Методическая разработка урока
«Влажность воздуха и способы ее измерения»
Автор: Т.Б. Лушкова
Учитель МАОУ «Лицей № 36»
Г. Саратов
Аннотация
Урок изучения нового материала по теме «Влажность воздуха и способы ее измерения», разработанный по УМК "Физика 10 класс" (Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.). На уроке используются информационно-коммуникационные технологии, позволяющие изучать данную тему как на базовом, так и на профильном уровне.
Содержание
1. Введение.
2. Основная часть.
2.1.Технологическая карта урока
2.2.Конспект урока
3. Заключение.
4. Список использованных источников
4.1.Список использованной литературы для учителя
4.2.Использованные ЦОР и материалы Интернет-ресурса
4. 3.Список использованной литературы для учеников
4.4.Материалы Интернет-ресурса для учеников
1. Введение.
Цель работы: разработать методику использования компьютерных моделей: открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС) – объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные при изучении темы «Влажность воздуха».
Представленный урок является уроком изучения нового материала. Данная тема рассматривается в разделе «Молекулярная физика. Тепловые явления». На изучение темы по программе отводится один час. Стандарт среднего (полного) общего образования по физике указывает, что изучение физики в средних общеобразовательных учреждениях направлено на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий. Очевидно также, что достижение требований стандарта в части минимального уровня подготовки учеников невозможно без формирования у них прочных практических умений и навыков. Исходя из этого, значительная доля учебного времени отводится (согласно примерной программы школьного курса физики) на выполнение экспериментальных заданий и лабораторных работ, дидактической задачей которых является отработка и закрепление конкретных экспериментальных умений и навыков, например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования. Ниже приводится методика формирования таких умений, опирающаяся на применение открытых образовательных модульных мультимедиа системы (ОМС) - объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Электронные учебные модули в учебном процессе являются не только источниками информации, но и средством дифференциации обучения: посильной трудности и максимальной активности учащихся. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер, который можно скачать с сайта регионального представительства ФЦИОР http://srtv.fcior.edu.ru/methods.page.
Открытые образовательные модульные мультимедиа системы способствуют объединению таких этапов обучения, как изучение нового материала, закрепления и контроль усвоения изученного.
При решении задач на определение относительной или абсолютной влажности воздуха учащиеся часто сталкиваются с трудностями, так как необходимо связывать знания о насыщенном паре и о давлении насыщенных паров с понятием влажности воздуха, но при этом помнить, что газовые законы, справедливые для идеального газа, неприменимы для насыщенного пара.
Анализ результатов выполнения заданий ЕГЭ показывает определенные недочеты в усвоении выпускниками отдельных элементов МКТ и термодинамики: график зависимости давления и концентрации насыщенного пара от температуры, насыщенный пар,
.
2. Основная часть
Задачи изучения темы «Влажность воздуха» — познакомить учащихся с понятием влажности воздуха, имеющим большое значение в жизни и различных сферах деятельности человека, а также обучить их одному из методов ее измерения.
Начать изучение темы желательно с разъяснения значения процессов испарения и конденсации в природе и технике. С этой целью рекомендуется привести ряд примеров, показывающих, что в естественных условиях испарение является единственным способом передачи влаги с океанов в атмосферу и основной составляющей круговорота воды на земном шаре.
Затем рассказать о влиянии влажности на многие процессы, протекающие на Земле, например на развитие флоры и фауны, на урожай сельскохозяйственных культур, на продуктивность животноводства. Следует подчеркнуть, что влажность воздуха имеет большое значение для здоровья человека, так как от нее зависит теплообмен организма человека с окружающей средой. При температуре 20—25°С наиболее благоприятна относительная влажность 40—60%. Надо обратить внимание учащихся на то, что при низкой влажности происходит быстрое испарение с поверхности и высыхание слизистой оболочки носа, гортани, легких, что может привести к ухудшению состояния. При низкой влажности воздуха во внешней среде более длительно сохраняются патогенные микроорганизмы, на поверхности предметов больше скапливается статического заряда. Влажность воздуха необходимо учитывать и во многих технологических процессах, таких, например, как сушка и хранение готовых изделий, а также в книгохранилищах, музеях и т. д. Подчеркивается практическое значение систематического измерения и регулирования влажности воздуха (например, на производстве). Для количественной оценки влажности воздуха используют понятия об абсолютной и относительной влажности воздуха. Разъясняя учащимся, что водяной пар, содержащийся в воздухе, обычно ненасыщенный и, следовательно, его парциальное давление ниже давления насыщенного пара при данной температуре, мы должны рассказать о том, как это давление может быть измерено. Без этого невозможно дать учащимся представление о том, что такое относительная влажность. Ведь только формула
разъясняет учащимся смысл понятия относительной влажности и то, что, чем ближе давление пара в воздухе к давлению, которое имеет пар в состоянии насыщения, тем влажнее воздух. Учащиеся уже знают, что в двухфазной системе жидкость и пар находятся в динамическом равновесии, и при данной температуре система имеет вполне определенное давление, которое называется давлением насыщенного пара. Давление насыщенного водяного пара зависит только от температуры и при данной температуре оно постоянно, его можно узнать из таблицы. С увеличением температуры давление насыщенного пара возрастает.
Но как узнать давление ненасыщенного пара, содержащегося в воздухе, учащимся нужно рассказать, иначе смысл относительной влажности как характеристики влажности, они понять не смогут. На основе молекулярно-кинетической теории необходимо более подробно разъяснить механизм испарения и конденсации в открытом и закрытом сосудах.
Пар называется насыщенным потому, что его нельзя «уплотнить» при той же температуре. При попытке «уплотнения» часть насыщенного пара превращается в жидкость. Именно этот процесс и происходит в двухфазной системе при изменении ее объема.
Следует обратить внимание учащихся на то, что пар, в том числе и насыщенный, по своим свойствам не отличается от газа. Поэтому к нему применимо уравнение Менделеева — Клапейрона. Вместе с тем давление насыщенного пара зависит от температуры нелинейно.
Необходимо разъяснить учащимся понятие точки росы. Чем ниже температура воздуха, тем меньше он может содержать водяного пара и тем выше относительная влажность. Это означает, что при холодном воздухе быстрее наступает точка росы. Таким образом, процесс конденсации водяных паров происходит либо при сильном испарении влаги и насыщении воздуха водяным паром, либо при понижении температуры воздуха и относительной влажности. Когда относительная влажность приближается к 100 %, происходит конденсация водяных паров – переход воды из газообразного состояния в жидкое.
При отрицательных температурах водяной пар, минуя жидкое состояние, превращается в твердые кристаллики льда и снега. Этот процесс называется сублимацией водяных паров.
Программа предусматривает изучение устройства и принципа действия прибора для определения относительной влажности — психрометра. На уроке важно показать, как пользоваться психрометрической таблицей для нахождения относительной влажности воздуха.
.
2.2 Конспект урока в 10 классе по теме «Влажность воздуха и способы ее измерения»
Цель урока: показать практическое применение и важность влажности в жизни человека, формировать понятия об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы, познакомить учащихся с приборами и методами измерения влажности,
Тип урока: урок изучения нового с элементами самостоятельной поисковой и практической деятельности учащихся.
Форма урока: комбинированный урок
Задачи урока:
Образовательные:
Знать/понимать
Смысл понятия: влажность воздуха.
Смысл физических величин:
абсолютная влажность, парциальное давление водяного пара, относительная влажность, точка росы;
приборы и способы определения влажности.
Уметь
определять относительную влажность с помощью психрометра или термометра; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
приводить примеры практического использования физических знаний о влажности воздуха.
Развивающие:
развитие устной речи учащихся на этапе актуализации знаний, внимания при выполнении наблюдений и измерений в ходе эксперимента, познавательной активности за счет использования средств ИКТ.
Воспитательные:
воспитание культуры взаимоотношений при обсуждении эксперимента, в ходе работы над заданием, при обсуждении отчетов; воспитании интереса к предмету за счет применения творческих заданий и средств ИКТ.
Оборудование: компьютеры (урок проводится в кабинете информатики), видеопроектор, интерактивная доска (i- доска), ОМС-плеер (специальный программный продукт) для воспроизведения учебных модулей на компьютере ОМС-плеер, который можно скачать с сайта регионального представительства ФЦИОР http://srtv.fcior.edu.ru/methods.page; гигрометр и психрометр Августа.
Дидактический материал: ОМС «Тест 1. Испарение и конденсация», «Тест 2. Испарение и конденсация», «Задачи 1. Испарение и конденсация», «Измерение влажности воздуха психрометром. Тренажер», «Определение влажности воздуха», «Решение задач на влажность воздуха», задачи №1 и №2 (только для изучающих физику на профильном уровне)
Межпредметные связи: информатика, география, биология, математика. Внутрипредметные связи: применение уравнения состояния идеального газа.
Ход урока
Организационный момент.
Постановка целей и задач урока.
Актуализация знаний.
●Проверка домашнего задания по теме «Насыщенный пар. Кипение».
Устный опрос:
(слайд 4)
Определение и способы парообразования. Изменяется ли внутренняя энергия испаряющейся жидкости?
Назовите факторы, влияющие на скорость испарения.
Определение насыщенного пара.
Определение кипения. Зависимость температуры кипения от внешнего давления и давления насыщенного пара.
В каком случае выделится больше энергии: при конденсации 1 кг водяного пара или 1 кг ртути? Пары находятся при температуре кипения.
Образующиеся белые клубы при выдохе на морозе иногда называют паром. Правильно ли это?
Выполнение разноуровневых заданий, для чего учащиеся делятся на пять групп. Три группы выполняют тестовые задания из открытой образовательной модульной мультимедиа системы (ОМС). Четвертая группа выполняет виртуальную лабораторную работу «Изучение зависимости температуры кипения воды от давления» сайт http://sc.tverobr.ru/dlrstore/2c507fb2-ee1c-4582-a91d-29988e2522b5/common/shell.htm?vepressurecooker2#0
Пятая группа (только изучающие физику на профильном уровне) решают задачу №1.
Первая группа: открывают на рабочем столе компьютера ОМС «Тест 1. Испарение и конденсация» и выполняют тестовые задания.
Вторая группа: открывают на рабочем столе компьютера ОМС «Тест 2. Испарение и конденсация» и выполняют тестовые задания.
Третья группа: открывают на рабочем столе компьютера ОМС «Задачи 1. Испарение и конденсация» и выполняют тестовые задания.
Четвертая группа: открывают сайт http://sc.tverobr.ru/dlrstore/2c507fb2-ee1c-4582-a91d-29988e2522b5/common/shell.htm?vepressurecooker2#0 и выполняют виртуальную лабораторную работу «Изучение зависимости температуры кипения воды от давления» (слайд 5)
Пятая группа: решают задачу №1 (слайд 6)
Условие
В стеклянную банку объемом 1 л налили 0,5 л воды при температуре и герметично закрыли завинчивающейся крышкой. Затем банку нагрели до температуры . Найти силу взаимодействия между банкой и крышкой при достижении этой температуры. Площадь крышки см, атмосферное давление Па. Влажностью атмосферного воздуха, а также массой крышки пренебречь.
Решение
В банке под крышкой находится воздух и насыщенный водяной пар. При температуре давление насыщенного пара равно атмосферному давлению: . Таким образом, парциальное давление водяного пара компенсирует атмосферное давление. Следовательно, сила, которая действует на крышку со стороны банки, равна по величине , где - парциальное давление воздуха в банке. Пренебрегая изменением объема воздуха, связанным с частичным испарением воды и ее тепловым расширением, для определения давления воздуха можно использовать закон Шарля, согласно которому . Ответ: Н.
Ответ
Н.
Анализ и обобщение самостоятельной работы учащихся.
Отвечают старшие в группах. При обсуждении заданий каждый ученик на рабочем столе компьютера открывает соответствующее задание. Учащиеся самостоятельно заполняют карту самоконтроля и самооценки, которую сдают учителю в конце урока. Учащиеся четвертой группы показывают решение задачи на доске.
Динамическая пауза.
(слайд 7)
Вращение шеи
Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круговые движения подбородком.
Упражнения, повышающие энергию тела.
Сядьте удобно. Положите правую руку на пупок, левую руку в ложбинку у основания ключицы с правой стороны. Массируйте эти точки 1 минуту. Поменяйте руки.
Объяснение нового материала.
(слайды 8 - 10)
Учитель. Вода занимает около 70,8% поверхности земного шара. Между атмосферой и земной поверхностью происходит постоянный обмен или оборот воды. В воздухе всегда есть водяной пар. Он образуется в результате испарения воды с поверхностей океанов, морей, озер, водохранилищ, рек и т.д. В атмосфере находится около 13-15 тыс. км3 воды в виде капель, кристаллов снега и водяного пара. Атмосферный водяной пар влияет на погоду и климат. От количества водяного пара, содержащегося в воздухе, зависит погода, самочувствие человека, функционирование многих его органов, жизнь растений, а также сохранность технических объектов, архитектурных сооружений, произведений искусства, книг. Влажность влияет не только непосредственно на самого человека, но на окружающий его мир. Поэтому очень важно следить за влажностью воздуха, уметь измерять её. Влажность воздуха является одним из основных параметров микроклимата помещения.
Водяной пар в воздухе не всегда является насыщенным. Перемещение воздушных масс приводит к тому, что в одних местах нашей планеты испарение воды преобладает над конденсацией, а в других, наоборот, преобладает конденсация. Но в воздухе практически всегда имеется некоторое количество водяного пара.
При конденсации в атмосфере образуются мельчайшие капли диаметром несколько микрометров.
В атмосферных условиях происходит и сублимация — переход водяного пара в твёрдое состояние, образование кристаллов. Этот процесс происходит при очень низких температурах, ниже -40 0С.
Факторы, влияющие на влажность воздуха. (слайд 11)
Атмосферная циркуляция: воздушные течения могут приносить более влажные или более сухие воздушные массы из других районов. Поступление водяного пара в атмосферу в результате испарения с земной поверхности. Над океаном испарение больше, чем над материком, так как оно не ограничено запасом воды. Температура. Для каждой температуры существует своё максимальное значение влажности воздуха, которое не может быть превышено. При приближении значения влажности к максимально возможному на поверхность земли выпадают атмосферные осадки.
Содержание водяного пара в воздухе называется влажностью. Влажность характеризуется рядом величин. Атмосферный воздух представляет собой смесь различных газов и водяного пара. Каждый из газов вносит свой вклад в суммарное давление, производимое воздухом на находящиеся в нем тела. Давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали, называют парциальным давлением водяного пара (слайд 14).
Его выражают в единицах давления - паскалях или миллиметрах ртутного столба.
Содержание водяного пара в единице объёма называют абсолютной влажностью (слайд 15). Абсолютная влажность (плотность водяного пара) показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объёмом 1 м3 при данных условиях. Системная единица измерения абсолютной влажности кг/м3, внесистемная - г/м3. Обозначается греческой буквой «ро» - ρ. Абсолютную влажность воздуха можно определить с помощью уравнения Менделеева - Клапейрона через парциальное давление пара.
Однако знание абсолютной влажности, или парциального давления ничего не говорят, насколько водяной пар далёк от насыщения. Для этого вводят величину, показывающую, насколько водяной пар при данной температуре близок к насыщению – относительную влажность (слайд 16). Относительной влажностью воздуха называют отношение парциального давления р водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению рн.п. насыщенного пара при той же температуре, выраженное в процентах:
Относительная влажность воздуха обычно меньше 100%.
Если влажный воздух охлаждать, то находящийся в нем пар можно довести до насыщения, и далее он будет конденсироваться. Температура, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным, называется точкой росы (слайд 17). Признаком того, что пар насытился является появление первых капель сконденсировавшейся жидкости - росы.
Влажность воздуха можно определить специальными приборами: гигрометрами и психрометрами (слайды 18-21). Конденсационный гигрометр определяет точку росы по температуре охлаждаемого металлического зеркальца в момент появления на нём следов воды (или льда), конденсирующейся из окружающего воздуха. Психрометр Августа (назван по имени изобретателя - немецкого физика Августа Эрнс Фердинанда) имеет два термометра: сухой и влажный. Они так называются потому, что конец одного из термометров находится в воздухе, а конец второго обвязан кусочком марли, погруженным в воду. Испарение воды с поверхности влажного термометра приводит к понижению его температуры. Сухой термометр показывает обычную температуру воздуха. Значения температур можно перевести в значение относительной влажности воздуха по специальной таблице (слайд 22).
Санитарно – гигиенические нормы по температуре и влажности: в классе -
18-20оС, 40-60%; жилая комната- зимой -20-22оС (оптимальная),45-30%, (допустимая -60%) летом – 22-25оС (допустимая - 65%) (слайд 23).
Значение влажности воздуха в метеорологии, в пищевой, электронной промышленности, в музеях и библиотеках, в сельском хозяйстве, цветоводстве (слайды 23, 24).
Первичная проверка понимания
Устный опрос:
Смысл понятия: влажность воздуха.
Смысл физических величин:
Закрепление знаний и способов действий.
Закрепление знаний измерения влажности воздуха с помощью ОМС «Измерение влажности воздуха психрометром. Тренажер». (Для слабых учащихся).
Выполнение виртуальной лабораторной работы с помощью ОМС «Определение влажности воздуха».
Решение задач на влажность воздуха из ОМС с аналогичным названием.
Решение задачи на влажность воздуха №2
Условие
Стакан объемом см перевернули вверх дном и медленно погрузили в воду на глубину м. При этом объем воздуха в стакане оказался равным см. Найти парциальное давление водяного пара, находящегося в стакане, считая его насыщенным. Относительная влажность атмосферного воздуха , атмосферное давление Па, плотность воды г/см, ускорение свободного падения м/с. Температуру воздуха в стакане считать постоянной. Размером стакана по сравнению с глубиной его погружения пренебречь.
Решение
До погружения в воду в стакане находилась смесь воздуха и водяного пара, причем давление этой смеси , где - парциальное давление воздуха, - парциальное давление пара. Отсюда . После медленного погружения стакана в воду пар в стакане достиг насыщения, и давление газовой смеси в стакане стало равным , где - парциальное давление воздуха, - давление воды на глубине . Для парциального давления воздуха справедливо уравнение . Объединяя записанные выражения, находим давление насыщенного водяного пара. Ответ: кПа.
Ответ
кПа.
Анализ и обобщение результатов работы учащихся: самоконтроль,
самооценка, оценка учителя.
Подведение итогов занятий. Рефлексия.
Групповая рефлексия– по кругу высказываемся одним предложением, используя начало фразы на слайде презентации к уроку:
сегодня я узнал… | я научился… |
было интересно… | у меня получилось… |
я выполнял задания… | я смог… |
было трудно… | я попробую… |
я понял, что… | меня удивило… |
теперь я могу… | урок дал мне для жизни… |
я почувствовал, что… | я приобрел… |
Домашнее задание:
1. § 74 «Влажность воздуха»
2. Измерьте относительную влажность воздуха у себя дома и сравните полученные результаты с санитарными требованиям к жилым помещениям: температура 18–22°С и влажность воздуха 40–60%.
3.Подготовить презентации по темам:
«Влияние влажности на здоровье детей»;
«Влияние влажности на комнатные растения»;
4. Проектно-исследовательская работа «Гигиена воздушной среды в практике занятий физической культурой в лицее»
5. Решить задачу (профильный уровень)
C1. ЕГЭ по физике 2009 г. Человек в очках вошел с улицы в теплую комнату и обнаружил, что его очки запотели. Какой должна быть температура на улице, чтобы наблюдалось это явление? В комнате температура воздуха 22°С, а относительная влажность воздуха 50%. Поясните, как вы получили ответ. (При ответе на этот вопрос воспользуйтесь таблицей для давления насыщенных паров воды.)
Ответ. Часть 3. C1. Давление насыщенных паров воды при различных температурах
t, °С | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
p, кПа | 1,07 | 1,15 | 1,23 | 1,31 | 1,40 | 1,40 | 1,60 | 1,70 |
Когда человек входит в дом, температура стекол его очков практически равна температуре на улице. Очки запотевают, если температура стекол удовлетворяет условию выпадения росы при заданном парциальном давлении водяного пара в комнате.
Если относительная влажность воздуха в комнате 50%, то парциальное давление водяных паров составляет половину давления насыщенного пара при комнатной температуре, т.е. 1,32 кПа. Очки запотеют, если температура на улице соответствует такому (или ниже) давлению насыщенного водяного пара. По таблице находим, что температура на улице не выше 11°С.
Задания 2, 3, 4 выполняются по желанию.
3. Заключение.
Применение на уроке ОМС изменяет характер взаимодействия между учеником и педагогом, учитель отдает часть педагогических функций компьютеру. Заметно повышается уровень мотивации к учению. Компьютерная техника предоставляет учителю возможность сделать общение с учениками более адекватным задачам и целям обучения. Информационные технологии формируют новую дидактическую культуру, включающую принципиально новые формы обучения:
образно-символическую форму подачи учебного материала (современные технические устройства обладают практически неограниченными возможностями построения любого визуального ряда);
процессуально-деятельностную форму подачи и усвоения знаний (компьютерные средства позволяют имитировать любой естественный процесс и ситуацию, где ученик может самостоятельно действовать, пробуя альтернативные способы действия).
Кроме того, новая организация процесса обучения позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки:
самостоятельности в мыслительной, практической сферах;
поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;
проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению);
целеполаганию и планированию деятельности, прогнозорованию.
Компьютерные средства позволяют сочетать индивидуальные задания с различными вариантами групповых форм работы. При такой вариативности занятий в ситуации коллективной деятельности учитель может играть роль одного из партнеров, но обладающего особыми знаниями и статусом. Таким образом, и контакт с учениками начинает строиться на иных, по сравнению с традиционной школой, ценностных и личностных основаниях.
использовать компьютерную технику лишь в тех случаях, когда она является дополнением к реальным экспериментам, помня о том, что только работа с приборами даёт учащимся реальные умения и навыки.
4. Список использованных источников
4.1.Список использованной литературы для учителя
Лернер И. Я., Дидактические основы методов обучения М.; Педагогика, 1981
Мякишев Г. Я., Синяков А.З. «Физика- 10» . Молекулярная физика. Термодинамика. 10 класс. Учебник для углубленного изучения физики; М.; Дрофа 2012 г.
Мякишев Г.Я. , Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский, «Физика- 10» М.; Просвещение, 2011 г.
Анциферов, Л.И. Физика: Механика, термодинамика и молекулярная физика. 10 класс.: Учебн. Для общеобразоват. Учреждений. – 2-е изд. – М.: Мнемозина, 2002.
Аствацатуров, Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков. – Волгоград: Учитель, 2009.
Волков, В.А. Универсальные поурочные разработки по физике: 10 класс. – М.: ВАКО, 2007. (В помощь школьному учителю).
Я иду на урок физики. 10 класс: Молекулярная физика: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.
4.2.Использованные ЦОР и материалы Интернет-ресурса
1.ОМС-плеер (специальный программный продукт) для воспроизведения учебных модулей на компьютере ОМС-плеер.
2.Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС) http://srtv.fcior.edu.ru/search.page?phrase:
«Испарение и конденсация» (тесты и задачи), http://srtv.fcior.edu.ru/card/6845/osnovnye-parametry-sostoyaniya-gaza-i-zakony-termodinamiki.html
«Измерение влажности воздуха психрометром. Тренажер», http://srtv.fcior.edu.ru/card/24788/izmerenie-vlazhnosti-vozduha-psihrometrom-trenazher.htmlhttp://srtv.fcior.edu.ru/card/4005/nasyshennye-i-nenasyshennye-pary.html
«Определение влажности воздуха». Виртуальная лабораторная работа. http://srtv.fcior.edu.ru/card/24840/pribory-dlya-opredeleniya-absolyutnoy-i-otnositelnoy-vlazhnosti-vozduha-testovye-zadaniya.html
Виртульная лабораторная работа «Зависимость температуры кипения воды от давления» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2c507fb2-ee1c-4582-a91d-29988e2522b5/common/shell.htm?vepressurecooker2
4. 3.Список использованной литературы для учеников
Мякишев Г.Я. , Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский, Физика- 10 М.; Просвещение, 2012 г.
Дж. Уокер Физический фейерверк М.; "Мир",1989 г.
http://fizika-class.narod.ru/kn22.htm
4.4.Материалы Интернет-ресурса для учеников
Влажность воздуха http://class-fizika.narod.ru/8_16.htm.
Испарение и конденсация. Насыщенный пар. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swf.
Конденсация http://class-fizika.narod.ru/8_14.htm