МАОУ «Бершетская средняя школа»
 Урок: Математика
 Класс: 2б
 Учитель: Кизименко Ирина Леонидовна
 Тема: Уравнение
 Задачи:
 -Дать представление об уравнении, как о равенстве, содержащим переменную.
 - Развивать вычислительные навыки, мышление.
 - продолжить работу над задачами.
 Планируемые образовательные результаты:
 Личностные:
  принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
  Предметные: 
  узнают, что такое уравнение, что значит «решить уравнение»; различные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; что такое равенство; умеют: находить корень уравнения; решать задачи и выражения изученных видов; выявлять закономерности.
  Метапредметные:
    регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют свою деятельность, контролируют и корректируют собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; осознают то, что уже усвоено, и то, что необходимо усвоить; способны к саморегуляции;
   познавательные: формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; создают алгоритм деятельности; анализируют объекты, сравнивают их, строят логическую цепочку рассуждений, выделяют закономерности;
   коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров по речевому высказыванию; достаточно полно и точно выражают свои мысли; уважают в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
 
  Ход урока.
  Чтоб урок наш стал светлее,
 Мы поделимся добром.
 Вы ладони протяните,  
 В них любовь свою вложите,  
 Ей с друзьями поделитесь
 И друг другу улыбнитесь.
  - Какие качества обязательно надо включить в урок, чтобы урок стал интересным и полезным? (внимание, активность, старание)
 Я приглашаю вас совершить путешествие в замечательную страну. А помогать нам путешествовать будут ваши математические знания, навыки и умения.
   - Чтобы узнать по какой стране будем путешествовать, нам нужно выполнить задания.
 1) Найдите закономерность и продолжите ряд на 3 числа:
 4, 7, 11, 16, 22, …, …, … . (29, 37, 46.)
  - На какие 2 группы можно разделить эти числа?
  - Что вы можете сказать о числе 46?  
  Буква (Г)
  2) Логическая задача
   Рассеянный мальчик вышел из дома и пошел к своему другу Андрею. Расстояние между их домами 2 км. Когда он прошел половину пути и сел отдохнуть, то вспомнил, что забыл дома книгу. Мальчик вернулся домой, взял книгу и снова пошел к Андрею. Когда он подошел к дому Андрея, то вспомнил, что забыл сумку на том месте, где присел чуть отдохнуть. Мальчику пришлось вернуться за сумкой и снова идти к другу. Когда он пришел к Андрею, то понял, что вместо двух километров прошел гораздо больше.
  Сколько километров прошел мальчик?
  (Ответ: 6 км.)
  Буква (Е)
 3) Найдите выражения, значения которых равны 13:
  7+6 9+4 7+5 10 +2
  4+8 6+6 13+0 9+3
  8+5 13-1 13 -0 14 -1
  Буква (И)
 
 
 
 
 
 
 4) Как называются компоненты при сложении?
  
      |   СЛАГАЕМОЕ   |    40   |         |  
  |   СЛАГАЕМОЕ   |         |    3   |  
  |   СУММА   |    68   |    49   |  
 
  - Что неизвестно и как найти?
  - Как называются компоненты при вычитании?
      |   УМЕНЬШАЕМОЕ   |    60   |         |  
  |   ВЫЧИТАЕМОЕ   |         |    15   |  
  |   РАЗНОСТЬ   |    7   |    40   |  
 
  - Что неизвестно и как найти?
  Буква (Т)
 5) На какие 2 группы можно разделить эти выражения?
  5+8 9+а 14 –с
  х -4 10 +6 20+15
  - Прочитайте буквенные выражения.
  Буква (Е)
 6) Если стоит знак =, значит это …(равенства)
  Но что в них интересного?
   + * = 70
 
 *+ 20 = 100
 34 -* = 31
 *-30 = 10
  - Давайте вставим пропущенные числа.
  - А что можно было вставить вместо цифр? (Буквы)
 - Давайте попробуем.  
  - Что получилось? …..(уравнение)  
  Буква (П)
 III.Тема и цели урока.
 Значит тема нашего урока: Уравнение
  *слайд 1
 Какие цели поставим перед собой:
  - узнать, что такое уравнение
  -Тренироваться в решении уравнений
  *слайд 2
 IV. Работа по теме урока.
 - В какую страну совершим путешествие? (Египет)
  * слайд 3 (карта)
 -Именно в Египте 4000 лет назад математики начали решать уравнения.
 Египет – одна из древнейших цивилизаций, возникшая на северо-востоке африканского континента, где сегодня располагается современное государство Египет. Главной достопримечательностью этой страны являются - Египетские пирамиды Они представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы. Некоторые из них использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. ( Фараоны - Правители древнего Египта)
  *слайд 4 (фараон)
  - А хотите узнать имя фараона, в чью честь была воздвигнута самая большая пирамида в Египте?
 Для этого вам нужно выполнить задания.
  -А сначала давайте попробуем дать определение - что же такое уравнение, вернёмся к предыдущему заданию:
  *слайд 5 ( 65 +* =70)
  - Чем можно заменить звёздочку? (буквой). Какой? (из латинского алфавита)
 Попробуем: 65 + х =70
  - Что у нас получилось? (уравнение) Так что же такое уравнение?
 * (Уравнение – это равенство, в котором есть неизвестное.)
  С. 80 сравним по учебнику
  * слайд 6
 Давайте составим алгоритм: Как решить уравнение.
   Прочитаем уравнение.
  Определим неизвестный компонент.
  Вспомним правило.
  Найдём значение х.
  Выполним проверку.
 
  
 
 
  *коллективное решение
  - Пользуясь алгоритмом решаем уравнение.
  65 + х = 70
  Х= 70 – 65
  Х = 5
  -------------------
  65 + 5 = 70
  70 =70
   9 + х = 14 17 – х = 8 х – 6 =7
   * проверка
   * слайд 7
  
 
 
   *слайд 8 ( самая большая пирамида - Пирамида Хеопса, её высота - 138 м )
  
 
 
 V. Физ. минутка
  Если это уравнение - прыжки с хлопком над головой, если нет – приседаете.
  
 
 
 VI. Закрепление
  - Так что же такое уравнение?
  - Продолжим наше путешествие. Что же это впереди? (река)
  * слайд 8 (Нил)
 Хотите узнать название этой реки? Для этого нужно решить задачу. Оказывается задачи тоже можно решать при помощи уравнения. Давайте попробуем.
  * слайд 9
  - Составьте задачу по краткой записи:
 Было – 10 лодок
  Отплыли -?к.
 Осталось – 6 лодок
  - Какое уравнение можно составить?
 10 –х =6
  *слайд 10 (алгоритм)
 Пользуясь алгоритмом решаем уравнение.
  Что неизвестно?  
 Как найти?
 Х = 10 – 6
 Х = 4
  - Молодцы, справились с заданием и теперь узнаем название самой длинной реки в мире, Её длина – 6670 км. Это река – Нил.
  * слайд 11 (река с пирамидами)
  Мы продолжаем наше путешествие. Чтобы познакомится ещё с одной достопримечательностью Египта, нужно снова пройти испытание – поработаем в группах.
  *работа в группах.
 1гр. –выбрать уравнение и решить
 2гр. – выбрать и решить только то уравнение, которое решается вычитанием
 3гр. – Найди ошибку в решении уравнений
 4гр- Составь уравнение по рисунку и реши.
 5гр- Помоги отпустить парашюты
  * проверка
  *слайд 12, 13, 14, 15, 16
 - На каменном берегу Нила возвышаются пирамиды. Их охраняет большой Сфинкс, высеченный из целой скалы. У него тело льва и голова человека.
  * слайд 17
 Рефлексия.
  - Наше путешествие заканчивается.  
  - Ребята, вот и близится к концу наш урок. Какое математическое понятие мы повторили сегодня? (понятием «уравнение»).
  - Тогда скажите, что же такое уравнение?
  (Равенство, которое содержит неизвестное число).
  - А что значит решить уравнение?
  (Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство было верным).
   * цели урока  
   - Все задачи выполнили, которые ставили перед собой?
  - Выберите и оцените свою работу знаками:
  «Я молодец, активно работал, все понял, могу помочь товарищу» - (!)
  «Я работал хорошо, старался, быстро находил свои ошибки, сам исправлял их» - (+)
  «Мне было трудно работать, я еще не все понял, но у меня все получится - (?)
    
  
 
  - Ребята, я благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к знаниям.
  Не беда, что у кого-то из вас сегодня не все получалось. Ведь не зря говорится в пословице: «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться».
 На последующих уроках мы с вами опять продолжим тренироваться решать уравнения.
 Домашнее задание
  - Самим придумать уравнения и решить.
 С. 81 №5, 81 под чертой