kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока математики "Функция и её свойства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Функция и ее свойства

Цель урока:

  1. Обучающие: обобщить знания по основным свойствам функций;

закрепить умение применять знания при решении предложенных упражнений;

закрепить умение читать графики.

  1. Развивающие: уметь рефлексировать (оценивать); развить умение анализировать, систематизировать.

  2. Воспитательные: сформировать интерес к математике; воспитать чувство ответственности и аккуратность.

Тип урока: обобщающе-познавательный.

Вид урока: соревнование.

Методическая задача: выявить уровень усвоенных ЗУН по теме : «Функция и ее свойства»

Оборудование:

  1. Дидактический материал

  2. Компьютер и мультимедиа проектор с экраном.

  3. Ватман, маркеры

  4. Презентация

Ход урока

1. Организационный момент.

Функция – одно из математических и общенаучных понятий, выражающая зависимость между переменными величинами. На любом уроке вы имеете свои объекты изучения, устанавливаете свойства и взаимосвязь между этими объектами.

Понятия «функция» и «график функции» очень важны и встречаются далеко не только на уроках математики.

Умение читать график нужно любому специалисту.

Рассмотрим пример.

Все знают, что данный график представляет собой ЭКГ сердца. Врач-кардиолог, рассматривая кардиограмму, определяет есть ли нарушения сердечной деятельности и ставит диагноз.

Мы на нашем уроке рассмотрим графики чисто с математической точки зрения:

  • повторим основные свойства функций, умение читать графики.

  • Будем развивать умение работать коллективно, уважая друг друга

Урок пройдет в виде соревнования

Группа разбита на две команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

I. Задание

Устные упражнения.

1. Найдите область определения функции:

а) ; б)

2. Найдите нули функции:

а) y = 3x + 1

б) y = x2 - 9

3. Пусть f (x) = x +

Сравните

f (3) и f (-3)

4. Найдите множество значений функции:

f (x) = cos x

II. Задание

Учащиеся выполняют это задание в парах на отдельных листочках и сдают преподавателю.

На рисунке изображена часть графика функции с областью определения [-3; 3]. Постройте график функции, если известно, что она а) чётная б) нечётная

Ответы: Приложение №1

III. Задание

Команды дают устные ответы в порядке поднятия руки.

На рисунке даны 4 графика функции и записаны 4 формулы.

1.

2.

3.

4.

y =

4

x

2) y = 2 – x

3) y = x2 + 4x + 3

4) y = |x – 1|

Вопросы:

  1. Какой формулой задаётся каждый из графиков?

  2. Как называется каждый из графиков?

  3. Назовите области определения и области значения этих графиков.

  4. Какие из этих графиков являются чётными, а какие нечётными?

IV. Задание

Команды выполняют данные задания на месте на ватмане и отвечают на вопрос “Какой вид преобразования функции здесь используется?”

Даны графики функций: (ответ проецируется на экран)

а) y = cos x

Постройте график функции y = cos x – 1

б) y = sin x

Постройте график функции y = sin x + 1

V. Задание

Команды на листках выполняют задания и сдают их учителю.

Проявите смекалку.

Чтобы проиллюстрировать характерные свойства функций, можно обратиться к пословицам, ведь пословицы – это отражение устойчивых закономерностей, выверенных многовековым опытом народа.

На доске написаны пословицы:

  1. “Тише едешь, дальше будешь”.

  2. “Кто в лес, кто по дрова”.

Изобразите пословицы при помощи графика. Как вы её понимаете?

Ответы: (Приложение № 2)

VI. Задание

Отгадайте загадки и шараду.

1. Загадка. О какой кривой идёт речь?

Как утомительны вечные спуски,
Как утомительны вечные взлёты!...
В каждой ложбинке,
На каждой вершине –
Тщетна надежда – мечта о привале,
Об остановке и передышке. (синусоида)

2. Шарада. Угадай функцию.

Привычное слово кудлатой наседки
Поставьте на первое место.
На месте втором, посмотрите-ка – нота,
Важна для любого оркестра.
На третьем – одна одинокая буква
Пятнадцатая в алфавите.
Один из волос на мордашке котёнка
На месте четвёртом прочтите. (косинус)

VII. Задание

Составьте существительные из слова “тригонометрическая”.

(составляет каждый учащийся)

VIII. Задание

Отгадайте кроссворд по теме “Функция”.

Кроссворд и вопросы к нему получают обе команды. Отгадывают командой.

(Приложения 3, 4)

Итоги урока.

1) Домашнее задание. (на листочках)

Изобразите график непрерывной функции, зная, что:

  1. Область определения функции есть промежуток [-1; 8];

  2. Значения функции составляют промежуток [-4; 2];

  3. Функция возрастает на промежутках [-1; 3] и [5; 8], функция убывает на промежутке [3; 5];

  4. Нули функции: 3 и 7.

2. Командные и индивидуальные результаты

3. Команда – победительница получает бонус: Команда может повысить отметку на 1 балл одному учащемуся, проявившему наибольшую активность в работе команды

8. Рефлексия.

Оценка урока учащимися, самооценка, выводы и предложения. Учащийся ставит «+» в какой-то отдел листка рефлексии.

Листок рефлексии:

Завершим наш урок лирически.

Послушайте поэтические строки о синусоиде (ведь рассмотренная в начале урока кардиограмма – это та же синусоида).

Не богаче, не глубже ли станет представление о синусоиде, если она еще и линия жизни нашей, как это представлено в стихотворении Евгения Долматовского:

Научись беду встречать не плача:
Горький миг – не зрелище для всех.
Знай: душа растет при неудачах
И слабеет, если скор успех.
Мудрость обретают в трудном споре.
Предначертан путь нелегкий твой
Синусоидой радости и горя,
А не вверх взмывающей кривой.

Успехов вам, спасибо за урок!

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока математики "Функция и её свойства" »

Тема урока: Функция и ее свойства

Цель урока:

  1. Обучающие: обобщить знания по основным свойствам функций;

закрепить умение применять знания при решении предложенных упражнений;

закрепить умение читать графики.

  1. Развивающие: уметь рефлексировать (оценивать); развить умение анализировать, систематизировать.

  2. Воспитательные: сформировать интерес к математике; воспитать чувство ответственности и аккуратность.

Тип урока: обобщающе-познавательный.

Вид урока: соревнование.

Методическая задача: выявить уровень усвоенных ЗУН по теме : «Функция и ее свойства»

Оборудование:

  1. Дидактический материал

  2. Компьютер и мультимедиа проектор с экраном.

  3. Ватман, маркеры

  4. Презентация


Ход урока

1. Организационный момент.

Функция – одно из математических и общенаучных понятий, выражающая зависимость между переменными величинами. На любом уроке вы имеете свои объекты изучения, устанавливаете свойства и взаимосвязь между этими объектами.

Понятия «функция» и «график функции» очень важны и встречаются далеко не только на уроках математики.

Умение читать график нужно любому специалисту.

Рассмотрим пример.

Все знают, что данный график представляет собой ЭКГ сердца. Врач-кардиолог, рассматривая кардиограмму, определяет есть ли нарушения сердечной деятельности и ставит диагноз.

Мы на нашем уроке рассмотрим графики чисто с математической точки зрения:

  • повторим основные свойства функций, умение читать графики.

  • Будем развивать умение работать коллективно, уважая друг друга

Урок пройдет в виде соревнования

Группа разбита на две команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

I. Задание

Устные упражнения.

1. Найдите область определения функции:

а) ; б)

2. Найдите нули функции:

а) y = 3x + 1

б) y = x2 - 9

3. Пусть f (x) = x +

Сравните

f (3) и f (-3)

4. Найдите множество значений функции:

f (x) = cos x

II. Задание

Учащиеся выполняют это задание в парах на отдельных листочках и сдают преподавателю.

На рисунке изображена часть графика функции с областью определения [-3; 3]. Постройте график функции, если известно, что она а) чётная б) нечётная

 

Ответы: Приложение №1

III. Задание

Команды дают устные ответы в порядке поднятия руки.

На рисунке даны 4 графика функции и записаны 4 формулы.

1.

2.


3.

4.


y =

4

x

2) y = 2 – x

3) y = x2 + 4x + 3

4) y = |x – 1|

Вопросы:

  1. Какой формулой задаётся каждый из графиков?

  2. Как называется каждый из графиков?

  3. Назовите области определения и области значения этих графиков.

  4. Какие из этих графиков являются чётными, а какие нечётными?

IV. Задание

Команды выполняют данные задания на месте на ватмане и отвечают на вопрос “Какой вид преобразования функции здесь используется?”

Даны графики функций: (ответ проецируется на экран)

а) y = cos x

Постройте график функции y = cos x – 1

б) y = sin x

Постройте график функции y = sin x + 1

V. Задание

Команды на листках выполняют задания и сдают их учителю.

Проявите смекалку.

Чтобы проиллюстрировать характерные свойства функций, можно обратиться к пословицам, ведь пословицы – это отражение устойчивых закономерностей, выверенных многовековым опытом народа.

На доске написаны пословицы:

  1. “Тише едешь, дальше будешь”.

  2. “Кто в лес, кто по дрова”.

Изобразите пословицы при помощи графика. Как вы её понимаете?

Ответы: (Приложение № 2)

VI. Задание

Отгадайте загадки и шараду.

1. Загадка. О какой кривой идёт речь?

Как утомительны вечные спуски,
Как утомительны вечные взлёты!...
В каждой ложбинке,
На каждой вершине –
Тщетна надежда – мечта о привале,
Об остановке и передышке. (синусоида)

2. Шарада. Угадай функцию.

Привычное слово кудлатой наседки
Поставьте на первое место.
На месте втором, посмотрите-ка – нота,
Важна для любого оркестра.
На третьем – одна одинокая буква
Пятнадцатая в алфавите.
Один из волос на мордашке котёнка
На месте четвёртом прочтите. (косинус)

VII. Задание

Составьте существительные из слова “тригонометрическая”.

(составляет каждый учащийся)

VIII. Задание

Отгадайте кроссворд по теме “Функция”.

Кроссворд и вопросы к нему получают обе команды. Отгадывают командой.

(Приложения 3, 4)

Итоги урока.

1) Домашнее задание. (на листочках)

Изобразите график непрерывной функции, зная, что:

  1. Область определения функции есть промежуток [-1; 8];

  2. Значения функции составляют промежуток [-4; 2];

  3. Функция возрастает на промежутках [-1; 3] и [5; 8], функция убывает на промежутке [3; 5];

  4. Нули функции: 3 и 7.

2. Командные и индивидуальные результаты

3. Команда – победительница получает бонус: Команда может повысить отметку на 1 балл одному учащемуся, проявившему наибольшую активность в работе команды

8. Рефлексия.

Оценка урока учащимися, самооценка, выводы и предложения. Учащийся ставит «+» в какой-то отдел листка рефлексии.

Листок рефлексии:


Завершим наш урок лирически.

Послушайте поэтические строки о синусоиде (ведь рассмотренная в начале урока кардиограмма – это та же синусоида).

Не богаче, не глубже ли станет представление о синусоиде, если она еще и линия жизни нашей, как это представлено в стихотворении Евгения Долматовского:

Научись беду встречать не плача:
Горький миг – не зрелище для всех.
Знай: душа растет при неудачах
И слабеет, если скор успех.
Мудрость обретают в трудном споре.
Предначертан путь нелегкий твой
Синусоидой радости и горя,
А не вверх взмывающей кривой.

Успехов вам, спасибо за урок!









Открытый урок по математике:

Тема:

« Функция и ее свойства»











Преподаватель математики и информатики

Цацаева Т. Н.



2009 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Методическая разработка урока математики "Функция и её свойства"

Автор: Цацаева Татьяна Николаевна

Дата: 23.06.2014

Номер свидетельства: 108092

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Математика» на тему: «Решение логарифмических уравнений»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_otkrytogo_zaniatiia_po_distsipline_matematika_na_tem_1"
    ["file_id"] => string(6) "498565"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1549379788"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Методическая разработка урока математики по теме «Исследование функции с помощью производной и построение графика»."
    ["seo_title"] => string(129) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-matiematiki-po-tiemie-issliedovaniie-funktsii-s-pomoshch-iu-proizvodnoi-i-postroieniie-ghrafika"
    ["file_id"] => string(6) "251161"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447182844"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Методическая разработка урока математики на тему "Показательная функция, её свойства и график" "
    ["seo_title"] => string(104) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-matiematiki-na-tiemu-pokazatiel-naia-funktsiia-ieio-svoistva-i-ghrafik"
    ["file_id"] => string(6) "136091"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417024692"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Методическая разработка урока математики по теме "Преобразование тригонометрических выражений" "
    ["seo_title"] => string(108) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-matiematiki-po-tiemie-prieobrazovaniie-trighonomietrichieskikh-vyrazhienii"
    ["file_id"] => string(6) "109623"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404829664"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Методическая разработка урока математики на тему «Решение уравнений вида sin=a»"
    ["seo_title"] => string(88) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-matiematiki-na-tiemu-rieshieniie-uravnienii-vida-sin-a"
    ["file_id"] => string(6) "251137"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447180991"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства