kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока алгебры на тему: «Решение тригонометрических уравнений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Решение тригонометрических уравнений»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока алгебры на тему: «Решение тригонометрических уравнений»»

Методическая разработка урока

по алгебре и началам анализа

«Решение тригонометрических уравнений»

для учащихся 10-11 классов

Тема урока

"Решение тригонометрических уравнений"

Продолжительность урока

1 час

Тип урока

урок закрепления и систематизации знаний с использованием коллективного способа обучения

Оборудование

компьютер и мультимедийный проектор.

Цели урока

Образовательные:

- актуализировать знания учащихся по теме «Решение тригонометрических уравнений»;

- повторить общие подходы решения тригонометрических уравнений;

- закрепить навыки решения тригонометрических уравнений.

Развивающие:

- содействовать развитию у учащихся мыслительных операций: умение анализировать, синтезировать, сравнивать;

- формировать и развивать общеучебные умения и навыки: обобщение, поиск способов решения;

- отрабатывать навыки самооценивания знаний и умений, выбора задания, соответствующего их уровню развития.

Воспитательные:

- вырабатывать внимание, самостоятельность при работе на уроке;

- способствовать формированию активности и настойчивости, работоспособности.

Структура урока:

1. Вводно-мотивационная часть.

1.1. Организационный момент.

1.2. Устная работа.

2. Основная часть урока.

2.1. Индивидуальная работа по карточкам.

2.2. Закрепление(коллективный способ обучения, работа в парах сменного состава).

3. Рефлексивно-оценочная часть урока.

3.1. Обсуждение результатов индивидуальной работы.

3.2. Информация о домашнем задании.

3.3. Подведение итогов урока.

Ход урока.

1. Вводно-мотивационная часть

1.1.Организационный момент.

Задачи этапа: обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке, настроить учащихся на работу и общение.

Содержание этапа:

1. Приветствие.

Учитель: Здравствуйте, садитесь! Сегодня мы проводим урок закрепления по теме «Решение тригонометрических уравнений».

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель: Ребята, кто сегодня отсутствует? Все готовы к уроку? Начинаем!

3. Озвучивание целей урока и плана его проведения.

Учитель: Тема нашего урока –"Решение тригонометрических уравнений. Цель урока - повторить методы решения тригонометрических уравнений; закрепить навыки и проверить умение решать тригонометрические уравнения. В начале урока мы вспомним основные формулы тригонометрии, формулы решения простейших тригонометрических уравнений. После чего каждый ученик получит карточку с заданием и после выполнения - проверит правильность у учителя. Затем будет организована работа в парах сменного состава. Обсудим полученные результаты работы на уроке, оценим индивидуальную работу. Затем получите инструктаж по выполнению домашнего задания и подведем итоги урока.

1.2. Устная работа.

Задачи этапа: актуализировать знания и умения учащихся, которые будут использованы на уроке.

Содержание этапа:

Учитель: Назовите способы решения тригонометрических уравнений.

Предполагаемые ответы учеников:

  • Сведение тригонометрических уравнений к квадратным.

  • Использование различных тригонометрических формул для преобразования уравнения, а затем - сведение уравнения к квадратному заменой: sinx = t, cosx= t.

  • Деление обеих частей уравнения на sinx или cosx, причем sinx ≠ 0, cosx≠0.

  • Уравнение вида решаются делением обеих частей на и введение вспомогательного аргумента:

  • , .

  • Разложение левой части уравнения на множители.

  • Использование тригонометрических формул, чтобы обеспечить возможность разложения левой части уравнения на множители (правая часть равна нулю).

2. Основная часть урока.



2.1. Повторение.

Задачи этапа: обеспечивать развитие у учащихся общеучебных умений и навыков: умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, поиск способов решения, отрабатывать навыки самооценивания знаний и умений.

Содержание этапа:

Учитель: вспомним основные тригонометрические формулы и способы решения тригонометрических уравнений по заранее приготовленным образцам.

Учитель проецирует образцы решенных тригонометрических уравнений на экран.

Учитель: повторим основные формулы для решения простейших тригонометрических уравнений, а также формулы для уравнений-исключений.



sinx

х = (-1)k arcsin а + π k, k Z

cosx = а

х = ± arccos а + 2 π k, k Z

tg х = а

х = arctg а + π k, k Z.









Учитель проецирует формулы на экран, а также - раздает для слабых учеников карточки-подсказки с формулами.



2.2. Решение задач по карточке.

Каждый ученик получает карточку с тригонометрическими уравнениями.

Примерное содержание карточек:

К-1

Решить уравнения:

а)

б)

Ответ

К-2

Решить уравнения:

а)

б)


К-3

Решить уравнения:

а)

б)


К-4

Решить уравнения:

а)

б)


К-5

Решить уравнения:

а)

б)


К-6

Решить уравнения:

а)

б)


К-7

Решить уравнения:

а) 3

б)


К-8

Решить уравнения:

а)

б)


2.3. Проверка правильности выполненных заданий учителем. Решив задания, ученик проверяет правильность у учителя и приступает к работе в парах.

2.4. Решение задач по карточкам, работа в парах сменного состава. Задание а) объясняет ученик своему соседу, а задание б) предлагается для решения на оценку. За один урок каждый ученик должен решить 3-4 карточки.

2.5. Заполнение таблицы.

Результаты отображаются в таблице.







Ф.И. ученика

К-1


К-2


К-3


К-4


К-5


К-6


К-7


К-8


Оценка

































3. Рефлексивно-оценочная часть урока.



3.1. Обсуждение результатов индивидуальной работы.

Задачи этапа: дать качественную оценку работы каждого ученика по выполнению заданий.

Содержание этапа:

Учитель: А теперь вы оцените свою работу на уроке. Вы видите результаты своей работы в таблице. Найдите среднее арифметическое всех оценок, округлите результат, и эти оценки вы получите за урок.

3.2. Информация о домашнем задании.

Задачи этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, обеспечить понимание цели, содержания и способов решения.

Содержание этапа:

Учитель: Для закрепления навыков решения тригонометрических уравнений новыми способами я предлагаю вам выполнить домашнее задание:

3.3. Подведение итогов урока.

Задачи этапа: вспомнить основные моменты урока, проанализировать усвоение предложенного материала и умение применить полученные знания в дальнейшем

Содержание этапа:

Учитель: Подведем итоги урока. Сегодня на уроке мы вспомнили формулы решения простейших тригонометрических уравнений, рассмотрели общие подходы решения тригонометрических уравнений, закрепили навыки и проверили умения решать тригонометрические уравнения. Я думаю, что у вас сложилось более полное представление о тригонометрических уравнениях и разнообразии способов их решения. И у меня появилась уверенность, что с решением тригонометрических уравнений большинство из вас справится.

Фронтальным опросом вместе с учащимися подводятся итоги урока:

- Что нового узнали на уроке?

- Испытывали ли вы затруднения при выполнении самостоятельной работы?

- Испытывали ли вы затруднения при выборе самостоятельной работы?

- Какие из способов решения тригонометрических уравнений из рассмотренных оказались наиболее трудными?

- Какие пробелы в знаниях выявились на уроке?

- Какие проблемы у вас возникли по окончании урока?

Учитель: Ребята! Спасибо вам за работу на уроке. При наличии времени можно рассказать об истории возникновения тригонометрии и показать презентацию. Урок окончен. До свидания!

Исторические сведения (при наличии времени на уроке).

  • Слово тригонометрия впервые встречается в 1505 году в заглавии книги немецкого математика Питискуса. Тригонометрия – слово греческое и в буквальном переводе означает измерение треугольников. Возникновение тригонометрии связано с землемерием, астрономией и строительным делом.

  • Хотя название науки возникло сравнительно недавно, многие относимые сейчас к тригонометрии понятия и факты были известны ещё две тысячи лет назад.

  • Впервые способы решения треугольников, основанные на зависимостях между сторонами и углами треугольника, были найдены древнегреческими астрономами Гиппархом (2 в. до н. э.) и Клавдием Птолемеем (2 в. н. э.).

  • Позднее зависимости между отношениями сторон треугольника и его углами начали называть тригонометрическими функциями.

  • Аналитическая теория тригонометрических функций в основном была создана выдающимся математиком в XVIII веке Леонардом Эйлером (1707-1783) членом Петербургской Академии наук.

  • Громадное научное наследие Эйлера включает блестящие результаты, относящиеся к математическому анализу, геометрии, теории чисел, механике и другим приложениям математики.

  • Именно Эйлер первым ввел известные определения тригонометрических функций, стал рассматривать функции произвольного угла, получил формулы приведения.

  • После Эйлера тригонометрия приобрела форму исчисления: различные факты стали доказываться путем формального применения формул тригонометрии, доказательства стали намного компактнее и проще. Эйлер принадлежит к числу гениев, чьё творчество стало достоянием всего человечества.

  • До сих пор школьники всех стран изучают тригонометрию и логарифмы в том виде, какой придал им Эйлер.

  • Он был прежде всего математиком, но он знал, что почвой, на которой расцветает математика, является практическая деятельность.

  • Он оставил важнейшие труды по самым различным отраслям математики, механики, физики, астрономии и по ряду прикладных наук.

  • «Читайте, читайте Эйлера, он — наш общий учитель», — любил повторять Лаплас, французский математик, механик, физик и астроном.



3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Разработка урока алгебры на тему: «Решение тригонометрических уравнений»

Автор: Куршева Людмила Борисовна

Дата: 25.01.2017

Номер свидетельства: 383781

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "презентация к уроку алгебры 10 класса по теме "Решение тригонометрических уравнений" "
    ["seo_title"] => string(100) "priezientatsiia-k-uroku-alghiebry-10-klassa-po-tiemie-rieshieniie-trighonomietrichieskikh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "218442"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433782175"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "урок по алгебре и началам анализа 10 класс по теме: "Методы решения тригонометрических уравнений" "
    ["seo_title"] => string(111) "urok-po-alghiebrie-i-nachalam-analiza-10-klass-po-tiemie-mietody-rieshieniia-trighonomietrichieskikh-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "146614"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419223207"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "разработка урока алгебры по теме "Типы тригонометрических уравнений и их решение" "
    ["seo_title"] => string(94) "razrabotka-uroka-alghiebry-po-tiemie-tipy-trighonomietrichieskikh-uravnienii-i-ikh-rieshieniie"
    ["file_id"] => string(6) "136461"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417108088"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка открытого урока на тему: "Работа. Мощность. Энергия." "
    ["seo_title"] => string(65) "razrabotka-otkrytogho-uroka-na-tiemu-rabota-moshchnost-enierghiia"
    ["file_id"] => string(6) "231097"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442370912"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Методика решения задач ЕГЭ по математике"
    ["seo_title"] => string(49) "mietodika-rieshieniia-zadach-iege-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "277864"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453012953"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства