Математика, 6 класс
Учитель Зайцева Т.И.
Тема урока: Сложение и вычитание целых чисел.
Цель урока:
- закрепить у обучающихся формирование навыков сложения и вычитания целых чисел, совершенствовать вычислительные навыки;
- добиться понимания и воспроизведения построения алгоритмов сложения и вычитания целых чисел;
- развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь обучающихся, интерес к математике;
- воспитывать чувство ответственного отношения к учению, дружеские отношения в группах.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: карточки с заданиями, дидактический материал
Ход урока:
Организационный момент: проверка готовности рабочего места ученика к уроку
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Вступительное слово учителя:
Я рада снова видеть вас на уроке. Чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: «Я всё знаю, я всё умею, я буду стараться, у меня всё получится».
-Итак, ребята, с какими новыми числами вы познакомились в этом году?
- А давайте вспомним, где в окружающем мире мы встречаемся с положительными и отрицательными числами.
Актуализация знаний и умений
Проверка домашнего задания (взаимопроверка, наличие).
Тест-разминка «верно-неверно»:
а) 6 – положительное число
б) -7 и 7 – противоположные числа
в) Дана точка А(-3). Расстояние от нее до начала отсчета равно –3 единицы
г) а а только отрицательное число?
д) b 5 . Верно ли, что число b только положительное?
е) 0 – положительное число
ж)│-6 │ = - 6
з) -55 -56
и) -1 – наименьшее отрицательное целое число
Блиц-опрос
а) Что называется модулем числа?
б) Как сравнить два отрицательных числа?
-17 и -22
в) Как сравнить два числа с разными знаками?
15 и -20
г) Какие числа называются противоположными и чему равна их сумма?
-47 +47
д) Как сложить два отрицательных числа?
-35+(-12)
е) Как сложить два числа с разными знаками?
15+(-38)
ж) Как из одного числа вычесть другое?
72-(-14)
Обобщение и систематизация знаний
ЧТО БЫ ЭТО ЗНАЧИЛО (работа в парах)(решение примеров)
1) - 6 + ? = - 15 4) -16 + 23 = ?
2) -16 – 18 = ? 5) -37 + ? = - 11
3) ? – 5 = - 8 6) -15 + (-16) = ?
Ответы:
У | Ь | О | Л | М | Д |
26 | -31 | 7 | -3 | -9 | -34 |
Решение примеров. Самоконтроль
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
-27 и 14 | -7 и - 15 | 19 и - 8 |
- Сравните эти числа |
- Найдите сумму |
- Найдите разность |
- Найдите сумму модулей этих чисел |
Задание на сравнение (комментирование)
- 56 + 18 * - 38
2) 56 + ( - 18 ) * - 38
3) - 56 - 18 * - 38
4) - 56 – ( - 18) * - 38
Решение задач
ЗАДАЧА ПРО СУММУ ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ЧИСЕЛ (устно)
Учитель предложил Ивану решить следующее задание: «Найти сумму всех целых чисел от - 499 до 501». Иван, как обычно, сел за работу, однако дело шло медленно.
А вы, ребята, как бы решили такое задание?
ЗАДАЧА ПРО БЕНЗИН (Составить и решить выражение)
Бензин замерзает при t = - 60. Если уменьшить эту t на 18 и к разности прибавить - 36, то получим t замерзания спирта. Определить её.
ЗАДАЧА ПРО ГУСЕНИЦУ(Составить и решить выражение)
Куколки бабочек выносят t до -8. Если эту t увеличить на -34, а затем уменьшить на -28, то получим t, которую выдерживают гусеницы бабочек.
Какую температуру выдерживают гусеницы?
Решение примеров на применение законов сложения
а) - 22 + ( - 17) + 12 + ( - 24 ) + 33;
б) 35 + (-19) + (-15) + 24 – 17;
в) – 29 + ( - 33) + 34 + 48 + ( -15);
г) 55 +(-14)+23+ (-33) - 38.
Решение уравнений:
а) х – 15 = - 4;
б) 49 – х = 8;
в) – 33 – х = - 12;
г) ;
д) .
Контроль усвоения знаний
Самостоятельная работа проводится в двух вариантах.
Вариант 1 Выполните сложение: а) -34+(-7) б) 9+(-42) в) -11+96 г) 0+(-84) д) -53+53 2) Выполните вычитание: а) -12-46 б) 59-(-18) в) 0-(-25) г) -38-(-38) д) 7-96 3) Решить уравнение: а) 4 + х = - 5 б) - 24 – х = - 11 | Вариант 2 Выполните сложение: а) – 42 + (– 17) б) – 56 +9 в)78+(-12) г) -46+0 д)65+(-65) 2) Выполните вычитание: а)36-(-9) б)-76-15 в)0-(-98) г)9-75 д)-29-(-29) 3) Решить уравнение: а) 6 + х = - 4 б) - 22 – х = - 13 |
Подведение итогов
Мне кажется, что я знаю, какую оценку вы хотели бы получить за данную работу. Проверим?
Задумайте число от 1 до 10. Умножьте его на 9. В получившемся числе сложите первую и вторую цифры и из результата вычтите 4. Какое число вы получили? Ну что, я права была?
Домашнее задание, инструктаж по его выполнению
Дифференцированное домашнее задание.
Придумать и решить восемь примеров на сложение и вычитание целых чисел (разный уровень сложности)
Придумать и решить два уравнения (разный уровень сложности)