урок по алгебре и началам анализа 10 класс по теме: "Методы решения тригонометрических уравнений"
Урок по алгебре и началам анализа 10 класс по теме: "Методы решения тригонометрических уравнений"
В разработке урока рассмотрена работа учителя и учащихся по систематизации, обобщению и расширению знаний и умений учащихся по применению различных методов решения тригонометрических уравнений. На примерах показано, что правильно выбранный метод позволяет существенно упростить решение, выполнить его более рационально.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок по алгебре и началам анализа 10 класс по теме: "Методы решения тригонометрических уравнений" »
МОУ «Ангоянская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок
по алгебре и началам анализа
10 класс
Тема:Методы решения тригонометрических уравнений
Учитель высшей квалификационной категории
Золтуева Марина Владимировна
Тема:Методы решения тригонометрических уравнений
Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть – и впоследствии подтвердить это, - что, следуя этому методу, мы достигаем цели.
Лейбниц
Цели урока:
Образовательные: систематизировать, обобщить, расширить знания и умения учащихся, связанные с применением методов решения тригонометрических уравнений.
Развивающие: содействовать развитию качеств, лежащих в основе познавательных способностей: мышление, память, внимание, воображение, речь.
Воспитывающие: побуждать учеников к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитывать упорство и трудолюбие, укреплять интерес к математике.
Валеологические: создать комфортную обстановку на уроке для учащихся всех уровней обучения, исключить перегрузку детей.
Оборудование: экран, кодоскоп, набор карточек для сбора схемы на магнитной доске, показывающей связь между решениями и коэффициентами уравнения
а∙sinx + b∙cosx = 1, таблица со списком уравнений, карточки с тестовым заданием, копировальная бумага, табло результативности
План урока
Организационный момент (2 мин.)
Разминка (6 мин.)
Решение уравнений (12 мин.)
Тестирование (7 мин.)
Демонстрация методов решения уравнений (15 мин.)
Домашнее задание (1 мин.)
Итог урока (2 мин.)
Ход урока
I.Организационный момент (Вводная беседа)
Сегодня мы поговорим о методах решения тригонометрических уравнений. Знаем, что правильно выбранный метод часто позволяет существенно упростить решение, поэтому все изученные нами методы всегда нужно держать во внимании, чтобы решать конкретные задачи наиболее рациональным из них.
II. Разминка
Учащимся предлагается провести классификацию тригонометрических уравнений по методам решения.
Задание. Рядом с каждым уравнением 1-12 указать номер метода, которым можно решить данное уравнение наиболее рационально.
Классификация тригонометрических уравнений по методам решения.
№
Уравнения
№ метода
Методы
1
sin x/3 – cos 6x = 2
4(б)
1.Разложение на множители.
2.Введение новой переменной:
а) сведение к квадратному;
б) универсальная подстановка;
в) введение вспомогательного аргумента;
3.Сведение к однородному уравнению.
4.Использование свойств функций, входящих в уравнение:
а) обращение к условию равенства тригонометрических функций;
б) использование свойства ограниченности функции
2
|1- cos x | · sin x = 4sin2x·cos x
1 – cos x
1
3
√3·sin x-|1+ cos x | ·sin2x = sin2x
1 + cos x
1
4
5sin x – 2cos x = 1
3, 2(б,в)
5
sin 3x·cos 2x = 1
4(б)
6
cos2x = √2 (cos x – sin x)
1,2(б,в),3
7
1 - sin 2x = cos x – sin x
1,2(б,в),3
8
cos 3x = sin x
4(а)
9
4 – cos2x = 4sin x
2(а)
10
sin 3x – sin 5x = 0
4(б)
11
tg 3x · tg (5x + П/3) = 1
4(а)
12
2 tg x/2 – cos x = 2
1,2(а,б,в), 3, 4(а)
Обсуждение проводится в быстром темпе и выясняется, что наибольшее количество методов можно применить при решении уравнения №12. Отмечается, что первые три из указанных методов являются традиционными для решения тригонометрических уравнений. Что касается последнего метода, то он рассматривается достаточно редко. Предлагается остановиться на этом методе.
III. Решение уравнений
Метод использования свойства ограниченности функции (кодопозитив 1)
Если функции f(x) и g(x) таковы, что для всех x выполняются неравенства
f(x) ≤ а и g(x)≤ в, и дано уравнение f(x) + g(x) = а + в, то оно равносильно системе
f(x) = а
g(x) = в
Ученики-консультанты выполняют решение с объяснением у доски, остальные – в тетради.
Уравнение №1.sinx/3 – cos 6x = 2
Решение. Поскольку | sin x/3 | ≤ 1 и | cos 6x | ≤ 1, имеем систему
На основании условия равенства тангенсов двух углов имеем:
5x + П/3 - П/2 + 3х = Пn
8х = П/6+Пn, х = (6п + 1) П/48, ncZ
При каждом значении х из этой совокупности каждая из частей уравнения
tg (5x + П/3) = tg ( П/2 – 3х) существует.
Ответ: (6п + 1) П/48, ncZ
IV. Тестирование
Метод сведения уравнения вида а sinх + в соsх = с (а,в,с ≠ 0) к однородному уравнению.
Выясняем преимущества данного метода над основными способами решения этого уравнения (введение вспомогательного угла, применение формул универсальной подстановки). Отмечаем, что он, так же как и метод рационализации, применяется в физике при сложении гармонических колебаний.
На магнитной доске ученик составляет системно-обобщающую таблицу, раскрывающую идею решения уравнения вида а sinх + в соsх = с (а,в,с ≠ 0), из заранее подготовленных карточек.
Условия на коэффициенты
Решения
x = 2arctg a +(-) √ Δ + 2Пn ,ncZ
b + c
Δ 0
D 0
D 0
b + c ≠ 0
x = 2arctg a + 2Пn ,ncZ
b + c
Δ = 0
решений нет
Δ
b + c = 0
x= П(1 +2n) ,ncZ
x = - 2arctg b + 2Пk ,kcZ
a
Знания остальных учащихся проверяются тестом с последующим контролем.
Тест. Раскройте идею решения уравнения вида а sin х + в cos х = с (а,в.с ≠ 0), показав стрелками зависимость решений от условий, наложенных на коэффициенты.
b + c = 0
b + c ≠ 0
1.
4sin х - 5cos х =5
2.
3sin х+4cos х =5
3.
5sin х + 4cos х =5
4.
- sin х + cos х =12
Δ = 0
Δ
Δ 0
x= П(1 +2n) ,ncZ
x = -2arctg b+ 2Пk ,
а
kcZ
x = 2arctg a +
b + c
+ 2Пn ,ncZ
Нет
реше
ния
x = 2arctg a +(-)√ Δ +
b + c
+ 2Пn ,ncZ
Выполнил:___________ Оценка:________
V. Демонстрация методов решения уравнения
(индивидуальное домашнее задание)
Отмечаем, что в уравнении а sin х + в соsх = с а, в и с - любые действительные числа. Если а = b = 0, а с ≠ 0, то уравнение теряет смысл;
Если а = в = с = 0, то х - любое действительное число, т. е. уравнение обращается в тождество.
Уравнение sinх + cosх = 1 можно решать, по крайней мере, шестью способами.
На доске 6 учеников показывают различные способы решения этого уравнения. Проводим сравнительный анализ и комментарий решений.
Способ 1.Сведение к однородному уравнению.
- Выразим sin х, cos x и 1через функции половинного аргумента:
Способ 2.Преобразование суммы в произведение.
Способ 3.Введение вспомогательного угла.
- Разделим обе части уравнения на √2:
Способ 4.Метод рационализации (кодопозитив 3)
Введение выражений для sinx и cosx через tgx/2 по формулам
Обращение к функции tgx/2 предполагает, что cosx/2 ≠ 0, т.е. х ≠ 2Пn ,ncZ
Такой способ решения получил название - метод рационализации, т. к. вспомогательное неизвестное вводится так, чтобы после подстановки получилось рациональное уравнение относительно этого вспомогательного неизвестного.
Итак, по формулам исходное уравнение примет вид:
Способ 5. Замена cosx выражением + √ 1 – sin2x:
Способ 6.Применение формулы sinx +cosx = √2 sin (x + П/4)
Исходное уравнение примет вид:
- Все решения показываем на тригонометрическом круге цветными точками, отмечаем их совпадение.
VI. Домашнее задание
Решить уравнение №12 из таблицы несколькими способами
VII. Итог урока
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки, даёт пояснения к домашнему заданию