Разработка урока математики в 5 классе по теме "Окружность и круг"
Разработка урока математики в 5 классе по теме "Окружность и круг"
Урок математики в 5 классе по теме «Окружность и круг». Тип урока: урок "открытия" новых знаний.
Цели урока: ознакомление учащихся с понятием окружности и круга; формирование умения строить окружность с помощью циркуля по заданному радиусу и диаметру.
?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока математики в 5 классе по теме "Окружность и круг"»
Урок математики в 5 классе «Окружность и круг»
Цели урока: ознакомление учащихся с понятием окружности и круга; формирование умения строить окружность с помощью циркуля по заданному радиусу и диаметру.
Учебные задачи, направленные на достижение:
Личностного развития:
продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметного развития:
расширять кругозор, прививать умение совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
продолжать развивать умение понимать и использовать математические средства наглядности.
Предметного развития:
формировать теоретическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах, их элементах;
продолжать развитие изобразительных умений (научить пользоваться циркулем для построения окружности любого радиуса);
формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера.
Тип урока: урок получения новых знаний, умений и навыков.
Формы работы учащихся:
индивидуальная;
фронтальная;
самостоятельная работа;
работа в парах;
тестовый контроль.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Актуализация знаний. Постановка проблемы.
На доске слайд №2
Вопросы:
- Что объединяет эти предметы? (Круглые)
- На какие геометрические фигуры они похожи? (Круг, окружность)
- Кто может сказать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О геометрических фигурах окружность и круг)
Давайте вместе сформулируем тему нашего урока. (Учащиеся формулируют тему урока “Окружность и круг”). Слайд №3
В начальных классах вы уже знакомились с данными фигурами. Что вы можете о них сказать? (Есть центр, радиус, строят с помощью циркуля.)
Итак, что же такое окружность и круг?
Слайд №4, 5.
Установим ножку циркуля с иголкой в точку О, а, ножку с грифелем будем вращать вокруг этой точки. Тогда грифель опишет замкнутую линию. Это и есть окружность. Значит, окружность - это замкнутая линия.
Но, окружность - это не только замкнутая линия, но и совершенная линия, так считал Аристотель.
Окружность делит плоскость на две части. Та часть плоскости, которая лежит внутри окружности (вместе с окружностью) называют кругом.
Много круглых предметов вокруг нас. Одни из них напоминают круг. Это лепешка, блин, монета, медаль, ломтик лимона. Другие – обруч, велосипедное колесо, тоненькое колечко – очень похожи на окружность.
Слайд №6.
Там, где находилась ножка и иглой – будем называть центр окружности и обозначать одной латинской буквой, например О.
3. «Открытие детьми нового знания»
Слайд №7.
Теперь на окружности поставим три точки А, В и С. Расстояние от точки А до О называется радиусом окружности. ВО, СО – тоже радиус. АО=ВО=СО. Все радиусы окружности равны друг другу. Диаметр АС состоит из двух радиусов АО и ОС. Поэтому диаметр вдвое длиннее радиуса.
Вывод: радиус - это расстояние от любой точки окружности до ее центра.
Диаметр – это отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через центр.
Слайд №8. Перечислите все радиусы и диаметры.
Диаметр делит круг на два полукруга, а окружность на две полуокружности.
Слайд №9, 10. АВ на окружности называют дугой, а точки концами дуг.
Слайд №11. Мы можем ставить точки на окружности, в кругу и вне круга..
4. Изучение нового материала и его первичное закрепление
Беседа о циркуле и правилах работы с ним:
- циркуль – чертежный инструмент, с ним нужно работать осторожно. Нельзя подносить циркуль к лицу и передавать друг другу «иглой вперед». Ножницами нужно тоже пользоваться осторожно.
Работа по учебнику №850, стр.134.
5. Физминутка.
Дети наклоняют головы “в такт маятнику и размахивают руками влево и вправо.
Тик-так, тик-так - Все часы идут вот так: Тик-так. Смотри скорей, который час: тик-так, тик-так, тик-так. Налево – раз, направо – раз, Мы можем так. Тик-так, тик-так.
6. Практическая работа № 851, 852, 853 по учебнику: Математика 5 класс, Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., С.И. Шварцбурд, из-во Мнемозина, 2007.
№ 851 Построить окружность с центром в точке О и измерить радиус и диаметр.
№ 852 Начертить окружность, установить тоски А,В и С. Записать полученные дуги.
№ 853 Изобразить круг с центром О. Отметить точку А внутри круга, точку В вне круга. Измерить расстояние ОА и ОВ, сравнить с радиусом круга. Соединить точки А и В . Пересекает ли отрезок АВ окружность?
7.Устная работа. . Слайд №12. Где будет располагаться точка вне круга, на окружности или внутри круга?
Имеется окружность радиусом 10 см. Расстояние от центра окружности до точки равно ответу из примеров: (Примеры записаны на доске)
А) 22 + 3-
Б)(10-3)2=
В) (((60*6)-120):80)+7=
Г) 40*10:50-9*8 =
Д) (23 +3)-1=
Е) 4!
Итог урока:
Сегодня на уроке мы познакомились с геометрическими фигурами окружность и круг. Научились определять радиус, диаметр, устанавливать точки.
Слайд №13
Дополните предложение:
Окружность и круг - ….
У окружности и круга есть - …
Радиус – это….
Диаметр равен…
Выставление оценок.
8. Рефлексия:
Чем мы занимались на уроке…
Что нового вы узнали…
Что было интересного…
Что хотелось бы узнать еще…
Как вы оцениваете свою работу…
9. Домашнее задание: п.22, вопросы на стр. 134 № 874, 876.