I. Организационный этап (5мин) Вступительное слово учителя: (1 слайд) Здравствуйте ребята, я получила приглашение поучаствовать в конкурсе на лучшего математика-счетовода, который проходит сегодня на планете «Отрицательных и положительных чисел». Магистр отрицательных наук отправил за нами свой личный звездный корабль. (2 слайд) На каком из них мы совершим своё путешествие – предстоит выбрать вам самим: 1 корабль « -3 + 2», 2 корабль « -287 -300», 3 – «-3 * 2». - какое действие с целыми числами вам знакомо? - значит чем мы будем заниматься во время путешествия? А можете ли вы утверждать, что данная запись « -287 -300» верна? - можете ли вы с помощью координатной прямой узнать, какое число из них расположено левее, а какое правее? - что мы должны для этого сделать?
- Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке? - итак цель нашего увлекательного путешествия: (3 слайд) Научиться сравнивать числа с разными знаками Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: (текст на мультимедийной доске) Я хороший, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится. - необходимо перед полетом проверит готовность нашего экипажа. Проведем экзамен на готовность к полету. - Возьмите маршрутные карты экипажа, после каждого испытания оцените себя и своего товарища, в конце путешествия мы посмотрим, кто как оценил свою работу, и совпадет ли оценка с оценкой вашего друга. - оцените себя по 1 пункту в листе самооценки | Повторить, какие числа относят к положительным, отрицательным; какие числа называют противоположными; как расположены числа на координатном луче; повторить, как сравнить числа с помощью координатного луча. |
2 Актуализация знаний. (Слайд 4) Устно: Разбейте числа, которые вы видите на слайде на группы: -234, 35, 0, 12, -5, -17, 1, -1, 23, -500, 499, -35 Перечислите положительные числа Перечислите отрицательные числа Назовите пары противоположных чисел Назовите какое из данных пар чисел правее, левее т.е. больше, меньше: -7 и 12, -10 и -4, 0 и 15, -13 и 0, 21 и -17 - оцените в маршрутных картах вашу готовность к полету: Все верно называл «2б» Были небольшие затруднения «1б» Многое непонятно «0б» Думаю, что к полету вы готовы. Прошу занять свои места. Корабль держит курс на планету «Отрицательных и положительных чисел». (5 слайд) Внимание, с планеты поступил сигнал SOS: «пиратами похищен магистр отрицательных наук. Просьба ко всем, кто находится близко к зоне похищения, помогите». - поможем? Решено! Корабль меняет курс к планете пиратов. Экипажу быть в полной боевой готовности. - внимание. Справа по курсу планета «Ветряных мельниц». (6 слайд) Пираты побывали здесь, они испортили механизм мельниц. Жители планеты просят, чтобы мы им помогли исправить поломку. Возьмите по 1 сломанному механизму: Указать неверное неравенство Какое из чисел нельзя вписать вместо * Записать числа в порядке возрастания Указать неверное неравенство Какое из чисел нельзя вписать вместо * Записать числа в порядке убывания - проверим ваши решения. (7 слайд) - оцените в маршрутных картах ваш результат: все верно выполнил «2б» 1 ошибка - «1б» 2 ошибки - «0б» Молодцы! Вы справились и с этим заданием. Продолжаем наш полёт. Посмотрите в окна иллюминаторов, какие красивые крупные звезды в ночном небе, мы пролетаем через скопление звезд, которые образуют созвездия. (8слайд) - определите, какое созвездие повстречалось на нашем пути. (работа в паре) 1 звезда: записать числа -4, 0,11,-3 в порядке возрастания. Варианты ответа: а) 0, -3,-4,11 б) 11,0,-3,-4 в) -4,-3,0,11. 2 звезда: какие из точек расположены на одинаковом расстоянии от начала отсчета: А(-5), В(15), С(10), Е(5), К(9), Д(-18) 3 звезда: выбрать наибольшее и наименьшее число: а) -16, б) -33 в) -43 г) -11 В) и г) | Г) и в) | А) и б) | В | Л | К | 4 звезда: сравни числа: а) -5 и 5 б) 0 и -10 в)-1236 и 2056 - получилось созвездие южного полушария - «ВОЛК»(9-10 слайд) - оцените себя участвовал в работе – 1б Не участвовал в работе – 0б - Удобно ли сравнивать такие числа как -1236 и 2056 с помощью координатной прямой? Как же разрешить нам эту проблему? | - да Выполняют задания на карточке, проговаривают ответы вслух Срывают звезды с заданиями, расшифровывают название созвездия (волк) В А и Е Наибольшее (-11), наименьшее (-43), т.е. Г) и В) -5 -10 т.к. 0 лежит правее, 3 задание вызывает затруднение Оценивают себя Нет; найти правило |
3. Планирование действий по достижению цели. (Фронтальная работа) Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща? Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым вам захотелось бы поработать над решением проблемы? как достичь цели, что для этого будем делать? - Т.е. найти правила, которые нам помогут без труда сравнить любые числа | Дети перечисляют: умный, добрый, находчивый… Можно найти в учебнике, в интернете,… |
4. Изучение нового материала (сам.работа, работа в паре) Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сравнения чисел с разными знаками. - Просмотрите слайд-лекцию, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы; (11 слайд) - попробуйте сформулировать правило сравнения чисел с разными знаками. - Поработайте в паре, проговорите правило друг другу, предложите свои примеры, проверьте правильность решения. - Поставьте баллы в лист самооценки: Все верно называл «2б» Были небольшие затруднения «1б» Многое непонятно «0б» | В ноутбуках открывают «Сравнение целых чисел» и самостоятельно изучают новый материал Выполняют работу в парах, делают выводы. Работают в паре, сравнивают формулировки, решают примеры товарища, оценивают. |
5. Первичное осмысление и закрепление знаний. (написано на доске) Давайте вернемся к заданию на звезде: сравнить числа -1236 и 2056 , проговорить правила, приводя примеры на доске: А) -1236 и 2056 Б) -12 и -105 В) -1005 и 0 Г) 125 и 0 Внимание экипажу! Впереди по курсу Планета «Горы Мозгодрома», совершаем посадку для разведки. (12 слайд) Задача экипажу: необходимо подняться на вершину горы, чтобы посмотреть, где находится планета пиратов «Пиратские острова». Чтобы подняться на вершину, необходимо преодолеть 3 трудности: Чтобы подняться в гору нужно как следует размяться. (физминутка «космос») Поднимаемся медленно в гору, на пути огромные глыбы камней, мимо них не пройти, не обойти, будем преодолевать препятствия. (работа у доски) сравнить числа № 536 стр.168, № 538 стр.169 Итак мы на вершине! Не забывайте про самооценку. Сделал все примеры сам- 2б Сделал больше половины сам- 1б Сделал меньше половины сам- 0б | |
6. Закрепление полученных знаний. (13 слайд) Внимание! Мы подлетаем к планете «Пиратские острова». Угадайте, кого уважают пираты? Храбрых? Нет! Ловких? Нет! Больше всего они любят математику и математиков, ведь без математиков они не смогли бы сосчитать сокровища. Пираты согласились отпустить магистра отрицательных чисел с одним условием, чтобы мы выполнили их задания, а ещё они пообещали дать придачу немного золота. - Работа с тестом на ноутбуках вариант 19.1, вариант 19.2 - оцените себя: 10-11 баллов оценка «5» 8 – 9 баллов оценка «4» 5– 7 баллов оценка «3» 0 – 4 баллов оценка «2» Молодцы! Вы справились с заданием, пираты согласились отпустить магистра благодаря вашей помощи, вашим знаниям и находчивости. - А вот и обещанный сундучок (конфеты в сундучке) - магистр спасен, миссия выполнена, пора возвращаться домой. Прошу занять свои места, корабль держит курс на планету «Земля». (14 слайд) - полет прошел нормально. Посадка прошла успешно. Вот мы с вами и дома! - Владимир Мономах сказал такие слова: «Что умеете хорошего, то не забывайте, чего не умеете – учитесь…» - относятся ли эти слова к нашей теме урока: сравнение целых чисел? | Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с решением на слайде, проводят самооценку. Да, если научились сравнивать числа с разными знаками – не забывайте, если что-то не усвоили – учитесь, разбирайтесь. |
7. итог урока(15 слайд) - понравилось путешествие? - какую цель мы поставили в начале путешествия? - достигли ли вы этой цели? - закончите предложение: «Я знаю по теме…» «Я знаю, что любое положительное число…..» « Я знаю, что нуль больше….» «Я знаю, что из двух отрицательных чисел меньше то…..» «я умею по теме..» | - да - Научиться сравнивать положительные и отрицательные числа с помощью правила - да - что числа можно сравнить с помощью координатной прямой и без неё (с помощью правила) - больше отрицательного; больше нуля -любого отрицательного числа - которое стоит левее - сравнить числа с разными знаками, с одинаковым знаком, с нулём |