Разработка учебного занятия
Предмет: математика.
Тема: Сравнение многозначных чисел.
Тип урока: решение частных задач.
Класс: 2. Система РО Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова
Цели:
- познавательная – моделирование способа сравнения многозначных чисел;
- развивающая – формирование действий взаимоконтроля и взаимоанализа;
- воспитывающая – воспитание культуры учебного диалога, самоутверждение личности ребенка.
Ход занятия:
1 этап. Мотивационно – ориентировочный. Создание учебной ситуации.
Задание 1.
Карточка (повышенной сложности для сильных учеников)
Из данного ряда чисел выпиши трехзначное число, в разряде десятков которого записана сумма цифр из разрядов сотен и единиц.
221, 98, 3003,473, 285, 1000
С остальными учениками выполняется другое задание.
- У вас на партах лежат карточки с числами. Я прошу встать детей, у которых записаны однозначные числа. Почему вы так считаете?
- Кто с этим не согласен? (дети показывают согласие или несогласие знаками «+» или «-»)
- Встаньте дети с двузначными числами. Назовите свои числа. Почему вы решили, что это двузначное число?
- Встаньте дети с трехзначными числами. Назовите свои числа. Почему вы решили, что это трехзначное число?
- Встаньте дети с четырехзначными числами. Как вы определили, что число четырехзначное?
- Давайте проверим, как дети справились с заданием на карточках. (Ребенок отвечает у доски, аргументируя свой выбор)
Задание 2.
- Послушайте высказывания и запишите числа, которые в них встретятся. (Один человек работает у доски)
- Диаметр самого большого астероида Церрера 770 км.
- Самый долгий сон у ежей – 236 суток.
- Самый быстрый бегун – страус. Его скорость – 120 км/ч.
- Самый высокий водопад в России – «Илья Муромец». Его высота – 141 м.
- Самое большое количество гроз на острове Ява.Молнии сверкают 322 дня в году.
- В самой древней рукописной книге «Проповеди мужского монастыря» 602 страницы.
- Проверьте запись на доске.
- Расположите эти числа в порядке возрастания. Если вы сделали задание верно, то с помощью ключа сможете прочитать, каким будет следующее задание.
Ключ.
770 236 120 141 322 602
И А С Р В Н
Задание 3.
- Что мы будем делать? (сравнивать числа) Это не только задание, но и тема нашего урока. Кроме этого мы постараемся вывести общий способ сравнения многозначных чисел. (Один ребенок работает у доски)
431 * 433 4000 * 3000 6549 * 4569
952 * 962 799 * 800 1012 * 1102
- Как сравнивали? На какой разряд обращали внимание?
2 этап – исполнительный.
А) постановка задачи моделирования.
- Какие числа мы сравнивали? (многозначные)
- Как графически можно изобразить любое многозначное число? (с помощью точек)
- Можете ли вы сравнить такую пару чисел: … и . , а такую … и …. Запишите эти неравенства. Как вы догадались, какой знак надо поставить?
- Значит число с большим количеством разрядов всегда больше числа с меньшим количеством разрядов.
Б) Уточнение модели.
- Можете ли вы сравнить числа … и … Запишите эту пару чисел (однозначно ответить на вопрос нельзя, надо смотреть на конкретное наполнение разрядов)
- Чтобы уточнить модель, предлагаю выполнить еще одно задание.
Задание 4.
- Дети из другого класса сравнивали числа, но случайно стерли некоторые цифры. Восстановите пропущенные цифры. (работа в паре или группе)
. 41 < 222 371 > 37. 580 < 5. 9
- Как подбирали числа? Почему нельзя выбрать другое число?
- Чем можете дополнить модель … и …? (надо сравнить старшие разряды, если они равны, сравнивать следующие и т.д., пока не найдем разряды с разным наполнением)
3 этап – контрольно-оценочный.
Задание 5. Запишите пары чисел по данным моделям.
… < … … > …
Итоговая рефлексия.
- Какую основную задачу мы решили на уроке? (составили модель сравнения многозначных чисел)
- Будут ли вам полезны знания, полученные сегодня?
- Чем вам нужно заняться дома? (тренироваться в сравнении чисел)
- Выполните задание № 7 на стр. 7 и расскажите родителям, как опираясь на модель, сравнивать многозначные числа.