kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме" Вычитание положительных и отрицательных чисел"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонтанецкая Наталья Альбертовна                                                

Бескудукская основная школа Северо-Казахстанская область Есильский район

Учитель математики

Тема урока: Вычитание положительных и отрицательных чисел

Цель урока: формирование  умения и навыки складывать и вычитать положительные и отрицательные числа.

Задачи урока:

1.закрепить умения  сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел, проверка знаний у учащихся по данной теме;

2. развивать  навыки  беглого устного счета, логического мышления учащихся;

3. воспитывать  у учащихся интерес к математике.

Оборудование: карточки с заданиями

Тип урока: урок закрепления знаний,умений и навыков.

Ход урока

I.Организационный момент

Сегодня нам с вами предстоит повторить  правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.

II. Проверка домашнего задания

III. Устный счет.

Зрительный диктант

А. Дан ряд чисел 7; 9; – 40; 15; – 1; 0; – 7; – 9.

  • расположите числа в порядке возрастания;
  • найдите среди них противоположные;
  • назовите все отрицательные числа среди них.
  • где на координатной прямой расположены отрицательные числа? Положительные числа?

Б. Решите уравнение:

| х | = 1,5;
| х | = 0

| х | = - 1,5;

В. Найдите значение выражения:

(– 3,9 + 3,9) + (– 9,1);
(4,8 + (– 15)) + (– 4,8).

Сейчас я вам буду говорить правила, а вы слушайте внимательно. Если я скажу правило верно, то вы помашете головой утвердительно, если же ошибусь – отрицательно

Итак, игра «Да-нет-ка»

Вопрос

Оценка ответа

1

Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными числами

+

2

Для каждого числа есть два противоположных ему числа

-

3

Модулем числа а называют расстояние от начала координат до точки А(а)

+

4

Модуль числа 0 равен нулю

+

5

Модуль числа может быть отрицательным

-

6

Противоположные числа имеют разные модули

-

7

Из дух отрицательных чисел меньше то, модуль которого больше

+

8

Нуль меньше любого отрицательного числа

-

9

Нуль меньше положительного числа

+

10

Если к любому числу прибавить нуль, то число не изменится

+

IV. Закрепление, решение тренировочных упражнений

№1.  У римлян один месяц года в честь бога войны Марса был назван мартиусом. На Руси это название упростили, взяв лишь первые четыре буквы. Температура в марте может быть различной. Но средняя температура в марте за месяц в разные годы приблизительно одинаковая. Как же она находится? Давайте найдём сумму температур  за 5 дней.

-4;0;-2,-1,2.   (-5)

Как удобно считать? (сначала сложить все отрицательные, потом все положительные)

№2.   Легенда ОДНАЖДЫ В АНГЛИЙСКОМ ГРАФСТВЕ КИМБЕРЛЕНД РАЗРАЗИЛАСЬ ГРОЗА. СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР ВЫРЫВАЛ ДЕРЕВЬЯ С КОРНЯМИ, ОБРАЗУЯ ВОРОНКИ. В ОДНОЙ ИЗ ТАКИХ ВОРОНОК ЖИТЕЛИ ОБНАРУЖИЛИ КАКОЕ-ТО ЧЁРНОЕ ВЕЩЕСТВО. НАЗВАНИЕ ЭТОГО ВЕЩЕСТВА ЗАШИФРОВАНО ПРИМЕРАМИ

Выполните действия, результат ЗАМЕНИТЕ БУКВАМИ, ИСПОЛЬЗУЯ СООТВЕТСТВИЕ «ЧИСЛО – БУКВА»

1) 15 – (- 39)

2) 80 – (-13)

3) 8 - 42

4) -128 -128

5) -56 - 32

6) -27 – ( -27)

-88

93

0

-256

-34

54

75

И

Р

Т

Ф

А

Г

К

(ГРАФИТ)

№3. А сейчас послушайте притчу: "Однажды царь решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подвёл к двери с огромным замком. Кто откроет, тот и будет первым помощником. Никто не притронулся к дверному замку. Никто не притронулся даже к двери. Лишь один визирь подошёл и толкнул замок, который открылся. Он не был закрыт на ключ. Ты получишь эту должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку."   Учитель: Как вы думаете, в чём тут смысл?

Учитель: Давайте же не будем бояться выполнения этого задания и начнём решать. Я уверена, что у вас всё получится. А вы?

Дидактическая игра “Реши и прочти” с использованием исторического материала

На доске плакат, на котором зашифровано слово.

Задание: Решите устно примеры, замените ответы соответствующими буквами. Расшифровав слово, запишите его в тетрадь

М

Р

Б

А

У

П

Г

Т

– 4,5

– 1

– 15

8

0

– 4

– 9

– 1,1

Раздаются карточки с заданиями каждой группе разной сложности.

1 группа:

  1. 20 – 35 = – 15 (б)
  2. – 2 / 3 – 1 / 3 = – 1 (р)
  3. – 9 + 17 = 8 (а)
  4. – 9 + 4,5 = – 4,5 (м)
  5. – 36 + 44 = 8 (а)
  6. – 18 = 9 = – 9 (г)
  7. – 2 + 2 = 0 (у)
  8. 4 – 8 = – 4 (п)
  9. – 3,5 + 2,4 = – 1,1 (т)
  10. – 52 + 60 = 8 (а)

2 группа:

  1. – 40 + 25 = – 15 (б)
  2. – 3 / 4 – 2,8 = – 1 (р)
  3. – 8 + 16 = 8 (а)
  4. – 13 + 8,5 = – 4,5 (м)
  5. – 15 + 23 = 8 (а)
  6. 27 – 36 = – 9 (г)
  7. – 1 / 4 + 1 / 4 = 0 (у)
  8. – 12 + 8 = – 4 (п)
  9. 13,5 – 14,6 = – 1,1 (т)
  10. – 45 + 53 = 8 (а)

Итак, загадано слово – (БРАМАГУПТА.)

Учащиеся делают сообщения об истории возникновения отрицательных чисел

.– Когда и где появились отрицательные числа? Ни египтяне, ни вавилоны, ни даже древние греки чисел этих не знали. Впервые с отрицательными числами столкнулись китайские ученые (2 век до нашей эры) в связи с решением уравнений, однако знаки “ + “ или “ – “ тогда не употребляли, а изображали положительные числа красным цветом, называя их «чжен», а отрицательные – черным, называя их “фу”. Такой способ изображения использовался в Китае до середины ХII столетия, пока Ли Е не предложил более удобное обозначение отрицательных чисел - цифры, которые изображали отрицательные числа перечеркивали черточкой справа налево. Введение отрицательных чисел и правил их сложения и вычитания можно считать одним из самых самых крупных открытий китайских ученых”

В древнегреческой математике к выполнению действий с отрицательными числами близко подошли в III в.ДИОФАНТ

        Индийские математики Брамагупта (VII век) и Бхаскара (XII век) с помощью положительных чисел выражали имущество, а с помощью отрицательных “долг”. Правила сложения отрицательных и положительных чисел они выражали так: сумма двух имуществ – имущество, сумма двух долгов есть долг. Однако долгое время отрицательные числа считали не настоящими, фиктивными, абсурдными.
           В Европе к отрицательным числам обращается итальянский математик Леонардо Фибоначчи, но в учении об отрицательных числах далее продвинулся М.Штифель (XVI век). Отрицательные числа он называл как “меньше чем ничто” и говорил, что нуль находится между истинными и абсурдными числами. И только после работ выдающегося ученого Р.Декарта (XVII век) и других ученых (XVII – XVIII века) отрицательные числа приобрели “права гражданства”.

В Европе с сознанием уверенности в справедливости своих вычислений начал оперировать с отрицательными числами французский математик Никола Шюке. В своих трудах в 1484 г. Он рассматривает задачи, приводящие к уравнениям с отрицательными корнями. Шюке заявляет, что “это вычисление, которое иные считают невозможным, правильно”.

Чех Ян Видман уже писал “+” и “ - ” для сложения и вычитания. А чуть позднее немецкий ученый Михель Штофель написал “Полную Арифметику”, которая была напечатана в 1544 году. В ней встречаются такие записи для чисел: 0 – 2; 0 + 2; 0 – 5; 0 + 7. Всеобщее признание отрицательные числа получили в первой половине XIX в., когда была развита строгая теория положительных и отрицательных чисел. Вот почему с большим трудом завоевали себе место в математике отрицательные числа”.

V.Физкультминутка.

Учитель: А сейчас немного отдохнём, сделаем упражнение. Быстро-быстро моргаем и говорим: "Вы реснички усталость снимите, глазки нам хорошо освежите"

№4. Записаны числа, назовите им противоположные:

3               -345                 -(-9)

5                 453                 -(+7)

-78                -77                 -(-56)

-45                -23                 -(-21)

65               -568                -(+76)

-98               2345               -(+34)

VI. Итог урока.

Какие темы мы повторили? Что осталось непонятным? Понравился ли вам урок? Что понравилось особенно.

Выставляются оценки за урок.

 VII.Домашнее задание. § 8,9 №215

g

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«разработка урока по теме" Вычитание положительных и отрицательных чисел" »


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
разработка урока по теме" Вычитание положительных и отрицательных чисел"

Автор: фонтанецкая Наталья Альбертовна

Дата: 28.10.2015

Номер свидетельства: 245072

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Разработка урока по теме "Сложение  и вычитание положительных и отрицательных чисел" 6 класс "
    ["seo_title"] => string(104) "razrabotka-uroka-po-tiemie-slozhieniie-i-vychitaniie-polozhitiel-nykh-i-otritsatiel-nykh-chisiel-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "177208"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424603048"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Тема: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»"
    ["seo_title"] => string(66) "tema_slozhenie_i_vychitanie_polozhitelnykh_i_otritsatelnykh_chisel"
    ["file_id"] => string(6) "522199"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1570687801"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "разработка урока Сложение чисел с разными знаками "
    ["seo_title"] => string(54) "razrabotka-uroka-slozhieniie-chisiel-s-raznymi-znakami"
    ["file_id"] => string(6) "155720"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421317684"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урок по теме: "Сложение и вычитание рациональных чисел" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-urok-po-tiemie-slozhieniie-i-vychitaniie-ratsional-nykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "242853"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445545849"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "285314"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454145231"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства