Тема урока: "Вычитание. Решение задач с помощью действия вычитания"
Цели урока:
закрепить навыки использования свойств вычитания при решении задач;
активизировать умственную и познавательную деятельность учащихся;
повышать заинтересованность в изучении предмета математики;
продолжать формирование универсальных учебных действий.
Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:
в личностном направлении: Формировать ответственное отношение к учению, умения работать в коллективе.
- в метапредметном направлении: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
- в предметном направлении: Повторить, что означает действия вычитания и свойства вычитания, закрепить свойства вычитания при решении задач.
Формы работы учащихся: Фронтальная работа, индивидуальная работа
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, компьютерная презентация.
Дидактическое обеспечение урока: задачи и примеры.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, компьютерная презентация.
Дидактическое обеспечение урока: задачи и примеры.
ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Мотивация учащихся, начало урока
– Здравствуйте, ребята! Давайте проверим готовность к уроку!.. Садитесь! Начинаем наш урок! (Дети осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль готовности к уроку).
Сегодня на уроке мы с вами:
– повторим действие вычитания и его свойства;
– применим эти свойства при решении задач и примеров;
– открываем тетради, записываем дату и тему урока. (Слайд №1 – тема урока, слайд №2 – определение целей урока).
2. Устный счёт
Слайд №3. Ученикам предлагается определить цели обучения. Происходит включение обучающихся в умственную деятельность. На слайде слева указаны суммы чисел, справа – значения каждой из сумм в другом порядке. Ученикам предлагается маркером соединить значения каждой из сумм.
Слайд 4. «Незнайка заблудился». На экране изображен Незнайка, который бегает вокруг клумбы со скоростью 50м/мин. Предлагается определить местоположение Незнайки через 2 минуты, если он побежит из точки А против часовой стрелки, по часовой стрелки, через 4 минуты после начала движения, сколько пройдет времени, пока он оббежит клумбу два раза.
3. Актуализация знаний
Слайд 5: Определить, на сколько метров гора Джомолунгма выше горы Белуха. На экране представлены фотографии гор с кратким описанием их местонахождения и происхождения названия. Гора Белуха (алт. Уч-Сумер – Трехглавая, Кадын-Бажы – Вершина Катуни,) – наивысшая точка Горного Алтая (4506 м), венчающая Катунский хребет. Здесь берёт своё начало река Катунь. Название происходит от обильного снега, покрывающего гору от вершины до самого основания.[6] Джомолунгма (тибет.), Эверест (англ.), Сагарматха (непальск.) – высочайшая вершина мира (8848 м). Южная вершина (8760 м) лежит на границе Непала и Тибетского автономного района (Китай), Северная (главная) вершина (8848 м) расположена на территории Китая. [8]
4. Работа по теме урока
Слайд №6: Сначала учащимся предлагается высказывание Д.Пойа: «Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить её. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового возможно. Где есть желание, найдется путь!»
Учитель наводящими вопросами подводит обучающихся к цели урока – решению задач с помощью действия вычитания.
– Какие действия с натуральными числами вы знаете?
– Что показывает действие сложения?
– Что показывает действие вычитания?
– Какие свойства вычитания вы знаете?
– Для чего изучаются действия с натуральными числами?
Слайд №7: К доске вызываются четыре ученика, которым предлагается решить примеры №556 (д); №556 (е); №558 (б); №558 (в).
Слайд №8: № 261 учебника. В троллейбусе ехали 47 пассажиров. На остановке 12 пассажиров вышли и 15 вошли. Сколько стало пассажиров в троллейбусе?
– Чтобы решить эту задачу, что нам надо повторить? (Действия с натуральными числами, свойства сложения и вычитания натуральных чисел, числовые выражения).
– Записываем примеры:
129 – (15 + 56) =
(47 – 12) + 15 =
Обучающиеся решают в тетради и проверяют друг у друга решение.
Слайд №9: №266 учебника
– Давайте прочитаем задачу и сделаем краткую запись. Что известно в задаче? (Сколько собрали в первый день)
– Что требуется найти? (Сколько собрали за четыре дня)
– Как будем решать эту задачу?
– Что будем искать сначала, что будем искать потом?
(Один обучающийся записывает решение задачи у доски, остальные – в тетради)
5. Физкультминутка
Один ученик проводит физические упражнения для шеи, спины, рук, ног.
Другой ученик проводит разминку для глаз. Крепко зажмурить глаза на 5 секунд – широко открыть глаза на 5 секунд, повторить 3 раза. Быстро-быстро моргать глазами 20 раз.
6. Закрепление
Обучающая самостоятельная работа (слайд №10).
– Подсчитываем баллы. Выставляем оценки за самостоятельную работу. (слайд №11 – ответы к самостоятельной работе, слайд №12 – критерии оценивания).
– Оцените свою работу на уроке. В дневник оценку выставляем по желанию.
7. Итог урока
Рост Кати 1м 75 см. вытянувшись во весь рост, она спит под одеялом, длина которого 155 см. Сколько сантиметров Кати торчит из-под одеяла?
С одного дерева сняли 164 груши, а со второго – пять мальчиков, каждый из которых, сидя ни дереве, съел по 20 груш. После этого со второго дерева сняли ещё 82 груши. Сколько груш было на обоих деревьях?
8. Рефлексия
– Ребята! А теперь посмотрим на доску. Получилось ли у нас достичь целей урока или нет?
– Расскажите, что ожидали от сегодняшнего урока, какие ожидания осуществились, какие не сбылись?
– Если вам урок не понравился, закрепите на доске красное яблоко.
– Если понравился – закрепите зелёное яблоко.
– Спасибо за урок! До свидания.
9. Домашнее задание
Прочитать пункт 7, ответить на вопросы, выполнить №290 (в,г), № 292.
Рабочая тетрадь: № 17, 18, 19 (страница 29) – по желанию. На «3» выполнить один номер, на «4» – два номера, на «5» – три номера.
Просмотр содержимого документа
«Тип урока»
Тема урока: "Вычитание. Решение задач с помощью действия вычитания"
Цели урока:
закрепить навыки использования свойств вычитания при решении задач;
активизировать умственную и познавательную деятельность учащихся;
повышать заинтересованность в изучении предмета математики;
продолжать формирование универсальных учебных действий.
Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:
в личностном направлении: Формировать ответственное отношение к учению, умения работать в коллективе.
- в метапредметном направлении: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
- в предметном направлении: Повторить, что означает действия вычитания и свойства вычитания, закрепить свойства вычитания при решении задач.
Формы работы учащихся: Фронтальная работа, индивидуальная работа
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, компьютерная презентация.
Дидактическое обеспечение урока: задачи и примеры.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, компьютерная презентация.
Дидактическое обеспечение урока: задачи и примеры.
ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
1. Мотивация учащихся, начало урока
– Здравствуйте, ребята! Давайте проверим готовность к уроку!.. Садитесь! Начинаем наш урок! (Дети осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль готовности к уроку).
Сегодня на уроке мы с вами:
– повторим действие вычитания и его свойства;
– применим эти свойства при решении задач и примеров;
– открываем тетради, записываем дату и тему урока. (Слайд №1 – тема урока, слайд №2 – определение целей урока).
2. Устный счёт
Слайд №3. Ученикам предлагается определить цели обучения. Происходит включение обучающихся в умственную деятельность. На слайде слева указаны суммы чисел, справа – значения каждой из сумм в другом порядке. Ученикам предлагается маркером соединить значения каждой из сумм.
Слайд 4. «Незнайка заблудился». На экране изображен Незнайка, который бегает вокруг клумбы со скоростью 50м/мин. Предлагается определить местоположение Незнайки через 2 минуты, если он побежит из точки А против часовой стрелки, по часовой стрелки, через 4 минуты после начала движения, сколько пройдет времени, пока он оббежит клумбу два раза.
3. Актуализация знаний
Слайд 5: Определить, на сколько метров гора Джомолунгма выше горы Белуха. На экране представлены фотографии гор с кратким описанием их местонахождения и происхождения названия. Гора Белуха (алт. Уч-Сумер – Трехглавая, Кадын-Бажы – Вершина Катуни,) – наивысшая точка Горного Алтая (4506 м), венчающая Катунский хребет. Здесь берёт своё начало река Катунь. Название происходит от обильного снега, покрывающего гору от вершины до самого основания.[6] Джомолунгма (тибет.), Эверест (англ.), Сагарматха (непальск.) – высочайшая вершина мира (8848 м). Южная вершина (8760 м) лежит на границе Непала и Тибетского автономного района (Китай), Северная (главная) вершина (8848 м) расположена на территории Китая. [8]
4. Работа по теме урока
Слайд №6: Сначала учащимся предлагается высказывание Д.Пойа: «Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить её. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового возможно. Где есть желание, найдется путь!»
Учитель наводящими вопросами подводит обучающихся к цели урока – решению задач с помощью действия вычитания.
– Какие действия с натуральными числами вы знаете?
– Что показывает действие сложения?
– Что показывает действие вычитания?
– Какие свойства вычитания вы знаете?
– Для чего изучаются действия с натуральными числами?
Слайд №7: К доске вызываются четыре ученика, которым предлагается решить примеры №556 (д); №556 (е); №558 (б); №558 (в).
Слайд №8: № 261 учебника. В троллейбусе ехали 47 пассажиров. На остановке 12 пассажиров вышли и 15 вошли. Сколько стало пассажиров в троллейбусе?
– Чтобы решить эту задачу, что нам надо повторить? (Действия с натуральными числами, свойства сложения и вычитания натуральных чисел, числовые выражения).
– Записываем примеры:
129 – (15 + 56) =
(47 – 12) + 15 =
Обучающиеся решают в тетради и проверяют друг у друга решение.
Слайд №9: №266 учебника
– Давайте прочитаем задачу и сделаем краткую запись. Что известно в задаче? (Сколько собрали в первый день)
– Что требуется найти? (Сколько собрали за четыре дня)
– Как будем решать эту задачу?
– Что будем искать сначала, что будем искать потом?
(Один обучающийся записывает решение задачи у доски, остальные – в тетради)
5. Физкультминутка
Один ученик проводит физические упражнения для шеи, спины, рук, ног.
Другой ученик проводит разминку для глаз. Крепко зажмурить глаза на 5 секунд – широко открыть глаза на 5 секунд, повторить 3 раза. Быстро-быстро моргать глазами 20 раз.
6. Закрепление
Обучающая самостоятельная работа (слайд №10).
– Подсчитываем баллы. Выставляем оценки за самостоятельную работу. (слайд №11 – ответы к самостоятельной работе, слайд №12 – критерии оценивания).
– Оцените свою работу на уроке. В дневник оценку выставляем по желанию.
7. Итог урока
Рост Кати 1м 75 см. вытянувшись во весь рост, она спит под одеялом, длина которого 155 см. Сколько сантиметров Кати торчит из-под одеяла?
С одного дерева сняли 164 груши, а со второго – пять мальчиков, каждый из которых, сидя ни дереве, съел по 20 груш. После этого со второго дерева сняли ещё 82 груши. Сколько груш было на обоих деревьях?
8. Рефлексия
– Ребята! А теперь посмотрим на доску. Получилось ли у нас достичь целей урока или нет?
– Расскажите, что ожидали от сегодняшнего урока, какие ожидания осуществились, какие не сбылись?
– Если вам урок не понравился, закрепите на доске красное яблоко.
– Если понравился – закрепите зелёное яблоко.
– Спасибо за урок! До свидания.
9. Домашнее задание
Прочитать пункт 7, ответить на вопросы, выполнить №290 (в,г), № 292.
Рабочая тетрадь: № 17, 18, 19 (страница 29) – по желанию. На «3» выполнить один номер, на «4» – два номера, на «5» – три номера.
Просмотр содержимого презентации
«Вычитание»
Вычитание. Решение задач с помощью действия вычитания
5 класс
Определение целей урока
- Чему должны научиться сегодня на уроке?
- Какими свойствами вычитания будем пользоваться?
- Что нужно будет знать, чтобы решить задачу?
- Как составить краткую запись задачи?
1. Устные упражнения:
3
- Среди чисел, записанных в правой части, найдите значения каждой из сумм.
1693+789
132752
57854+789
2683
131963+789
58643
2482
1894+789
40м
Решите задачу:
3
Незнайка бегает вокруг клумбы со скоростью 50м/мин. Где он будет находиться через две минуты после начала движения, если будет бежать из точки А:
- По часовой стрелке?
- Против часовой стрелки?
- Где будет Незнайка через 4 минуты после начала движения?
- Сколько пройдет времени, если он оббежит клумбу два раза?
60м
A
B
D
C
На сколько километров гора Джомолунгма выше горы Белуха
3
Гора Белу́ха (алт. Уч-Сумер — Трехглавая, Кадын-Бажы — Вершина Катуни, ) — наивысшая точка Горного Алтая (4506 м), венчающая Катунский хребет. Здесь берёт своё начало река Катунь. Название происходит от обильного снега, покрывающего гору от вершины до самого основания. [6]
Джомолу́нгма (тибет.), Эвере́ст (англ.), Сагарма́тха (непальск.) – высочайшая вершина мира (8848 м). Южная вершина (8760 м) лежит на границе Непала и Тибетского автономного района (Китай), Северная (главная) вершина (8848 м) расположена на территории Китая. [8]
2. Работа по теме урока
3
«Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить её. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такового возможно. Где есть желание, найдется путь!»
Д. Пойа. [9]
3
Выполнить:
№ 256(д);
№ 256(е);
№ 258(в);
№ 258(б);
678768; 87654322; 6416; 3902
№ 261 – решить задачу двумя способами
3
Задача: В троллейбусе ехали 47 пассажиров. На остановке 12 пассажиров вышли и 15 вошли. Сколько стало пассажиров в троллейбусе?
Решение:
Первый способ:
- 47-12=35 (п) – осталось в троллейбусе.
- 35+15=50 (п) – стало в троллейбусе.
Второй способ:
(47-12)+15=50 (п) – стало в троллейбусе
Ответ: 50 пассажиров.
, на 150кг 2 день 3 день - ?, на 259кг 4 день - ? Сколько всего килограммов собрали? Решение: 650-230=420(кг) – собрали во 2 день. 650-150=500(кг) – собрали в 3 день. 500+259=759(кг) – собрали в 4 день. 650+420+500+759=2329(кг) – всего. Ответ: 2329 кг." width="640"
№ 266
3
- 1 день – 650кг, на 230кг , на 150кг
- 2 день
- 3 день - ?, на 259кг
- 4 день - ?
- Сколько всего килограммов собрали?
Решение:
- 650-230=420(кг) – собрали во 2 день.
- 650-150=500(кг) – собрали в 3 день.
- 500+259=759(кг) – собрали в 4 день.
- 650+420+500+759=2329(кг) – всего.
Ответ: 2329 кг.
Самостоятельная работа:
3
- В одном мотке было 138м верёвки, это
на 29м больше, чем во втором. Сколько метров верёвки в двух мотках?
- Выполнить действия наиболее удобным способом, используя свойства вычитания:
а) (357+289)-157; б) 643-(243+398);
в) (863+471)-371; г) 876-(398+476);
- В каких случаях сумма двух чисел равна одному из них?
Ответы:
3
б) 963; г) 2;
- Если одно из слагаемых – нуль.
Критерии оценивания:
3
- 6 правильных ответов – оценка «5»;
- 5 правильных ответов – оценка «4»;
- 4 правильных ответа – оценка «3».
3. Итог урока
3
- Рост Кати 1м 75 см. вытянувшись
во весь рост, она спит под одеялом, длина
которого 155см. Сколько сантиметров Кати
торчит из-под одеяла?
- С одного дерева сняли 164 груши, а со второго – пять мальчиков, каждый из которых, сидя ни дереве, съел по 20 груш. После этого со
второго дерева сняли ещё 82 груши. Сколько
груш было на обоих деревьях?
4. Домашнее задание
3
П.7, №290(в, г), 292.
Рабочая тетрадь на печатной основе: № 17, 18, 19 (страница29) – по желанию.
Спасибо за урок!
3