МАОУ «Бершетская средняя школа»
Урок: Математика
Класс: 2б
Учитель: Кизименко Ирина Леонидовна
Тема: Уравнение
Задачи:
-Дать представление об уравнении, как о равенстве, содержащим переменную.
- Развивать вычислительные навыки, мышление.
- продолжить работу над задачами.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные:
узнают, что такое уравнение, что значит «решить уравнение»; различные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; что такое равенство; умеют: находить корень уравнения; решать задачи и выражения изученных видов; выявлять закономерности.
Метапредметные:
регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют свою деятельность, контролируют и корректируют собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; осознают то, что уже усвоено, и то, что необходимо усвоить; способны к саморегуляции;
познавательные: формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; создают алгоритм деятельности; анализируют объекты, сравнивают их, строят логическую цепочку рассуждений, выделяют закономерности;
коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров по речевому высказыванию; достаточно полно и точно выражают свои мысли; уважают в общении и сотрудничестве всех участников образовательного процесса; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
Ход урока.
Чтоб урок наш стал светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.
- Какие качества обязательно надо включить в урок, чтобы урок стал интересным и полезным? (внимание, активность, старание)
Я приглашаю вас совершить путешествие в замечательную страну. А помогать нам путешествовать будут ваши математические знания, навыки и умения.
- Чтобы узнать по какой стране будем путешествовать, нам нужно выполнить задания.
1) Найдите закономерность и продолжите ряд на 3 числа:
4, 7, 11, 16, 22, …, …, … . (29, 37, 46.)
- На какие 2 группы можно разделить эти числа?
- Что вы можете сказать о числе 46?
Буква (Г)
2) Логическая задача
Рассеянный мальчик вышел из дома и пошел к своему другу Андрею. Расстояние между их домами 2 км. Когда он прошел половину пути и сел отдохнуть, то вспомнил, что забыл дома книгу. Мальчик вернулся домой, взял книгу и снова пошел к Андрею. Когда он подошел к дому Андрея, то вспомнил, что забыл сумку на том месте, где присел чуть отдохнуть. Мальчику пришлось вернуться за сумкой и снова идти к другу. Когда он пришел к Андрею, то понял, что вместо двух километров прошел гораздо больше.
Сколько километров прошел мальчик?
(Ответ: 6 км.)
Буква (Е)
3) Найдите выражения, значения которых равны 13:
7+6 9+4 7+5 10 +2
4+8 6+6 13+0 9+3
8+5 13-1 13 -0 14 -1
Буква (И)
4) Как называются компоненты при сложении?
СЛАГАЕМОЕ | 40 | |
СЛАГАЕМОЕ | | 3 |
СУММА | 68 | 49 |
- Что неизвестно и как найти?
- Как называются компоненты при вычитании?
УМЕНЬШАЕМОЕ | 60 | |
ВЫЧИТАЕМОЕ | | 15 |
РАЗНОСТЬ | 7 | 40 |
- Что неизвестно и как найти?
Буква (Т)
5) На какие 2 группы можно разделить эти выражения?
5+8 9+а 14 –с
х -4 10 +6 20+15
- Прочитайте буквенные выражения.
Буква (Е)
6) Если стоит знак =, значит это …(равенства)
Но что в них интересного?
+ * = 70
*+ 20 = 100
34 -* = 31
*-30 = 10
- Давайте вставим пропущенные числа.
- А что можно было вставить вместо цифр? (Буквы)
- Давайте попробуем.
- Что получилось? …..(уравнение)
Буква (П)
III.Тема и цели урока.
Значит тема нашего урока: Уравнение
*слайд 1
Какие цели поставим перед собой:
- узнать, что такое уравнение
-Тренироваться в решении уравнений
*слайд 2
IV. Работа по теме урока.
- В какую страну совершим путешествие? (Египет)
* слайд 3 (карта)
-Именно в Египте 4000 лет назад математики начали решать уравнения.
Египет – одна из древнейших цивилизаций, возникшая на северо-востоке африканского континента, где сегодня располагается современное государство Египет. Главной достопримечательностью этой страны являются - Египетские пирамиды Они представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы. Некоторые из них использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. ( Фараоны - Правители древнего Египта)
*слайд 4 (фараон)
- А хотите узнать имя фараона, в чью честь была воздвигнута самая большая пирамида в Египте?
Для этого вам нужно выполнить задания.
-А сначала давайте попробуем дать определение - что же такое уравнение, вернёмся к предыдущему заданию:
*слайд 5 ( 65 +* =70)
- Чем можно заменить звёздочку? (буквой). Какой? (из латинского алфавита)
Попробуем: 65 + х =70
- Что у нас получилось? (уравнение) Так что же такое уравнение?
* (Уравнение – это равенство, в котором есть неизвестное.)
С. 80 сравним по учебнику
* слайд 6
Давайте составим алгоритм: Как решить уравнение.
Прочитаем уравнение.
Определим неизвестный компонент.
Вспомним правило.
Найдём значение х.
Выполним проверку.
*коллективное решение
- Пользуясь алгоритмом решаем уравнение.
65 + х = 70
Х= 70 – 65
Х = 5
-------------------
65 + 5 = 70
70 =70
9 + х = 14 17 – х = 8 х – 6 =7
* проверка
* слайд 7
*слайд 8 ( самая большая пирамида - Пирамида Хеопса, её высота - 138 м )
V. Физ. минутка
Если это уравнение - прыжки с хлопком над головой, если нет – приседаете.
VI. Закрепление
- Так что же такое уравнение?
- Продолжим наше путешествие. Что же это впереди? (река)
* слайд 8 (Нил)
Хотите узнать название этой реки? Для этого нужно решить задачу. Оказывается задачи тоже можно решать при помощи уравнения. Давайте попробуем.
* слайд 9
- Составьте задачу по краткой записи:
Было – 10 лодок
Отплыли -?к.
Осталось – 6 лодок
- Какое уравнение можно составить?
10 –х =6
*слайд 10 (алгоритм)
Пользуясь алгоритмом решаем уравнение.
Что неизвестно?
Как найти?
Х = 10 – 6
Х = 4
- Молодцы, справились с заданием и теперь узнаем название самой длинной реки в мире, Её длина – 6670 км. Это река – Нил.
* слайд 11 (река с пирамидами)
Мы продолжаем наше путешествие. Чтобы познакомится ещё с одной достопримечательностью Египта, нужно снова пройти испытание – поработаем в группах.
*работа в группах.
1гр. –выбрать уравнение и решить
2гр. – выбрать и решить только то уравнение, которое решается вычитанием
3гр. – Найди ошибку в решении уравнений
4гр- Составь уравнение по рисунку и реши.
5гр- Помоги отпустить парашюты
* проверка
*слайд 12, 13, 14, 15, 16
- На каменном берегу Нила возвышаются пирамиды. Их охраняет большой Сфинкс, высеченный из целой скалы. У него тело льва и голова человека.
* слайд 17
Рефлексия.
- Наше путешествие заканчивается.
- Ребята, вот и близится к концу наш урок. Какое математическое понятие мы повторили сегодня? (понятием «уравнение»).
- Тогда скажите, что же такое уравнение?
(Равенство, которое содержит неизвестное число).
- А что значит решить уравнение?
(Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство было верным).
* цели урока
- Все задачи выполнили, которые ставили перед собой?
- Выберите и оцените свою работу знаками:
«Я молодец, активно работал, все понял, могу помочь товарищу» - (!)
«Я работал хорошо, старался, быстро находил свои ошибки, сам исправлял их» - (+)
«Мне было трудно работать, я еще не все понял, но у меня все получится - (?)
- Ребята, я благодарна вам за ваше огромное трудолюбие, старание и стремление к знаниям.
Не беда, что у кого-то из вас сегодня не все получалось. Ведь не зря говорится в пословице: «Не стыдно не знать, а стыдно не учиться».
На последующих уроках мы с вами опять продолжим тренироваться решать уравнения.
Домашнее задание
- Самим придумать уравнения и решить.
С. 81 №5, 81 под чертой