Работать будем с кластерами, которые пока не заполнены.(Приложение№2) Запишите тему: Координаты вектора Понятие координат вектора кардинально отличается от понятия координат точки. Координаты точки- однозначно определяют её место, а вот координаты вектора нет. Посмотрите на слайд (№): все эти векторы имеют одинаковые координаты. Координаты вектора записывают иначе, чем координаты точки. Обозначение Введём понятие единичных векторов, которые отложим от начала координат. Предположите, что это за векторы. Обозначаются . Их взаимное расположение? Аналогичное понятие перпендикулярности – ортогональные векторы. Также эти векторы называют базис. - Любой ли вектор можно разложить по векторам ? -Обоснуйте ваше мнение Запишем: Коэффициенты разложения вектора по координатным векторам и есть координаты вектора. Сколько возможностей разложить вектор по координатным векторам? Определим координаты векторов приведенных в кластере. (Аналогичный рисунок на слайде № 7). Определять координаты можно двумя способами: по правилу треугольника, по правилу параллелограмма. (слайд № 8,9) Запишем в рабочих тетрадях разложение данных векторов по координатным векторам. -Сравните векторы и их координаты: и , и - Сформулируйте выводы о координатах равных векторов и координатах противоположных векторов. - Рассмотрим обратную задачу: по координатам векторов- разложить их по координатным векторам. №920 (а,в,д) -Как разложить нулевой вектор по координатным? -Чему равны координаты нулевого вектора? -Посмотрите на слайд и предположите, как связаны координаты коллинеарных векторов. - Поиграем в игру: Если я правильно назвала пару коллинеарных векторов, вы встаёте и хлопаете на головой, если нет- встаете и поворачиваете туловищем влево-вправо. -В нашем кластере осталось незаполненное поле ПРАВИЛА. -Предлагаю открыть учебник на стр 230-231 и поработать в группах (3 гр). Каждая группа работает над одним правилом, кратко записывать его в кластер и через 4-5 минут один из группы объяснит его у доски. Объяснение правил учащимися. Учитель направляет - Предлагаю применить правила в конкретной задаче. № 926 (б,г). (Учитель показывает на одном примере оформление, учащиеся продолжают остальные задания выполнять с места с комментарием) -Рассмотрим задания составлены по типу заданий из ОГЭ. Задания на слайде № 1 | Отмечают в кластере сходства и различие координат вектора и координат точки. Высказывают предположения, отмечают в системе координат, записывают определение в кластер Да По теореме о разложении векторов по двум неколлинеарным векторам Единственным образом. Комментируют, записывают Рассуждают. Делают вывод . Формулируют, записывают в кластер. Решают у доски. Рассуждают. Выявляют закономерность. Ребята смотрят на слайд и выполняют движения. Объединяются в группы (учитель заранее обговаривает с ребятами состав групп), работают. Защищают своё правило. Остальные кратко фиксируют его в кластер Работают в тетрадях Выполняют задания |