Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по дисциплине «математика» раздел «координаты и векторы»»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«АНАПСКИЙ КОЛЛЕДЖ СФЕРЫ УСЛУГ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
по дисциплине «Математика»
раздел «Координаты и векторы»
Преподавателя Паламарчук Аллы Викторовны
для обучающихся 1 курса
Дата проведения урока: 15.03.2018г.
Место проведения: 12Б
Цели урока:
А. Учебные цели (для обучающихся):
1) формировать у обучающихся общие компетенции: ОК-1-7;
2) на основе понятия вектора в курсе планиметрии изучить векторы в пространстве, определить основные понятия для векторов: направление вектора, абсолютная величина, равенство векторов, нулевой вектор; закрепить новые понятия на практических задачах;
2) развивать самостоятельность мышления, ответственность за выполненную работу;
3) воспитывать умение работать в команде, чувство ответственности за работу членов команды, за результат деятельности.
Б. Методические задачи (для преподавателя):
1) применить активные и интерактивные формы и методы обучения студентов для достижения образовательных результатов;
2) развивать умения обучающихся четко, кратко излагать свои мысли, делать выводы и обобщения, анализировать;
3) способствовать активному усвоению нового учебного материала студентами;
4) воспитывать интерес к учебной дисциплине «математика»,
5) формировать умение объективно оценивать свои знания (чужой ответ) и умение работать в группе;
5) формировать коммуникативную культуру, самостоятельность, способность войти в группу (коллектив) и внести свой вклад.
Тип урока: урок закрепления пройденного материала.
Форма проведения урока: БИТ – беседа, игра и творчество.
Образовательные результаты урока, заявленные во ФГОС СПО:
Знания:
1) представление о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
2) представление о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления;
3) методы доказательств и алгоритмов решения.
Умения:
применять методы доказательств и алгоритмов решения, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Принадлежности, применяемые на уроке
1) доска для написания мелом – 1 шт.;
2) персональный компьютер – 1 шт.;
3) музыкальное сопровождение;
4) карта Анапы на листе А4 – 1 шт.;
5) Интернет ресурсы;
6) УМК – по количеству студентов;
7) кроссворд – 6 шт.;
8) карточки – задания – 3шт.;
9) пишущие и чертежные принадлежности – по количеству студентов;
Педагогические технологии, используемые на уроке:
- проблемного обучения;
- алгоритмизированного обучения;
- дифференцированного обучения;
- развивающего обучения;
- проектного обучения;
- модульного обучения;
Методы обучения, реализуемые на уроке:
- проблемная лекция;
- метод иллюстрации;
- работа с УМК;
- метод микро-упражнений;
- метод ролевой игры;
- метод учебно-творческого самовыражения;
- метод сравнения;
- самоконтроль;
- метод анализа конкретных ситуаций;
- метод действия по алгоритму;
- метод игровых ситуаций;
- эвристическая беседа;
- метод проектов.
Дидактические принципы, реализуемые на уроке:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип доступности и посильности в обучении;
- принцип сознательности и активности в обучении;
- принцип прочности усвоения знаний, умений;
- принцип наглядности;
- принцип воспитания;
- принцип индивидуальности;
-принцип творчества и успеха;
-принцип доверия и поддержки.
Приемы педагогической техники, используемые на уроке:
- работа с информацией;
- составление задания;
- использование системы наводящих вопросов в случаях неправильных ответов;
- групповое деление студентов;
- использование ассистентов;
- использование символов «внимание».
Подходы к обучению, реализуемые на уроке:
- компетентностный;
- психологический;
- рефлексивный;
- деятельностный;
- личностно-ориентированный;
- коммуникативный.
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Актуализация опорных знаний – 2 мин.
3. Закрепление изученного материала – 35 мин.
4. Итоги урока – 3 мин.
5. Домашнее задание – 2 мин.
ХОД УРОКА
Группа разделена на три подгруппы (туристические агентства). У каждой подгруппы имеется руководитель, методист, экскурсоводы, организаторы экскурсий. Турфирмы разрабатывают и оформляют и проводят туристические маршруты. У каждой фирмы есть своё название, девиз, логотип, рекламная продукция.
1. Организационный момент.
Преподаватель. Здравствуйте, уважаемые студенты!
Проверка посещаемости.
Преподаватель. Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы проведём урок – бит. БИТ – это беседа, игра и творчество.
На уроке присутствуют гости: преподаватели колледжа, члены администрации.
В основном на уроке будет групповая работа. Не забывайте, что групповая работа – сотрудничество, необходимо уметь слушать и слышать товарища. В конце занятия будут подведены итоги вашей совместной работы.
2. Актуализация опорных знаний.
Преподаватель. Итак, тема сегодняшнего урока «Векторы в пространстве». Сейчас мы с вами вспомним определения, понятия, формулы, правила и ответим на следующие вопросы
Что такое- Координата точки и как её найти?
Что такое - Вектор?
Как найти - Координаты вектора?
Что такое - Абсолютная величина вектора и как её найти?
Какие векторы являются -Равными ?
Какой вектор называется - Нулевой вектор?
3. Закрепление изученного материала.
Беседа 1.
Преподаватель.
С понятиями "координата" и «вектор» вам приходится встречаться очень часто. Где?
Вам предлагается обсудить в группах и предоставить как можно больше фактов.
Мнения обучающихся.
Затем сценка из басни «Лебедь, рак и щука».
Когда в друзьях согласья нет, на лад их дело не пойдёт. И выйдет из него не дело, только мука. Однажды лебедь, рак и щука везти с поклажей воз взялись и трое все в него впряглись.
Их ноша бы казалась и легка, но лебедь рвётся в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав? Судить не нам, да только воз и ныне там.
Мнения обучающихся.
Беседа 2.
Преподаватель.
1. Каким образом изображается вектор на рисунке? (Стрелкой)
2. Как обозначается? (Либо двумя большими, либо одной прописной латинскими буквами).
3. Как называются ненулевые векторы, которые лежат на одной прямой или на параллельных прямых? (Коллинеарные)
4. Как называются векторы по направлению движения? (Сонаправленными, противоположно-направленными).
5. Правила сложения векторов: (правило треугольника, правило параллелепипеда, правила многоугольника)
6. Многие физические величины связаны с вектором. Приведите примеры. (Скорость, ускорение, сила тяжести, сила трения и т.д.)
Сценка.
Декартова система координат (ось Х, ось У, ось Z). Появляется точка.
1-Ой, может они мне помогут?
2-Ты кто?
1-Точка, прямой и отрезка я дочка.
2-Чем ты обеспокоена?
1-Не послушала я родителей, пошла гулять и...
2-И?....
1-(песня) И в осеннем лесу заблудилася я,
Как найти мне дорогу домой я не знаю
2-Мы поможем тебе, дорогое дитя,
Слушай наши советы и всё выполняй.
2-А найти дорогу тебе поможет наш лучший проводник - ВЕКТОР.
Дружище, вектор, помоги нашей гостье найти дорогу к дому.
X-Ты прямо пойдёшь для начала, дойдёшь до колодца, увидишь его.
Y- Затем повёрнёшь ты направо, дойдёшь до широкой реки,
Z- Поднимешься вверх до истока, и будет твой дом недалёко.
1-Спасибо, родные
2-Счастливой дороги.
ВЕКТОР: Ну вот, хорошее дело помочь тому, кто блуждает в трёх соснах, могу я теперь отдохнуть до вновь заблудившейся точки.
Творчество:
Выходят руководители трёх туристических фирм ( АБСЦИССА, ОРДИНАТА, АППЛИКАТА), произносят свой девиз и показывают логотип. Даётся задание: из ключевых (латинских) букв, составляющих слово АНАПА (a, n, p) составить туристические маршруты по достопримечательностям и интересным местам Анапы, максимально приблизив маршрут к направлениям векторов на буквах.
Руководители вместе с методистом фирмы и ведущим экскурсоводом приступают к разработке маршрута.
Преподаватель:
А пока идёт разработка маршрута, туристические агенты фирм примут участие в разгадывании кроссворда. При правильном расположении ответов ( номера вопросов и ответов не совпадают) в вертикальных столбцах, по горизонтали получится ключевое слово нашего итогового занятия. И чтобы уважаемые гости не скучали, мы предложим им поучаствовать в задании.
1. Направленный отрезок?
2. Изображение вектора на рисунках?
3.Правило сложение векторов?
4. «Размеры» точки?
5.Абсолютная величина вектора?
6. Физическая векторная величина?
6К
О
4С
О
Т
Р
Р
Д
Е
5С
И
1М
2Т
3В
Л
К
Н
О
Р
Е
К
О
А
Д
Е
К
А
Р
Т
У
У
Т
О
А
Л
Г
О
С
Ь
О
Р
Т
Л
Ь
Ь
Н
И
К
4.Итоги урока.
1.Оценка деятельности обучающихся.
Преподаватель. Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Предлагаю подумать минуту и оценить своих сверстников.
По желанию обучающиеся комментируют оценки за урок.
2. Продолжите предложения:
1. Сегодня на уроке мне понравилось …
2. Сегодня на уроке я узнал …
3. Сегодня на уроке вызвало затруднение …
4. Если бы я был преподавателем, то бы я сделал …
5. Домашнее задание. Подготовиться к итоговой контрольной работе по теме " Координаты и векторы"
Преподаватель. В заключение нашего занятия я хочу рассказать притчу: «Однажды молодой человек пришел к мудрецу. «Каждый день по пять раз я произношу фразу: «Я принимаю радость в мою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил «Назови, что ты выбираешь из этих предметов». «Ложку», - ответил юноша. Мудрец сказал: «Произнеси это 5 раз». «Я выбираю ложку», послушно произнес юноша 5 раз. «Вот видишь, - сказал мудрец, повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо… Надо просто протянуть руку и взять ложку».
Вывод: если хочешь понять - поймёшь, если хочешь сделать - сделаешь, только для этого нужно большое желание и небольшое усилие.