Открытый урок математики в 5 классе
Учитель: Соколова В.А.
Тақырып / Тема: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел»
Образовательная цель: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел»
Развивающая цель: Способствовать развитию умения применять на практике свои знания. развивать познавательный интерес; развивать логическое мышление навыки самостоятельной работы и работы в группе ; формировать математическую культуру.
Воспитательная цель : воспитывать чувство патриотизма, уважение к обычаям и традициям казахского народа.
воспитывать общую культуру, самостоятельность, интерес к математике;
создать условия для реальной самооценки
Сабақ барысы / Ход урока:
1.Оргмомент. Сообщение темы и задач урока.
2. Вступительное слово учителя.
Девиз нашего урока.
“Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет лёгкой даже трудная задача”.
Урок у нас сегодня необычный, праздничный.
У каждого народа есть свои традиции и обычаи.
Традиции складываются веками, исходя из быта, религии, национальных особенностей. Мы с вами живём в многонациональном государстве Казахстан. Для казахов обычаи и традиции являлись законом. Традиция встречать праздник «Наурыз» стала традицией для каждого гражданина нашей страны. Во время празднования Наурыза всегда проводятся игры , состязания. В нашем селе тоже есть традиция: на праздник «Наурыз» собираться на площади у Дома культуры. Во время этого народного гулянья тоже проводятся игры, состязания.
Сегодня на уроке вы поучавствуюте в некоторых математических состязаниях. В этом состязании будут участвовать 2 аула: «Числитель» и «Знаменатель»
Напутствие.
Для того чтобы игра была интересной необходимо взять с собой
ЗНАНИЯ
3. Устная работа.
Первое состязание «Айтыс»
Это состязание акынов. Его проводят на праздниках
Сегодня мы на уроке мы проведем «математический айтыс».
Правила айтыса: один из участников аула задаёт вопрос , а из другого аула должны ответить.
Опрос правил. Работа с опорами «Сложение ивычитание обыкновенных дробей»
1.Как сложить (или вычесть) дроби с одинаковыми знаменателями?
2.Как сложить (или вычесть) дроби с разными знаменателями?
3.Как сложить (или вычесть) смешанные числа?
4. Как вычесть дробь из натурального числа?
Следующая игра «Вытолкни из круга»- «Шеңберден шығару»
Задание: «Какое число лишнее?
3)Состязание «Байга»- «Бәйге»- конные скачки
В байге определяли лучших в быстроте, силе, выносливости. Сейчас мы проведем байгу между «аулами»
Устный счёт «Старт-финиш»
IV Математический диктант.
Следующее состязание- « Казакша курес» - борьба между мальчиками. Есть у казахов знаменитая национальная игра «Қазақша күрес».
Это борьба, которая проводилась между юношами, мальчиками. В борьбе они проявляли быстроту, силу, ловкость, выносливость. И мы сейчас на уроке проведем турнир между мальчиками и проверим их ум и сообразительность.( Мальчики работают у доски, а остальные в тетрадях)
Представители из каждого «аула» пишут диктант за закрытой доской, а остальные на местах.
Взаимопроверка. ( На экране правильные ответы. И на стол – распечатанные на бумажных листах по 2 экземпляра)
Работа у доски.
1)Игра «Қыз қуу » — «Догони девушку».
-Следующий обычай «Қыз куу», с казахского «догнать девушку». Национальная игра, которая стала обычаем. По условиям игры — джигит верхом на лошади догоняет девушку. Если он догоняет — публично целует ее, потом джигит скачет назад, а девушка догнав джигита — бьет его камчой.
-Этот веселый обычай существует и сейчас, он проводится на праздниках, торжествах. Сегодня мы тоже поиграем в эту игру. К доске выходят мальчик и девочка и выполняют задание. Если мальчик первый выполняет задание, то он пожмёт руку девочке, а если девочка — бьет камчой мальчика.
(5+)- ; =
Главным угощением на праздничном дастархане было блюдо "Наурыз коже". Наурыз коже - это ритуальное блюдо, похлебка, включающая в себя семь компонентов: воду, мясо, соль жир, муку, злаки и молоко. Цифра семь сама по себе имеет сакральный характер у казахов. Семь компонентов наурыз коже означали семь элементов жизни. Огромный котел для наурыз коже символизировал единство.
2)Следующее состязание"джигит жарыс" — соревнование двух всадников на быстроту седловки и прохождения определенной дистанции.
Быстрота седловки в нашем математическом состязании-это расставить порядок действий , а прохождение дистанции- вычислить значение выражения , соблюдая порядок действий.
Пример на несколько действий
Ппримера для аула1 и аула 2
На рабочих местах решают наоборот, чтобы проверить
Взаимопроверка
Минутка отдыха
Решение задачи.
Раньше казахский народ, чтобы решить трудные и важные проблемы и задачи выбирали старейшин рода, которые назывались «аксакалами»- Ақсақал. Сбор старейшин назывался «Құрылтай».
-Сейчас представим, что мы и есть те самые аксакалы, которые собрались на «Құрылтай» и мы должны решить с вами вместе задачу про юрту.
Высота юрты равна Эта высота является суммой высот кереге(решётчатой стены), уыков и круглого верхнего свода-шанырака. Высота кереге юрты , а высота уыков -2 м. Какую часть высоты юрты составляет высота шанырака?
1 учащийся решает задачу у доски, остальные на рабочих местах .
(Слайд Юрта- киіз үй)
Вышиваем математические узоры. Узор- ою-өрнек
Графический диктант.(да ,нет)
Взаимопроверка
В нашем селе традиция- на народное, гулянье устанавливать на площади юрту. Все желающие заходят в юрту, пьют чай с различными угощеньями.
Домашнее задание. Составить ребус по теме «Обыкновенные дроби»
Рефлексия.
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся поучиться.
Да, трудно всё-таки учиться!
Выбираем лепестки с соответствующей самооценкой, пишем свои имя и фамилию и собираем (клеим) цветок. Победила- Дружба!
И у нас с вами , ребята, сегодня праздник:
«Открытый урок для уважаемых учителей нашей школы».
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей,
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных, и веселых.
Угощение всех присутствующих баурсаками и конфетами.
Видео-ролик «Наурыз
Спасибо за урок!