативные группы, формируются микрогруппы.
Разрабатывается план реализации идеи, подбирается литература, собирается информация, изучается опыт работы учителей.
Деятельность преподавателя на этом этапе состоит в создании творческих групп, консультировании по выбору темы проекта, помощи в подборке необходимых материалов.
II этап поисковый
На этом этапе творческие группы собирают, анализируют и систематизируют информацию, обсуждают ее в микрогруппах, проводят «мозговые штурмы», оформляют проекты.
III этап итоговый
На последнем этапе оформляются материалы для устной презентации, разработке отчета о проделанной работе.
Защита проекта или презентация проходят на итоговом занятии изучаемой темы.
Темы проектов - наиболее актуальные и менее разработанные проблемы методики преподавания математики в начальной школе:
- трансформация традиционной системы в ее движении к развивающему обучению;
- реализация дидактических принципов и типических свойств системы: И.В.Занкова;