kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Межпредметные связи на уроках географии (доклад)

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Введение. 3

1. Методологические основы межпредметных связей на уроках географии. 5

3. Виды межпредметных связей в содержании обучения географии. 8

4. Планирование и пути реализации межпредметных связей в обучении географии  10

5. Межпредметные связи на уроках географии. 13

Используемая литература: 20

Задача школьного обучения – формирование цельной гармоничной личности. Большим тормозом в решении ее на современном  этапе стал «дробный подход» в практике обучения и воспитания школьников.

Мы расчленили мир, раздробили его на предметы. Разложив на «части» человека, начали и воспитывать его по частям. У подростка не остается сил и времени на постижение культуры, способов взаимодействия с миром и людьми.  С тревогой  размышляет об этом доктор технических наук В. Ушаков.  «Я думаю, что задача первостепенной важности – перестроить систему народного образования. Не нужно готовить узких специалистов. Нужно, чтобы люди ориентировались в пространстве современной культуры, в ее проблематике… однобокость специализации чревата для человека очень серьезными последствиями».

Актуальность данной темы заключается в том, что отличительной чертой нашего времени является взаимопроникновение идей и методов различных наук друг в друга. Интеграция, комплексный подход необходим для решения экономических, экологических и социальных проблем общества. В наше время взаимосвязь  природы и общества особенно актуальна. При анализе происходящего пересекаются области географии, физики, химии, биологии, математики, экологии, литературы, истории.  Обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами.

Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через межпредметные связи, можно достичь следующих результатов:

- знания приобретают качества системности;

- умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях;

- усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся;

- более эффективно формируются их убеждения, и достигается всестороннее развитие личности; способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности.

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Но зайдите в разные школы: их учащиеся по-разному, с интересом и без него,  с уважением  и с пренебрежением отзываются об одних и тех  же школьных предметах. Неоднозначность оценки встречается и при упоминании географии:  от равнодушия до живого интереса и убежденности в необходимости глубокого изучения.

Одна из удивительных сторон географии заключается в том, что в детстве почти каждый ребенок переживает период увлечения географией. Вопрос в том, насколько прочно и нежно сможет учитель подхватить этот детский порыв и пронести его через школьные годы. «Велика и поразительна область географии, - писал Н. В. Гоголь – Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их!». Но столь «поразительная область географии» конкретизируется для учащихся практикой преподавания учителя географии. И восхищаясь, и принимая сердцем гоголевские  «Мысли о географии», не следует забывать слов, сказанных профессором В. П. Семеновым-Тян-Шанским на заседании «Памяти Гоголя, первого глашатая у нас правильных идей школьной географии»: «…слишком уж долго сушили географию, усердно превращая ее в долбежно-зубрежный, чисто номенклатурный предмет. Пора полить учебную географию оживляющей влагой художественного творчества…»

       1. Методологические основы межпредметных связей на уроках географии

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном  межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения, которое не всегда реализуется учителем. Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения, понимания взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.

Одним из главных аспектов в преподавании является профилактика перегруженности детей домашними заданиями. Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся, повышает эффективность практической направленности обучения.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Обобщенный характер познавательной деятельности позволяет шире применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Наиболее точное определение следующее -  межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в единстве. Разнообразие высказываний о педагогической функции межпредметных связей объясняется многогранностью их проявления в реальном учебном про­цессе.

Разработка теоретических основ межпредметных связей в учебной теме с точки зрения раскрытия ее ведущих положений дает возможность приме­нить механизм выявления и планирования межпредметных связей к кон­кретным темам изучаемого учебного предмета.

Опорные межпредметные знания часто носят «стыковой», синтезиро­ванный характер. Особенно насыщены ими последние темы. Это и понятно, по­скольку многие понятия к концу учебного года осознаются и применяются старшеклассниками на высоком уровне обобщения, в свернутом виде. Таким образом,  анализ содержания рассматриваемых учебных тем показал, что они могут быть изучены на широкой межпредметной основе с целью научного, системного, доступного и всестороннего раскрытия их ведущих положений и создания более целостной системы знаний по каждой теме, а через совокупность тем и по учебному предмету в целом. Ведущие идеи и положения учебных дисциплин выполняют при этом функцию своеобразных стыкующих «стержней».

 

2. Функции межпредметных связей

 

Межпредметные связи выполняют в обучении географии ряд функций:

1. Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

2. Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития географических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.

3. Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

4. Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении географии. Учитель географии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

5. Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Межпредметные связи на уроках географии (доклад) »

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ- АЛАНИЯ

СОРИПКРО






РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:


МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ




Руководитель - Дзасохова Л. К.


Выполнила - Танделова А. С.















Владикавказ 2014.

  1. Содержание

Введение 3

1. Методологические основы межпредметных связей на уроках географии 5

3. Виды межпредметных связей в содержании обучения географии 8

4. Планирование и пути реализации межпредметных связей в обучении географии 10

5. Межпредметные связи на уроках географии 13

Используемая литература: 20

  1. Введение

Задача школьного обучения – формирование цельной гармоничной личности. Большим тормозом в решении ее на современном этапе стал «дробный подход» в практике обучения и воспитания школьников.

Мы расчленили мир, раздробили его на предметы. Разложив на «части» человека, начали и воспитывать его по частям. У подростка не остается сил и времени на постижение культуры, способов взаимодействия с миром и людьми. С тревогой размышляет об этом доктор технических наук В. Ушаков. «Я думаю, что задача первостепенной важности – перестроить систему народного образования. Не нужно готовить узких специалистов. Нужно, чтобы люди ориентировались в пространстве современной культуры, в ее проблематике… однобокость специализации чревата для человека очень серьезными последствиями».

Актуальность данной темы заключается в том, что отличительной чертой нашего времени является взаимопроникновение идей и методов различных наук друг в друга. Интеграция, комплексный подход необходим для решения экономических, экологических и социальных проблем общества. В наше время взаимосвязь природы и общества особенно актуальна. При анализе происходящего пересекаются области географии, физики, химии, биологии, математики, экологии, литературы, истории. Обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы отдельных наук, но и увидеть неразрывную связь между учебными предметами.

Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующийся через межпредметные связи, можно достичь следующих результатов:

- знания приобретают качества системности;

- умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях;

- усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся;

- более эффективно формируются их убеждения, и достигается всестороннее развитие личности; способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности.


Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Но зайдите в разные школы: их учащиеся по-разному, с интересом и без него, с уважением и с пренебрежением отзываются об одних и тех же школьных предметах. Неоднозначность оценки встречается и при упоминании географии: от равнодушия до живого интереса и убежденности в необходимости глубокого изучения.

Одна из удивительных сторон географии заключается в том, что в детстве почти каждый ребенок переживает период увлечения географией. Вопрос в том, насколько прочно и нежно сможет учитель подхватить этот детский порыв и пронести его через школьные годы. «Велика и поразительна область географии, - писал Н. В. Гоголь – Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их!». Но столь «поразительная область географии» конкретизируется для учащихся практикой преподавания учителя географии. И восхищаясь, и принимая сердцем гоголевские «Мысли о географии», не следует забывать слов, сказанных профессором В. П. Семеновым-Тян-Шанским на заседании «Памяти Гоголя, первого глашатая у нас правильных идей школьной географии»: «…слишком уж долго сушили географию, усердно превращая ее в долбежно-зубрежный, чисто номенклатурный предмет. Пора полить учебную географию оживляющей влагой художественного творчества…»


  1. 1. Методологические основы межпредметных связей на уроках географии


Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения, которое не всегда реализуется учителем. Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения, понимания взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.

Одним из главных аспектов в преподавании является профилактика перегруженности детей домашними заданиями. Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся, повышает эффективность практической направленности обучения.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Обобщенный характер познавательной деятельности позволяет шире применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Наиболее точное определение следующее - межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в единстве. Разнообразие высказываний о педагогической функции межпредметных связей объясняется многогранностью их проявления в реальном учебном про­цессе.

Разработка теоретических основ межпредметных связей в учебной теме с точки зрения раскрытия ее ведущих положений дает возможность приме­нить механизм выявления и планирования межпредметных связей к кон­кретным темам изучаемого учебного предмета.

Опорные межпредметные знания часто носят «стыковой», синтезиро­ванный характер. Особенно насыщены ими последние темы. Это и понятно, по­скольку многие понятия к концу учебного года осознаются и применяются старшеклассниками на высоком уровне обобщения, в свернутом виде. Таким образом, анализ содержания рассматриваемых учебных тем показал, что они могут быть изучены на широкой межпредметной основе с целью научного, системного, доступного и всестороннего раскрытия их ведущих положений и создания более целостной системы знаний по каждой теме, а через совокупность тем и по учебному предмету в целом. Ведущие идеи и положения учебных дисциплин выполняют при этом функцию своеобразных стыкующих «стержней».


2. Функции межпредметных связей


Межпредметные связи выполняют в обучении географии ряд функций:

1. Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

2. Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития географических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.

3. Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

4. Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении географии. Учитель географии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

5. Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

  1. 3. Виды межпредметных связей в содержании обучения географии



Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель географии осуществляет все многообразие их видов. Различают связи:

внутрицикловые (связи географии с физикой, химией, биологией) и

межцикловые (связи географии с историей, трудовым обучением). Выделяют также:

Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) - это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы.

Понятийные межпредметные связи - это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование понятий, общих для родственных предметов (общепредметных). К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения веществ - тело, вещество, состав, молекула, строение, свойство, а также общие понятия - явление, процесс, энергия и др. При этом они углубляются, конкретизируются на географическом материале и приобретают обобщенный, общенаучный характер.

Теоретические межпредметные связи - это развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории. Типичным примером служит теория строения вещества, которая представляет собой фундаментальную связь физики и химии, а ее следствия используются для объяснения функций неорганических и органических веществ, их роли в жизни живых организмов.

Самостоятельность учащихся по выявлению и осуществлению меж­предметных связей формируется в результате целенаправленной работы учите­ля, которая обеспечивает: развитие у школьников умения выявлять ведущие положения изучаемой темы и ведущие идеи всего учебного предмета, развитие умения по организации изучения учебного материала вокруг стержневых положений темы и дисциплины в целом на широкой межпредметной основе, осознание учащимися необходимости и важности межпредметного синтеза как в учебной деятельности, так и в будущей практической работе при реализации важных производственных, социальных и научных задач.

Выделяют два этапа на пути установления межпредметных связей.:

I - начальный, или подготови­тельный, - приуроченный к началу изучения учебной темы на широкой меж­предметной основе, и

II - основной, представляющий непосредственное рас­крытие ведущих положений темы на межпредметной основе.

Суть этих этапов заключается в следующем:

I Подготовительный этап обеспечивает общую ориентацию учащихся в содержании учебной темы, их психологическую готовность к изучению учеб-ной темы на межпредметной основе. С этой целью в начале ее изучения ведется работа, которая подводит учащихся к осознанию интегративного характера со­держания темы, к необходимости при раскрытии ее ведущих положений ис­пользовать знания из других предметов, а также к пониманию того, как должна быть организована для этого работа. В результате учитель вместе с учениками определяет перспективный план изучения темы на широкой межпредметной основе.

На II этапе, в соответствии с разработанным учителем совместно с уча­щимися планом изучения темы, строится следующий, основной этап по непо­средственному раскрытию ведущих положений темы. Построение учебного процесса ставит учителя перед необходимостью все более проникать в содер­жание ведущих идей других учебных предметов, обуславливая тем самым все более широкие и глубокие контактные связи между учителями. В результате, работа по осуществлению межпредметных связей не ограничивается уроками, а приводит к организации межпредметных семинаров, экскурсий, письменных проверочных работ, различных конференций.



  1. 4. Планирование и пути реализации межпредметных связей в обучении географии


Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя географии. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя географии с учителями химии, физики, биологии; посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т.д.

Учитель географии с учетом общешкольного плана учебно-методической работы разрабатывает индивидуальный план реализации межпредметных связей в учебных курсах. Методика творческой работы учителя включает ряд действий:

1) Изучение раздела "Межпредметные связи" по каждому географическому курсу и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы.

2) Поурочное планирование межпредметных связей с использованием тематических планов.

3) Разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках.

4) разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения.

5) Разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении.

Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе - интегрированные уроки.

«Интеграция» в переводе с латинского языка означает «объединение в целое каких - либо частей». Интегрированный урок – это тоже объединение из области различных предметов по определенной теме. Специфика таких уроков состо­ит в том, что они проводятся совместно с учителями двух или не­скольких смежных предметов. Особенно важно продумывать методику проведения урока: заранее определяется объем и глубина рас­крытия материала, последовательность его изучения. Сроки изуче­ния различных аспектов комплексной проблемы в смежных дисци­плинах должны предшествовать обобщению, тогда не будет нару­шена логика изучения каждого отдельного предмета. Поэтому уро­ки целесообразно проводить после усвоения учащимися большого раздела курса или в конце учебного года. Доля участия каждого учителя должна быть равной, хотя один из учителей (в зависимости от предмета) выбирается ведущим.


Задача учителя, планирующего интегрированный урок, - научить ребят мыслить абстрактными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями, вырабатывать собственную оценку явлений. С этой целью ребята проделывают на уроке следующие мыслительные операции: проводят аналогии, обобщают, систематизируют учебный материал, выдвигают гипотезы, распространяют выводы, полученные из наблюдений и наконец, моделируют все эти обобщенные мыслительные операции. Все это способствует развитию творческого мышления.

Часто таким урокам предшествует организация опережаю­щих домашних заданий, которые предлагаются отдельным учени­кам по одному из предметов или всему классу в целом. Домашние задания на этих уроках имеют свою особенность: они задаются сразу по двум или нескольким учебным предметам.

Оценка деятельности специфична: если ученик дает ответ по одному предмету, ему ставится оценка по данному предмету; если по двум дисциплинам или если он обобщал знания по смежным предметам, то оценка выставляется по этим предметам.

Интегрированный урок чаще всего проводится с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определенной теме. На уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ слайдов, ки­нофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного.Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точ­ки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподне­сти содержание дисциплин. Забота о построении содержания единого курса географии, усиление его внутренних связей не принижают значения его взаимосвязей с другими учебными предметами.
В современной школе существует несколько направлений и уровней интеграции. Это, во-первых, появление новых курсов, ро­ждение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением их независимого существова­ния. Во-вторых, появляются разовые интеграционные уроки разно­го уровня и характера.

Выделяют следующие типы уроков для детей разного возраста:

- урок-игра;

- урок-беседа;

- урок-наблюдение или урок-исследование;

- урок-передача;

- уроки-литературно-музыкальные композиции;

- урок-открытие;

- урок-конференция.

Подготовка всех типов уроков очень трудоемка и требует со­гласованных действий учителей.

Результатом проведения интегрированных уроков является развитие эмоциональной сферы детей. А это, по мнению Сухомлинского, и дает «желанное пробуждение мысли». На интегриро­ванных уроках дети учатся понимать прекрасное, ценить красоту жизни, беречь добрые отношения между людьми. Следовательно, создание таких уроков помогает сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов.


Таким образом, интегрированное обучение создает новые условия деятель­ности учителей и учащихся и представляет собой действенную мо­дель активации мыслительной деятельности и развивающих прие­мов обучения. Оно требует и разнообразия форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность восприятия учащимися учебного материала.

Интеграция становится для всех ее участников: учителей, учеников, родителей и администрации – школой сотрудничества и взаимодействия, которые помогают продвигаться к общей цели

  1. 5. Межпредметные связи на уроках географии



Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, фи­зике, биологии и другим предметам. Например, установление про­должительности дня и ночи (освещенности) в зависимости от ши­роты места, пользование масштабом и измерения на карте и местности, определение среднесуточной температуры, вычисление коэффициента увлажнения невозможны без математических расчетов. Процессы нагревания и излучения, испарения и конденсации, образования осадков, понятие веса, плотности, давления воздуха требуют знаний физики. Формирование почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и их взаимосвязь становится понятной лишь благодаря знаниям по биологии. При изучении минеральных полезных ископаемых, различного сырья для химических удобрений и знакомстве со способами обработки черных и цветных металлов, переработки нефти, газа необходимы знания по химии.

География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом. На каждом уроке можно найти связь с какой – либо дисциплиной.

Приводим примеры из разных курсов и тем географии.

На первом этапе (в 6 классе) – при изучении «Начального курса географии» следует уделить особое внимание элементарным знаниям по физике, химии и биологии, чтобы обеспечить пропедевческую естественнонаучную основу для более полноценного усвоения школьниками знаний о природных процессах и основах материального производства.

При изучении темы "Атмосфера" очень тесной является связь программы географии с математикой и физикой. Данная тема включает такие понятия, как температура, атмосферное давление, влажность, осадки, ветер. С понятиями температуры, давления учащиеся знакомятся в курсе физики 7 класса, но в курсе географии 6 класса эти величины уже рассматриваются. Поэтому целесообразно эти понятия рассмотреть и учителю физики с детьми в качестве пропедевтики, показать опыты, объяснить эти явления, расширить и углубить знания уже в 6 классе на уроках географии.

В курсе математики 6 класса вычисляют среднее арифметическое, читают графики. И это очень кстати для получения среднемесячной, среднегодовой температуры воздуха, а для вычисления расстояния между двумя точками координатной оси – нахождения амплитуды температуры воздуха. Ребята учатся отвечать на вопросы, используя графики зависимости температуры от времени года, от высоты. Определяют преобладающее направление ветра по графику розы ветров. Таким образом, учащиеся убеждаются, что, используя математические методы, которыми обрабатывают результаты наблюдения, выявляют закономерности, ученые делают выводы, составляют прогнозы. Результатом совместной работы с учителем математики может являться интегрированный урок (математика + география), где дети применяют знания в конкретной ситуации и решают практические задачи.

Так, на уроке математики изучается тема "Масштаб", а более подробно эта тема изучается в курсе географии в теме "План и карта". Учащиеся с помощью математических умений измеряют расстояния на карте, переводят численный масштаб в именованный и наоборот. Поэтому возможно проведение интегрированного урока по математике и географии по теме "Масштаб и его применение в географии".

Тема "Землетрясения" даётся в курсе географии очень кратко: понятие, причины, районы землетрясений. В курсе же ОБЖ на изучение этой темы отводится больше часов: рассматриваются шкала Рихтера, правила поведения во время землетрясений, оказание первой помощи. Возможен интегрированный урок по географии, ОБЖ и информатике на тему "Стихийные природные явления, связанные с литосферой и правила поведения в экстремальных ситуациях".



На втором этапе (в 7 классе) – в процессе изучения «Географии материков и стран» важно устанавливать межпредметные связи с химией, физикой, всемирной историей, МХК для более углубленного осмысления школьниками не только естественнонаучных, но и общественнонаучных, страноведческих знаний.

Изучив программы обучения по некоторым предметам и сопоставив их во времени, можно выявить некоторые совпадения, которые могут служить основой для разработки интегрированных уроков, и конечно есть большое количество тем, которые похожи по содержанию в разных школьных курсах, но немного разнятся во времени , являются либо закрепляющими, повторяющими пройденный материал, либо предварительными, которые создают основу для более детального, глубокого изучения некоторых тем.

При изучении темы «Тропические пустыни Африки» (интегрированный урок география + физика) рассматриваются физические явления миражи, стонущие камни, поющие пески. Объяснение этим физическим явлениям дает физика, так как дети на уроках физики знакомятся с такими понятиями, как плотность вещества, изменение свойств тел при нагревании и охлаждении. Поэтому суть многих явлений и объясняет физика. Ответить на вопросы: - Почему в Сахаре большие амплитуды температуры воздуха? - Как движутся пески и образуются барханы? – помогает физика. Выполняя практическую работу по определению плотности песка и воды, учащиеся проникают в суть явлений и процессов, происходящих в пустыне.

В математике при знакомстве с геометрией дети изучают фигуры, углы. Важность геометрии, геометрических тел в природе очень велика. И живые примеры можно привести из географии. На интегрированном уроке для детей открытием является то, что Пифагор, чьи "штаны во все стороны равны", первым сделал интереснейшее предположение, что Земля - шар. "Все в природе должно быть совершенно и гармонично. Но совершеннейшее из геометрических тел есть шар. Земля тоже должна быть совершенна. Стало быть Земля - шар!" - говорил Пифагор.

Жизнь на Земле в значительной мере зависит от формы и размеров нашей планеты, а так же от расстояния до Солнца и угла наклона земной оси к плоскости орбиты. Это урок "Геометрия вокруг нас" (математика + география).

Урок обобщающего повторения в форме игры - соревнования по теме "Австралия" интегрирован с биологией. Животный и растительный мир Австралии уникален с точки зрения биологии, поэтому целесообразна интеграция географии с биологией.

При изучении темы "Рельеф России" (8 класс) прослеживается связь с физикой. Внутренние процессы, движение вещества мантии формируют рельеф Земли. Тектонические движения, вулканизм, землетрясения очень хорошо объясняют физические законы. На этом уроке ребята закрепляют знание закона сохранения вещества и энергии, знакомятся с физическим понятием деформации и видами деформации, а так же сейсмическими волнами - продольными и поперечными. Решают проблему использования энергии вулканов человеком. Интегрированный урок (география + физика) "Внутренние процессы формирования рельефа".

На уроках темы "Реки России" (8 класс) при знакомстве с типами водного режима рек одновременно закрепляются знания по теме "Функции. Свойства функций" из математики. Поскольку тип водного режима определяется по распределению расхода воды в течение года. Графики распределения расхода воды ничто иное, как графики функций. Дети осознают на таком уроке, что функция, график функции - это не нечто абстрактное, существующее само по себе, а необходимое звено для составления прогнозов наводнений. На интегрированном уроке (география + математика + физика) "Питание и режим рек России" дети понимают, что без знания математики нельзя провести какое-либо водохозяйственное мероприятие, будь то орошение, водоснабжение, осушение, строительство гидроэлектростанции, сооружение водохранилища. Тип урока - комбинированный с практической направленностью.

Интегрированный урок "Реки и человек" (география + биология + химия) помогает усвоить важную роль рек в хозяйственной деятельности человека. Значение рыб в жизни человека освещает биолог, а химик говорит с ребятами о негативных последствиях хозяйственной деятельности - загрязнение воды рек бытовыми и промышленными отходами. Тип урока - урок изучения нового материала.

На третьем этапе (в 10 классах) – при изучении «Общей географии» необходимо широко реализовать знания учащихся по химии, физике, истории, привлекать краеведение с целью получения наиболее полных географических знаний. В первой четверти учащиеся знакомятся материальной и духовной культурой народов по трем предметам: МХК, география, всемирная история.

Урок - конференция "Мировые природные ресурсы, основные черты их географии" (интеграция географии и экологии). На этом уроке дети выявляют особенности современного этапа взаимодействия природы и общества.


Особенно широко можно использовать интеграцию в профильном обучении в 10-11 классах. Так нами в группе экономико-географического профиля поводилось занятие по географии и экономике по теме " Монополия и защита конкуренции", где подробно рассматривались ТНК, их роль в мировой экономике, этапы формирования и развития, их типы.

Всё это даёт возможность научить ребят мыслить абстрактными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями, вырабатывать собственную оценку явлений. С этой целью ребята проделывают на уроке следующие мыслительные операции: проводят аналогии, обобщают, систематизируют учебный материал, выдвигают гипотезы, распространяют выводы, полученные из наблюдений и, наконец, моделируют все эти обобщенные мыслительные операции. Все это способствует развитию творческого мышления.

Местный край изучается на уроках разных дисциплин, но самое широкое использование краеведческого материала возможно в преподавании географии, истории, литературы. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действительными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Наиболее полное изучение родного края возможно при проведении интегрированного курса "Мой родной край", который могут вести учителя географии, биологии, истории.

  1. Используемая литература:



  1. География. Интегрированные уроки. 6 – 10 классы/Сост. Н.В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2004. – 100с.

  2. Иванова Г.Ф., Костыгова М.Ю. Интеграция в процессе обучения географии и биологии.// География в школе, 1995, № 5,с.60

  3. Кленова А. В. И др. Интегрированный урок./ «Учитель», 2001

  4. Косик Т. С. Реализация межпредметных связей в преподавании географии. www.festival. 1 september. ru

  5. Крылова О.В. Интересный урок географии: Кн. Для учителя.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.

  6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1: научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. -288 с.

  7. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока.- Ростов н/Д: Изд-во "Учитель", 2003.

  8. Хумарова И.В. Интеграция, межпредметные связи в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения.www.festival. 1 september. ru












9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Межпредметные связи на уроках географии (доклад)

Автор: Танделова Альбина Сослановна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152742

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Межпредметные связи на уроках русского языка "
    ["seo_title"] => string(53) "miezhpriedmietnyie-sviazi-na-urokakh-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "136041"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417020009"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Доклад: "ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЕНТ ПО БИОЛОГИИ" "
    ["seo_title"] => string(49) "doklad-osobiennosti-podgotovki-k-ient-po-biologii"
    ["file_id"] => string(6) "151030"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420624626"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Формирование экологической культуры на уроках химии и биологии""
    ["seo_title"] => string(67) "dokladformirovaniieekologhichieskoikulturynaurokakhkhimiiibiologhii"
    ["file_id"] => string(6) "265711"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450014919"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(232) "Доклад для общешкольного родительского собрания на тему: «Роль изобразительного искусства в развитии личности обучающегося»"
    ["seo_title"] => string(125) "dokladdliaobshchieshkolnoghoroditielskoghosobraniianatiemurolizobrazitielnoghoiskusstvavrazvitiilichnostiobuchaiushchieghosia"
    ["file_id"] => string(6) "293635"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455524257"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Открытый урок по теме "Баскетбол" "
    ["seo_title"] => string(34) "otkrytyi-urok-po-tiemie-baskietbol"
    ["file_id"] => string(6) "177510"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424672204"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства