Тема: Письменные приёмы сложения и вычитания
Цели урока:
- познакомить учащихся с алгоритмом сложения и вычитания трёхзначных чисел без перехода через десяток;
- совершенствовать навыки устных и письменных вычислений, умение анализировать и решать задачи.
- Развивать критическое мышление, умение ставить вопросы, познавательные интересы, творческие способности.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Математика пришла!
Занимай свои места.
Математика сложна, но скажу с почтением:
Математика нужна, всем без исключения!
– Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём урок математики.
II. Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации).
1.На доске -запись:
Школа – это детская страна, где много света и тепла, где много счастья и добра. (Слайд 1)
-Прочитайте высказывание.
- Вы согласны? (Да и нет. Бывает трудно и грустно. И т.д.)
- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы учение было не в тягость, а в радость? (...)
- А чтобы на каждом уроке подниматься к вершине радости, надо помнить, какие трудности уже преодолели. Скажите, что мы уже знаем и умеем?(…)
- Вспомните, закончили мы изучение трехзначных чисел? Почему вы так считаете?
(Пока нет, еще не изучали действий с числами, ...) Сегодня мы продолжим работу над трехзначными числами.
2. Мозговая атака. Математическая разминка
- 1.Три вершины, три угла, три стороны. Что это?
- На него нельзя делить.
- Самая большая единица длины.
- В чем различия между трехзначными и двухзначными числами? (Больше разрядных единиц.)
- Что обозначает цифра 0 в записи числа?
- Изменяется ли способ образования старшего разряда при увеличении количества разрядов? (Нет, 10 единиц любого разряда образуют 1 единицу следующего разряда.)
- Значит, как удобно записывать числа при письменном сложении и вычитании? (В столбик, разряд под разрядом.)
III. Подготовка к изучению нового материала.
Структура «Сималтиниус Релли Тэйбл» (Слайд2)
Игра «Найти ошибку!»
- В некоторых примерах допущены ошибки. Найдите их .
- Поменяйтесь тетрадями,.
- 2.В том случае, если пример решён с ошибками, учащиеся, заметившие их, объясняют, как исправить ошибку, и называют верный ответ.
Вопросы :
— Как надо правильно записывать двузначные числа при сложении и вычитании в столбик? (Десятки под десятками, а единицы под единицами.)
— С какого разряда начинают сложение? (С разряда единиц.)
IV. Изучение нового материала.
(Слайд3)
Решить письменно примеры на сложение и вычитание
двузначных чисел:
25 + 64 и 57 − 13,
Сходные примеры на сложение и вычитание трёхзначных чисел:
325 + 164 и 857 − 213.
- Задание выполняется самостоятельно на время -
- Стоп! Положите ручки. Назовите ваши ответы. Учитель записывает ответов на доске.
- Если пример решен правильно – поставьте знак «+». Кто выполнил правильно все действия? Молодцы!
- У кого возникли затруднения в записи столбиком?
- У кого вычислительные ошибки? На что надо обратить внимание? (На схему и правила решения примеров в столбик. Еще придется вспомнить таблицы сложения из
1-го класса. - В случае несовпадения ответов ,сравнивая суммы и разности попарно, учащиеся приходят к выводу:
Складывать и вычитать трёхзначные числа можно так же, как и двузначные.
- Теперь мы сможем решить те примеры, которые у нас не получились в начале?
Два ученика по вызову учителя комментируют решение примеров, вызвавших затруднение.
V. Первичное закрепление.
Работа с учебником
Цель: зафиксировать приемы письменного сложения и вычитания трехзначных чисел во внешней речи.
- Объясни ,как выполнены вычисления . Упр. 1, с. 86 (Сингл Раунд Робин)
- Упр. 2, с. 87.(Используйте алгоритм на стр.86)
Запишите ответы в примерах, комментируя свои действия в парах. Если встретятся ошибки в объяснении, сосед на них укажет. Каждый объясняет по одному примеру.
Проверим ответы: 457,371,423,759 (Слайд 4)
- . Физкультминутка. Структура «Флоу зе лидер» (Следуем за лидером)
VII. Работа с учебником (продолжение).
Мы неплохо справились с решением примеров на сложение и вычитание трехзначных чисел. А где на практике можно встретиться с этими приемами? (При решении задач, ...)
Откройте учебник на стр. 87, найдите № 3.
- Задачу прочитает один ученик, а все дети внимательно следят по тексту и готовятся задавать вопросы по задачи.
(Про что говорится в условии? Что сказано про длине пешеходного моста ?
Что сказано про длине железнодорожного моста ? и.т.д.)
- Составить логическую цепочку (2 минуты)
- Работа в четверках – обсуждение работы и выбор одного варианта (2 минуты)
- Афиширование результатов (по 1 минуте на группу)
- Решение задачи учащиеся сначала записывают выражением, а затем в столбик и проводят необходимые вычисления.
Упр. 5, с. 87.
- Догадайся ,по какому правилу составлены выражение в последнем столбике.(Континиус Раунд Робин)
- Выполни вычисления .(Взаимопроверка и взаимооценка) .
- Ответы примеров (Слайд 5)
VIII/Этап подведения итогов учебного занятия, рефлексия.
- С какой проблемой мы столкнулись вначале урока?
- Нам удалось решить эту проблему?
- Как мы это сделали
- Где нам может пригодиться новое знание?
- Что у меня получилось и не получилось? Какая помощь мне нужна?
- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? (Углублять и расширять знания, учиться размышлять, овладевать способами действий.)
Оцените, показав на шкале. (Слайд 6)
Молодцы!
Похвалите друг друга за старание на уроке.
Дом.задание:
1)Упр. 6, 8, с. 87
2)повторите приемы сложения и вычитания трехзначных чисел по опорным карточкам.
3)У кого не было особых проблем ,придумайте задачу , в которой можно использовать новое знание. Завтра мы её обсудим.
- Спасибо за урок!