Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Функции. Область определения и область значений функций"»
Урок алгебры в 9 классе
Составила Варганова Галина Ивановна учитель математики
МОУ «ООШ №4
г.Катав-Ивановска»
Тема: Функции. Область определения и область значений функции
Цели работы:
Выработать умение находить область определения и область значений функции; отработать умение определять название функции и ее график; отработать умение строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональностей.
Ход урока
1.Организационный момент
2. Оборудование к уроку:
Карточки для индивидуальной работы, проектор, экран, интерактивная доска.
У учащихся приготовлены бумага, фломастеры
3. Проверка д/з: фронтально
4. Историческая справка (сообщения учащихся)
Николай Иванович Лобачевский родился 1 декабря 1792 года в Нижнем Новгороде.
Учился в Казанском университете. В 1814 году приступил к чтению лекций по теории чисел, в 1827 голу, будучи профессором, был избран в ректоры и занимал эту должность в течение 19 лет.
Громкая слава Лобачевского основана на его геометрических изысканиях, разработал евклидовую геометрию, изложил свое открытие в статье «Новые начала геометрии с полной теории параллельных».
Лобачевскому принадлежит ряд работ по математическому анализу. Он дал общее определение функциональной зависимости. В алгебре известен его метод приближенного решения уравнений любой степени.
Скончался 24 февраля 1856 года в Казани.
Петер Густав Лежён Дирихле (13 февраля1805-5 мая 1859) родился в небольшом немецком городке Дюрене.
Никто специально не прививал ему любовь к математике. Интерес к этой науке проснулся у него с раннего детства, который в дальнейшем стал смыслом его жизни и прославил на весь мир.
В 12 лет Густав начал учиться в гимназии в Бонне, потом в Кёльне. С 1822 по 1827 годы жил в качестве домашнего учителя в Париже.
В 1827 году (в 22 года) Дирихле приглашают работать в университет Бреслау, затем в Берлин на должность доцента.
Оригинальное творчество Дирихле касается, в основном, теории чисел, теории рядов, интегрального исчисления и некоторых проблем математической физики.
В 1825 году написал труд, который доказал великую теорему Ферма для п=5.
Дирихле первый дал точное доказательство сходимости ряда Фурье, известное как принцип Дирихле.
Имя Дирихле носят следующие математические объекты:
-функция Дирихле
-принцип Дирихле
-задача Дирихле
-интеграл Дирихле
-признак Дирихле и другие.
5. Работа с классом
1. Повторение
1) Линейная функция у=кх+в
Примеры: у=5х, у=-2+3х, у=-х+8,у=-1,3-4х, у=2
( Что является графиком линейной функции?, что показывают коэффициенты к и в?)
Назовите область определения и область значений линейной функции.
2) у=х2 (Что является графиком функции? Назовите ООФ и ОЗФ)
3) у=х3 (Что является графиком функции? Назовите ООФ и ОЗФ)
4) Обратная пропорциональность у=
Примеры: у=, у=-
(Что является графиком функции? Назовите ООФ и ОЗФ)
5) у=|х| (Назовите ООФ и ОЗФ)
6) у= (Назовите ООФ и ОЗФ)
2. Индивидуальная работа с детьми
а) К доске вызывается один ученик. Ему выдаются карточки с функциями у=- 5х-4, у= -4, у=3х+2, у=2х, у=-х и карточки с их графиками. Необходимо сопоставить графики и формулы функций и расположить их на магнитной доске
б) К доске вызывается один ученик. Ему выдаются карточки с функциями у=-х-1, у=3х, у=у=-х+1, у= и карточка с одним из графиков из этих функций. Необходимо выбрать нужную функцию и расположить их на доске
3. Фронтальная работа с классом в это время:
На черновиках схематически начертить графики следующих функций
4. Распределить класс по группам (3 группы). Задание : построить графики функций у=-х-2, у=-, у=х2, указать область определения и область значений функции, показать построение на доске.
5. Домашнее задание: №13,14
6. Подведение итогов
Литература:
w w w.yandex.ru/search/
Ю.Н.Макарычев Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений