kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме" Вычитание положительных и отрицательных чисел"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонтанецкая Наталья Альбертовна                                                

Бескудукская основная школа Северо-Казахстанская область Есильский район

Учитель математики

Тема урока: Вычитание положительных и отрицательных чисел

Цель урока: формирование  умения и навыки складывать и вычитать положительные и отрицательные числа.

Задачи урока:

1.закрепить умения  сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел, проверка знаний у учащихся по данной теме;

2. развивать  навыки  беглого устного счета, логического мышления учащихся;

3. воспитывать  у учащихся интерес к математике.

Оборудование: карточки с заданиями

Тип урока: урок закрепления знаний,умений и навыков.

Ход урока

I.Организационный момент

Сегодня нам с вами предстоит повторить  правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел.

II. Проверка домашнего задания

III. Устный счет.

Зрительный диктант

А. Дан ряд чисел 7; 9; – 40; 15; – 1; 0; – 7; – 9.

  • расположите числа в порядке возрастания;
  • найдите среди них противоположные;
  • назовите все отрицательные числа среди них.
  • где на координатной прямой расположены отрицательные числа? Положительные числа?

Б. Решите уравнение:

| х | = 1,5;
| х | = 0

| х | = - 1,5;

В. Найдите значение выражения:

(– 3,9 + 3,9) + (– 9,1);
(4,8 + (– 15)) + (– 4,8).

Сейчас я вам буду говорить правила, а вы слушайте внимательно. Если я скажу правило верно, то вы помашете головой утвердительно, если же ошибусь – отрицательно

Итак, игра «Да-нет-ка»

Вопрос

Оценка ответа

1

Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками, называются противоположными числами

+

2

Для каждого числа есть два противоположных ему числа

-

3

Модулем числа а называют расстояние от начала координат до точки А(а)

+

4

Модуль числа 0 равен нулю

+

5

Модуль числа может быть отрицательным

-

6

Противоположные числа имеют разные модули

-

7

Из дух отрицательных чисел меньше то, модуль которого больше

+

8

Нуль меньше любого отрицательного числа

-

9

Нуль меньше положительного числа

+

10

Если к любому числу прибавить нуль, то число не изменится

+

IV. Закрепление, решение тренировочных упражнений

№1.  У римлян один месяц года в честь бога войны Марса был назван мартиусом. На Руси это название упростили, взяв лишь первые четыре буквы. Температура в марте может быть различной. Но средняя температура в марте за месяц в разные годы приблизительно одинаковая. Как же она находится? Давайте найдём сумму температур  за 5 дней.

-4;0;-2,-1,2.   (-5)

Как удобно считать? (сначала сложить все отрицательные, потом все положительные)

№2.   Легенда ОДНАЖДЫ В АНГЛИЙСКОМ ГРАФСТВЕ КИМБЕРЛЕНД РАЗРАЗИЛАСЬ ГРОЗА. СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР ВЫРЫВАЛ ДЕРЕВЬЯ С КОРНЯМИ, ОБРАЗУЯ ВОРОНКИ. В ОДНОЙ ИЗ ТАКИХ ВОРОНОК ЖИТЕЛИ ОБНАРУЖИЛИ КАКОЕ-ТО ЧЁРНОЕ ВЕЩЕСТВО. НАЗВАНИЕ ЭТОГО ВЕЩЕСТВА ЗАШИФРОВАНО ПРИМЕРАМИ

Выполните действия, результат ЗАМЕНИТЕ БУКВАМИ, ИСПОЛЬЗУЯ СООТВЕТСТВИЕ «ЧИСЛО – БУКВА»

1) 15 – (- 39)

2) 80 – (-13)

3) 8 - 42

4) -128 -128

5) -56 - 32

6) -27 – ( -27)

-88

93

0

-256

-34

54

75

И

Р

Т

Ф

А

Г

К

(ГРАФИТ)

№3. А сейчас послушайте притчу: "Однажды царь решил выбрать из своих придворных первого помощника. Он подвёл к двери с огромным замком. Кто откроет, тот и будет первым помощником. Никто не притронулся к дверному замку. Никто не притронулся даже к двери. Лишь один визирь подошёл и толкнул замок, который открылся. Он не был закрыт на ключ. Ты получишь эту должность, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку."   Учитель: Как вы думаете, в чём тут смысл?

Учитель: Давайте же не будем бояться выполнения этого задания и начнём решать. Я уверена, что у вас всё получится. А вы?

Дидактическая игра “Реши и прочти” с использованием исторического материала

На доске плакат, на котором зашифровано слово.

Задание: Решите устно примеры, замените ответы соответствующими буквами. Расшифровав слово, запишите его в тетрадь

М

Р

Б

А

У

П

Г

Т

– 4,5

– 1

– 15

8

0

– 4

– 9

– 1,1

Раздаются карточки с заданиями каждой группе разной сложности.

1 группа:

  1. 20 – 35 = – 15 (б)
  2. – 2 / 3 – 1 / 3 = – 1 (р)
  3. – 9 + 17 = 8 (а)
  4. – 9 + 4,5 = – 4,5 (м)
  5. – 36 + 44 = 8 (а)
  6. – 18 = 9 = – 9 (г)
  7. – 2 + 2 = 0 (у)
  8. 4 – 8 = – 4 (п)
  9. – 3,5 + 2,4 = – 1,1 (т)
  10. – 52 + 60 = 8 (а)

2 группа:

  1. – 40 + 25 = – 15 (б)
  2. – 3 / 4 – 2,8 = – 1 (р)
  3. – 8 + 16 = 8 (а)
  4. – 13 + 8,5 = – 4,5 (м)
  5. – 15 + 23 = 8 (а)
  6. 27 – 36 = – 9 (г)
  7. – 1 / 4 + 1 / 4 = 0 (у)
  8. – 12 + 8 = – 4 (п)
  9. 13,5 – 14,6 = – 1,1 (т)
  10. – 45 + 53 = 8 (а)

Итак, загадано слово – (БРАМАГУПТА.)

Учащиеся делают сообщения об истории возникновения отрицательных чисел

.– Когда и где появились отрицательные числа? Ни египтяне, ни вавилоны, ни даже древние греки чисел этих не знали. Впервые с отрицательными числами столкнулись китайские ученые (2 век до нашей эры) в связи с решением уравнений, однако знаки “ + “ или “ – “ тогда не употребляли, а изображали положительные числа красным цветом, называя их «чжен», а отрицательные – черным, называя их “фу”. Такой способ изображения использовался в Китае до середины ХII столетия, пока Ли Е не предложил более удобное обозначение отрицательных чисел - цифры, которые изображали отрицательные числа перечеркивали черточкой справа налево. Введение отрицательных чисел и правил их сложения и вычитания можно считать одним из самых самых крупных открытий китайских ученых”

В древнегреческой математике к выполнению действий с отрицательными числами близко подошли в III в.ДИОФАНТ

        Индийские математики Брамагупта (VII век) и Бхаскара (XII век) с помощью положительных чисел выражали имущество, а с помощью отрицательных “долг”. Правила сложения отрицательных и положительных чисел они выражали так: сумма двух имуществ – имущество, сумма двух долгов есть долг. Однако долгое время отрицательные числа считали не настоящими, фиктивными, абсурдными.
           В Европе к отрицательным числам обращается итальянский математик Леонардо Фибоначчи, но в учении об отрицательных числах далее продвинулся М.Штифель (XVI век). Отрицательные числа он называл как “меньше чем ничто” и говорил, что нуль находится между истинными и абсурдными числами. И только после работ выдающегося ученого Р.Декарта (XVII век) и других ученых (XVII – XVIII века) отрицательные числа приобрели “права гражданства”.

В Европе с сознанием уверенности в справедливости своих вычислений начал оперировать с отрицательными числами французский математик Никола Шюке. В своих трудах в 1484 г. Он рассматривает задачи, приводящие к уравнениям с отрицательными корнями. Шюке заявляет, что “это вычисление, которое иные считают невозможным, правильно”.

Чех Ян Видман уже писал “+” и “ - ” для сложения и вычитания. А чуть позднее немецкий ученый Михель Штофель написал “Полную Арифметику”, которая была напечатана в 1544 году. В ней встречаются такие записи для чисел: 0 – 2; 0 + 2; 0 – 5; 0 + 7. Всеобщее признание отрицательные числа получили в первой половине XIX в., когда была развита строгая теория положительных и отрицательных чисел. Вот почему с большим трудом завоевали себе место в математике отрицательные числа”.

V.Физкультминутка.

Учитель: А сейчас немного отдохнём, сделаем упражнение. Быстро-быстро моргаем и говорим: "Вы реснички усталость снимите, глазки нам хорошо освежите"

№4. Записаны числа, назовите им противоположные:

3               -345                 -(-9)

5                 453                 -(+7)

-78                -77                 -(-56)

-45                -23                 -(-21)

65               -568                -(+76)

-98               2345               -(+34)

VI. Итог урока.

Какие темы мы повторили? Что осталось непонятным? Понравился ли вам урок? Что понравилось особенно.

Выставляются оценки за урок.

 VII.Домашнее задание. § 8,9 №215

g

Просмотр содержимого документа
«разработка урока по теме" Вычитание положительных и отрицательных чисел" »


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
разработка урока по теме" Вычитание положительных и отрицательных чисел"

Автор: фонтанецкая Наталья Альбертовна

Дата: 28.10.2015

Номер свидетельства: 245072

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Разработка урока по теме "Сложение  и вычитание положительных и отрицательных чисел" 6 класс "
    ["seo_title"] => string(104) "razrabotka-uroka-po-tiemie-slozhieniie-i-vychitaniie-polozhitiel-nykh-i-otritsatiel-nykh-chisiel-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "177208"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424603048"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "разработка урока Сложение чисел с разными знаками "
    ["seo_title"] => string(54) "razrabotka-uroka-slozhieniie-chisiel-s-raznymi-znakami"
    ["file_id"] => string(6) "155720"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421317684"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урок по теме: "Сложение и вычитание рациональных чисел" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-urok-po-tiemie-slozhieniie-i-vychitaniie-ratsional-nykh-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "242853"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445545849"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Формирование коммуникативной компетентности на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniie-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "285314"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454145231"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Разработка конспекта урока информатики в 9 классе по теме:"Алгоритм и его свойства" "
    ["seo_title"] => string(88) "razrabotka-konspiekta-uroka-informatiki-v-9-klassie-po-tiemie-alghoritm-i-iegho-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "197997"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428338369"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1140 руб.
1760 руб.
1260 руб.
1940 руб.
1420 руб.
2180 руб.
1170 руб.
1800 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства