ст. Озимая
№ п/п | Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников |
1. | Организационный момент | - Приветствие учащихся. - Тема урока «Длина окружности и площадь круга», сформулируйте цель урока. - Вас ждёт на уроке новые математические знания, исследования интересные факты и открытия. - Я предлагаю вам попутешествовать по станциям. - Согласны ли вы отправиться в путешествие? | - Приветствие учителя. - записывают в тетрадях тему урока. Формулируют цель: научиться находить длину окружности и площадь круга. - Дети, конечно, соглашаются, так как это игра, а все дети любят играть. |
2. | Устный счёт («Зарядка для ума».) Слайд № 1 | 1-я станция. «Зарядка для ума» Вычислить: ; ; ; . - Назвать известные вам единицы площади. Округлите: 2,15 до десятых; 3,14159 до целых, до сотых, до десятых. - Вычислите: , | - Ученики решают упражнения на повторение устно, формулируют правило округления чисел. - Называют единицы измерения площадей. |
3. | Проверка д/з Станция «Творческая». Слайд № 2 | Учитель просматривает домашнее задание, выполненное детьми в тетрадях для творческих работ, отмечает учащихся, работы которых выполнены, верно, и аккуратно. | - Дети демонстрируют домашнее задание – творческие работы: сделать рисунки, используя окружности и квадраты. |
4. | Подготовка к изучению нового материала. Слайд № 3 | Учитель показывает слайд № 3 - Покажите рисунки, на которых изображены окружности или круг. - Какие элементы окружности вы знаете? - Показать центр? - Чем является отрезок СА? - АО? - Чем отличается круг от окружности? - Сравните, диаметр и радиус окружности. - Каким свойством обладают все точки окружности? - Можно ли измерить радиус, диаметр, длину окружности? - Как? - Вы затрудняетесь пока ответить на последний вопрос. | - Учащиеся показывают все рисунки, на которых изображены круги и окружности. - Диаметр, радиус, центр. - диаметром. - радиусом. - Окружность – это линия, а круг – это часть плоскости. - Диаметр в 2 раза больше радиуса. - Они находятся на одинаковом расстоянии от центра. - Радиус и диаметр можно измерить линейкой. - Предлагают разные варианты. |
5. | Исследовательская работа (Работа в парах). Слайд № 4 | - Сегодня мы научимся вычислять длину окружности и площадь круга. Для этого вы все будете исследователями. Итак, мы добрались до следующей станции под названием «Исследовательская». - На столах у вас раздаточный материал – круг, ниточка. - Как вы думаете, для чего нужна ниточка? - Правильно, ниточка для того, чтобы измерить длину окружности. - Давайте, измерим длину окружности с помощью этой ниточки. Потом распрямим нить и измерим её длину, приложив к линейке. Запишите её значение в тетрадь, обозначьте буквой С. - Давайте, сравним ваши результаты с помощью таблицы. От чего, по-вашему, зависит длина окружности? - Измерим диаметры ваших окружностей. Занесём данные в таблицу. -Рассмотрите таблицу и попробуйте сделать вывод о величине диаметра и длины окружности. - С помощью калькулятора найдите отношение длины окружности к её диаметру и запишите в тетради С : Д= - Какие отношения у вас получились? - Оцените это число. С помощью программы «Живая геометрия» проверим результаты вычислений в таблице. | - Дети берут раздаточный материал. - чтобы измерить длину окружности. - Учащиеся измеряют длину окружности с помощью ниточки, записывают полученные данные в тетради. - На доске начерчена таблица. Учащиеся заполняют её. R | 1 | 1,5 | 2 | 2,5 | | | С см | 6 | 9,4 | 12 | 15 | 18, | 22 | - от величины диаметра. D | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | С см | 6 | 9,4 | 12 | 15 | 18, | 22 | - длина окружности примерно в 3 раза больше её диаметра. Дети с помощью калькулятора находят отношения C : D 3,1; 3,13; 3; 3,1; 3,15; 3,14 3C:D C:D=П С=ПD или С= 2ПR – записывают в тетрадях. |
6. | Станция «Историческая» - рассказ ученика об Архимеде. | - Математики довольно точно вычисляли это число, и получилось 3,14. Это число обозначили греческой буквой П. Выразим С через D и П. Слайд № 5 П= 3,141592653589793238… - Послушаем сообщение из истории числа П. Учитель показывает слайд, на котором изображён Архимед, защищающий свои чертежи. |
Один из учащихся рассказывает сообщение об Архимеде. |
7. | Физминутка. | Физминутка для глаз. | Учащиеся следят за перемещением предметов. |
8. | Работа с учебником. | - мы прибыли на станцию «Площади». Откройте учебники, найдите рисунок 40. - Внимательно посмотрите на рисунок. - Что вы видите на нём? - Сравните площади этих квадратов. - Запишите в тетрадях: Математики доказали эту формулу Запишем определение. (слайд № 8) Перед вами аренда цирка. Она всегда имеет длину 40,8 м. Как найти её радиус и площадь? | - круг радиуса r и 2 квадрата. - У большего квадрата ABCD сторона его приближённо равна 3r2 Площадь круга равна произведению числа П и квадрата радиуса. - Дети решают эту задачу. |
9. | Закрепление изученного материала – разноуровневым способом. | Измерьте площади кругов, лежащих на вашем столе. Учитель подходит к тем, кто справился с заданием, проверяет правильность выполненного задания. - Начертите окружность с радиусом 3,5 см, найдите длину окружности и площадь круга. - Задача. Диаметр основания Царь-колокола, находящегося в Московском Кремле, равен 6,6 см. Найдите площадь основания колокола. - А не хотите ли вы побывать в гостях у сказки? Итак, станция «Сказочная». - На уроке сегодня необычные гости. Давайте поинтересуемся, как они здесь появились. - Чему равно число П? | Учащиеся измеряют площади кругов, сверяя ответы с учителем. Слабым ученикам помогают консультанты. После решения проверяют задание. Консультанты помогают тем, кто затрудняются. Те, кто могут, выполняют задания самостоятельно. Остальные вместе с учителем анализируют задачу и вместе решают её. Баба Яга: Как появились? Эх, ступа повредилась. Придётся к Лешему в ремонт тащить. Ученик: Не успел глазом моргнуть, а Баба Яга тут как тут. - Починил, лохматый… Только сдаётся мне, что скорость у неё не та стала. Как бы проверить? _очень просто. Ты полетай по кругу. Я время замечу, а скорость вычислим по формуле - Как же мой путь измерить? Он же не прямой. - Эх, ты! Ещё древние греки умели находить длину окружности по формуле , где D – диаметр окружности. - Это что за «закорючка» в формуле? - Это греческая буква П. 3,14 |
10. | Итог урока. | Итак, мы проехали все станции. Давайте подведём итог урока. - Чему вы научились сегодня на уроке? - Какая зависимость между радиусом и длиной окружности? - По какой формуле можно найти площадь круга? - Сообщение оценок за урок. | - находить длину окружности и площадь круга. - прямо пропорциональная - называют эту формулу. |
11. | Рефлексия. | - Удовлетворены ли вы своей работой? - Отметьте, с каким настроением вы работали на уроке? (слайд № 10) - Какое задание вам показалось самым трудным? | Отвечают на вопросы. |
12. | Домашнее задание. | Для сильных детей задача на карточках: Останкинская башня в Москве опирается на площадку, имеющую форму кольца. Диаметр наружной окружности 63 м, а внутренней – 44 м. Вычислите площадь фундамента Останкинской башни. Остальные решают № 831, № 837, п. 27 - Спасибо, за урок. | |