Открытый урок математики в 5 классе
  Учитель: Соколова В.А.
  
 
  Тақырып / Тема: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел»
  Образовательная цель: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел»  
 Развивающая цель: Способствовать развитию умения применять на практике свои знания. развивать познавательный интерес; развивать логическое мышление навыки самостоятельной работы и работы в группе ; формировать математическую культуру.
 Воспитательная цель : воспитывать чувство патриотизма, уважение к обычаям и традициям казахского народа.
  воспитывать общую культуру, самостоятельность, интерес к математике;  
  создать условия для реальной самооценки  
  
 
  Сабақ барысы / Ход урока:
  1.Оргмомент.  Сообщение темы и задач урока.
 2. Вступительное слово учителя.
  Девиз нашего урока.
  “Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать, 
Станет лёгкой даже трудная задача”.
 Урок у нас сегодня необычный, праздничный.
 У каждого народа есть свои традиции и обычаи.  
 Традиции складываются веками, исходя из быта, религии, национальных особенностей. Мы с вами живём в многонациональном государстве Казахстан. Для казахов обычаи и традиции являлись законом. Традиция встречать праздник «Наурыз» стала традицией для каждого гражданина нашей страны. Во время празднования Наурыза всегда проводятся игры , состязания. В нашем селе тоже есть традиция: на праздник «Наурыз» собираться на площади у Дома культуры. Во время этого народного гулянья тоже проводятся игры, состязания.
 Сегодня на уроке вы поучавствуюте в некоторых математических состязаниях. В этом состязании будут участвовать 2 аула: «Числитель» и «Знаменатель»  
  
 
  Напутствие.  
 
 
  Для того чтобы игра была интересной необходимо взять с собой  
  ЗНАНИЯ
 
 
 3. Устная работа.
  Первое состязание «Айтыс»  
 Это состязание акынов. Его проводят на праздниках
 Сегодня мы на уроке мы проведем «математический айтыс».  
 Правила айтыса: один из участников аула задаёт вопрос , а из другого аула должны ответить.  
 Опрос правил. Работа с опорами «Сложение ивычитание обыкновенных дробей»  
  1.Как сложить (или вычесть) дроби с одинаковыми знаменателями?
  2.Как сложить (или вычесть) дроби с разными знаменателями?
  3.Как сложить (или вычесть) смешанные числа?
  4. Как вычесть дробь из натурального числа?
  
 Следующая игра «Вытолкни из круга»- «Шеңберден шығару»  
 Задание: «Какое число лишнее?
  
  
 
 3)Состязание «Байга»- «Бәйге»- конные скачки
 В байге определяли лучших в быстроте, силе, выносливости. Сейчас мы проведем байгу между «аулами»
  Устный счёт «Старт-финиш»
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 IV Математический диктант.
 Следующее состязание- « Казакша курес» - борьба между мальчиками. Есть у казахов знаменитая национальная игра «Қазақша күрес».
 Это борьба, которая проводилась между юношами, мальчиками. В борьбе они проявляли быстроту, силу, ловкость, выносливость. И мы сейчас на уроке проведем турнир между мальчиками и проверим их ум и сообразительность.( Мальчики работают у доски, а остальные в тетрадях)
 
 
 Представители из каждого «аула» пишут диктант за закрытой доской, а остальные на местах.
 
 
 
 
 
 Взаимопроверка. ( На экране правильные ответы. И на стол – распечатанные на бумажных листах по 2 экземпляра)
 
 
 Работа у доски.
 
 
 1)Игра «Қыз қуу » — «Догони девушку».
 -Следующий обычай «Қыз куу», с казахского «догнать девушку». Национальная игра, которая стала обычаем. По условиям игры — джигит верхом на лошади догоняет девушку. Если он догоняет — публично целует ее, потом джигит скачет назад, а девушка догнав джигита — бьет его камчой.  
 -Этот веселый обычай существует и сейчас, он проводится на праздниках, торжествах. Сегодня мы тоже поиграем в эту игру. К доске выходят мальчик и девочка и выполняют задание. Если мальчик первый выполняет задание, то он пожмёт руку девочке, а если девочка — бьет камчой мальчика.
  (5+ )-
)- ;
 ;  =
 =
 
 
 Главным угощением на праздничном дастархане было блюдо "Наурыз коже". Наурыз коже - это ритуальное блюдо, похлебка, включающая в себя семь компонентов: воду, мясо, соль жир, муку, злаки и молоко. Цифра семь сама по себе имеет сакральный характер у казахов. Семь компонентов наурыз коже означали семь элементов жизни. Огромный котел для наурыз коже символизировал единство.
 
 
 2)Следующее состязание"джигит жарыс" — соревнование двух всадников на быстроту седловки и прохождения определенной дистанции.
 Быстрота седловки в нашем математическом состязании-это расставить порядок действий , а прохождение дистанции- вычислить значение выражения , соблюдая порядок действий.
  - Пример на несколько действий   
- Ппримера для аула1 и аула 2 
- На рабочих местах решают наоборот, чтобы проверить 
 
   
 
 
 
 Взаимопроверка
 
 
 Минутка отдыха
  
  Решение задачи.
 Раньше казахский народ, чтобы решить трудные и важные проблемы и задачи выбирали старейшин рода, которые назывались «аксакалами»- Ақсақал. Сбор старейшин назывался «Құрылтай».
 -Сейчас представим, что мы и есть те самые аксакалы, которые собрались на «Құрылтай» и мы должны решить с вами вместе задачу про юрту.  
  Высота юрты равна  Эта высота является суммой высот кереге(решётчатой стены), уыков и круглого верхнего свода-шанырака. Высота кереге юрты
 Эта высота является суммой высот кереге(решётчатой стены), уыков и круглого верхнего свода-шанырака. Высота кереге юрты  , а высота уыков -2 м. Какую часть высоты юрты составляет высота шанырака?
, а высота уыков -2 м. Какую часть высоты юрты составляет высота шанырака?  
  1 учащийся решает задачу у доски, остальные на рабочих местах .
 (Слайд Юрта- киіз үй)
 
 
 Вышиваем математические узоры. Узор- ою-өрнек  
 Графический диктант.(да ,нет)
  
 Взаимопроверка
  
 
 
 В нашем селе традиция- на народное, гулянье устанавливать на площади юрту. Все желающие заходят в юрту, пьют чай с различными угощеньями.
 
 
 Домашнее задание. Составить ребус по теме «Обыкновенные дроби»  
  
 Рефлексия.
  - Урок полезен, всё понятно. 
- Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 
- Ещё придётся поучиться. 
- Да, трудно всё-таки учиться! 
Выбираем лепестки с соответствующей самооценкой, пишем свои имя и фамилию и собираем (клеим) цветок. Победила- Дружба!
 
 
 И у нас с вами , ребята, сегодня праздник:  
 «Открытый урок для уважаемых учителей нашей школы».
 
 
 
 
 Мы приветствуем гостей,
 Дорогих учителей,
 Всех знакомых, незнакомых,
 И серьезных, и веселых.
 
 
  Угощение всех присутствующих баурсаками и конфетами.
 
 
 Видео-ролик «Наурыз
 
 
  Спасибо за урок!