Разработка урока по математике "Сложение и вычитание целых чисел"
Разработка урока по математике "Сложение и вычитание целых чисел"
Современная образовательная система требуют от школы высококачественного обучения каждого ребенка, которое обеспечит возможность его дальнейшего развития и образования. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. формировать ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. Одним из направлений обновления образования в стратегии модернизации содержания общего образования России является компетентностный подход . Данный урок был разработан на основе компетентностного подхода и показывает фомирование компетенций учителя и обучающихся
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по математике "Сложение и вычитание целых чисел"»
Успешная социализация обучающихся на уроках математики
на основе компетентностного подхода
Методическая разработка
Жуковой Ирины Николаевны,
учителя математики
МБОУ «Гимназия № 29 г. Уссурийска»
Общество — сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом. В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.
Современная образовательная система требуют от школы высококачественного обучения каждого ребенка, которое обеспечит возможность его дальнейшего развития и образования. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. формировать ключевые компетенции, определяющие современное качество образования. Одним из направлений обновления образования в стратегии модернизации содержания общего образования России является компетентностный подход . Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции “усвоения знаний”, а на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение обучающимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Происходящая в последнее время переориентация оценки результатов образования с понятий “образованность”, “воспитанность”, “общая культура” на понятия “компетентность” и “компетенция” звучит призывом к организации образовательной деятельности на основе компетентностного подхода. Именно такой подход как одно из оснований обновления образования призван обеспечить достижение нового современного качества образования .
В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей , заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. Важными целями образования стали:
развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры;
готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
толерантность, терпимость к чужому мнению;
умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;
смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;
освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критического), а не репродуктивного типа мышления.
Для достижения этих целей на своих уроках математики стараюсь создать условия для успешной социализации обучающихся. Социализация— процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация ребенка — это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку знания, приобретаемые на уроках, можно рассматривать как базу для социального становления человека. В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решение в новой ситуации. Расширение и углубление социализации происходит:
- в сфере деятельности — расширение ее видов; ориентировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.;
- в сфере общения — обогащение круга общения, углубление его содержания, развитие навыков общения;
- в сфере самосознания — формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др.
Результатом этой деятельности будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности.
К ключевым компетентностям относятся:
Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.
Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.
Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.
Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.
Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
Мотивационная компетентность связана с внутренней мотивацией, интересами, индивидуальным выбором личности (способность к обучению, изобретательность, навыки адаптироваться и быть мобильным, умение достигать успехов в жизни, интересы и внутренняя мотивация личности, практические способности, умения делать собственный выбор.
В своей деятельности стараюсь помнить нижеприведенные правила:
1. Главным есть не предмет, которому я учу, а личность, которую я формирую. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
2. Не жалею ни времени, ни усилий на воспитание активности. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
3. Помогаю ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учу иx учиться.
4. Приучаю учеников думать и действовать самостоятельно.
5. Показываю ученикам перспективы иx обучения.
6. Использую схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
7. Обязательно учитываю индивидуальные особенности каждого ученика.
8. Изучаю и учитываю жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
9. Стараюсь, чтобы ученик понимал, что знание является для него необходимостью.
10. Объясняю ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
11. Признаю индивидуальность ученика, создаю необходимые условия для его развития.
12. Создаю положительный эмоциональный настрой на работу.
13. Обсуждаю с детьми в конце урока не только то, что «мы узнали», но и то, что понравилось (не понравилось) и почему.
14. Стимулирую учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий.
15.При опросе на уроке оцениваем вместе с обучающимися не только правильность ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, почему и в чем ошибся.
16. Выстраиваю гуманистические взаимоотношения, через которые каждый ребенок должен осознать себя полноправной личностью и научиться видеть и уважать личность в других.
17. Признаю, что учитель такой же равноправный участник учебного процесса, как и ученик, хотя и с направляющими функциями; его мнение является в дискуссии одним из многих;
18. Понимаю, что чем меньше учитель говорит на уроке сам и чем больше дает высказаться ученикам, тем эффективнее протекает учебный процесс;
19.Признаю, что ученики могут знать что-то лучше учителя; не знать что-либо не стыдно - стыдно не пытаться думать;
20.Каждый ученик имеет право на собственную образовательную траекторию и что учится ребенок не для учителя и родителей, а для того, чтобы уже сейчас занимать и тем более занять в будущем свое достойное место в жизни общества.
Считаю, что руководство ими – это то условие, которое способно облегчить мне достижение наиважнейшей цели – формирование и развитие социализированной личности. При этом ориентирую деятельность на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей работы, создаю условия для приобретения опыта и достижения цели, использую дифференцированное обучение, стараюсь, чтобы обучение носило деятельностный характер.Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно, и в полной мере отражает компетентностный подход, выявляю, на что направлена организованная мною деятельность ученика? То, что они делают значимо для них, востребовано ли это в современном обществе? Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта? В основу урока стараюсь положить социально-конструируемые педагогические ситуации, деятельность обучающихся в которых и будет воспитывать требуемые качества личности. Например, умение брать ответственность на себя, принимать решение, действовать и работать в коллективе ведомым и ведущим, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим, умение обучаться и многое другое. Постепенно ключевые образовательные компетенции превращаются в средства развития личных качеств и личных смыслов обучающихся. Личность ученика успешно социализируется.
Сегодня одним из условий является компетентность не только ученика, но и самого учителя. При этом принципиально изменяется позиция учителя. Он перестает быть вместе с учебником носителем “объективного знания”, которое он пытается передать ученику. Поэтому своей главной задачей считаю мотивировать обучающихся на проявление инициативы и самостоятельности, организовывая самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Т.е. создаю условия, “развивающую среду”, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.
На обобщающем уроке математики в 6 классе «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» хочу показать формирование различных компетентностей обучающихся, их успешную социализацию, а также те компетентности, которыми должен владеть педагог для проведения урока компетентностной направленности.
Тема:«Обобщающий урок по теме
«Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
Цель:обобщить и систематизировать знания по теме ««Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»
Задачи:
Образовательные:повторить правила сложения и вычитанияположительных и отрицательных чисел, применить их при нахождении значений выражений, а также при решении уравнений и задач.
Развивающие:развивать навыки анализа и сравнения материала; содействовать развитию умений осуществлять взаимо- и самооценку учебной деятельности; развивать коммуникативные умения.
Воспитательные:создать у обучающихся положительную мотивацию к уроку математики путем вовлечения каждого ученика в активную деятельность;воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;помочь осознать ценность совместной деятельности;воспитывать культуру речи, внимание к точности формулировок, патриотизм.
Формы организации учебной деятельности:фронтальная, работа в группах.
Используемые технологии:технология сотрудничества;информационные технологии;личностно-ориентированная технология; технология работы с группой на начальном этапе, дифференцированный подход.
Оборудование:компьютер;интерактивная доска;проектор;презентация Microsoft Office PowerPoint
Этап урока
Время
Содержание
Социализация обучающихся
Компетентности обучающихся
Компетентости учителя
Организационный момент
5
Приветствие
Проверка готовности к уроку
Проявление чувства уважения к окружающим.
Самоорганизация
Социальная компетентность
Создание благоприятной рабочей обстановки
Формулирование темы и цели урока (слайд 1-3)
Обучение целеполаганию и вовлечение в более интенсивную и последовательную деятельность.
Ценностно-смысловая
Коммуникативная
Создание условий, при которых обучающийся вовлечен в процесс определения целей и задач.
План урока (математическая лестница, лист самооценки) (слайд 4)
Мотивация (эпиграф) (слайд 5)
Выработка ответственности, умения планировать, анализировать свою деятельность.
Формирование образа собственного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта деятельности.
Мотивация на достижение целей урока.
Личностная
Компетенции обеспечения мотивации обучающихсяна осуществление учебной деятельности.
Актуализация предыдущих знаний
10
Повторение основных правил сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел (лист теории, (слайд 7)
Устный счет («Светофор», «Найди ошибки») (слайд 8-18)