kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока и презентация по теме "Окружность и круг" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью  урока  по теме   «Окружность и круг» является  введение  понятия окружности, круга и их элементов; изучение  формулы длины окружности, применение  ее при решении задач, получение  значения  числа  "пи" в ходе выполнения практической работы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«окружность и круг»

МБОУ СОШ с.Русская Халань Чернянского района Белгородской области»

Доманова Галина Валентиновна

Урок математики в 6 классе.

Тема: Окружность, круг.

Цели урока:

  • Ввести понятия окружности, круга и их элементов, изучить формулу длины окружности, применять ее при решении задач, получать значение числа в ходе выполнения практической работы;

  • развивать познавательный интерес учащихся, познакомить их с историческим материалом;

  • прививать учащимся навык самостоятельности в работе, учить трудолюбию, аккуратности.


Оборудование: циркуль, карандаши, таблицы, индикаторы настроения, картинки, картонные кружки разных размеров, нитка.


Ход урока.

1.Организационный момент.


Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.


2. Мотивация урока.


Ребята, какие геометрические фигуры мы изучили? (Прямоугольник, треугольник, квадрат...)

В канун нового года принято украшать елку и мы с вами будем этим сегодня заниматься. Но елка наша будет непростая, а математическая.


Какие фигуры мы с вами не изучали еще? Попробуйте отгадать загадку.


Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (Круг)


У круга есть одна подруга,

Знакома всем ее наружность!

Она идет по краю круга

И называется -…(окружность)

Да, именно эти фигуры нам понадобятся сегодня для нашей математической елки.

Итак, тема нашего урока: «Окружность и круг».


3. Изучение нового материала.


Выходит девочка с моделью окружности (с ней в паре работает мальчик, который с места задает вопросы):

- А я – окружность. Внутри меня есть точка непростая.

Зовется центром, от точек всех моих он равноудален.

- В каких же отношеньях ты с прямой? - Смотря с какой.

Внутри меня, ее отрезок хордою зовут.

Чем ближе к центру, тем она длинней.

- Что будет, если хорда через центр пройдет?

- О!!! Ее диаметром геометр назовет.

- А сколько у тебя диаметров? - Ох, много…

Их бесконечность, выражаясь строго.

При том, заметьте, что из них любой

Всегда есть радиус двойной. - А радиус?

- То всякая прямая, что к центру тянется, его соединяя

С любой из точек, мне принадлежащих,

Точнее, на окружности лежащих.


Из истории.

Недаром древние греки считали окружность совершеннейшей и «самой круглой» фигурой. И в наши дни в некоторых ситуациях, когда хотят дать особую оценку, используют слово «круглый», которое считается синонимом слова «полнейший»: круглый отличник, круглый сирота и т.п.

Также считают и колесо – одно из самых замечательных изобретений человека.

Наверное, весь секрет кроется в свойствах удивительной линии – окружности.



Давайте сделаем вывод и «соберем» разбежавшиеся правила.


Начало:

Окружность – замкнутая линия без самопересечений…

Круг – это часть плоскости,…

Радиус – это отрезок, соединяющий…

Диаметр – это отрезок, соединяющий…

Хорда - это отрезок, соединяющий…

Диаметр – это хорда,…


Конец:

…все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от центра.

…ограниченная окружностью.

…две точки окружности.

…проходящая через центр.

…соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности.

…две точки окружности и проходящий через центр.


Назвать радиус, центр, диаметр, хорду окружности, изображенные на рисунке.


- Что изображено красным цветом? (Окружность)

- Что можно вырезать из бумаги? (Круг)

- А какая связь между ними?



Историческая справка.


Окружность – самая простая кривая линия. Радиус – происходит от латинского слова «радиус» - «спица колеса». Хорда – греческое слово и переводится – «струна». Диаметр – «диаметрос» - тоже греческое слово, переводится – «поперечник».


Скажите, а с помощью какого инструмента мы можем построить окружность?


Загадка


Танцевальное движенье

Совершеннейшей ноги

И круги, круги, круги

Вызывают восхищенье.

Балерина создавала

Точный круг в один момент,

Подивился ей немало

Достославный геометр.

О прекрасной балерине

Вспоминал частенько он

Не по этой ли причине

... был изобретён.


(Циркуль)


Из истории возникновения циркуля.


Циркуль от латинского слова “circulus” - круг, окружность (“circa” - вокруг, кругом, то есть цирк – это круг)

Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент - история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику знаменитого Дедала, первого «воздухоплавателя» древности. История циркуля насчитывает уже несколько тысяч лет - судя по сохранившимся начерченным кругам, инструмент был знаком еще вавилонянам и ассирийцам (II - I века до нашей эры). На территории Франции, в галльском кургане был найден железный циркуль (I век нашей эры), во время раскопок в Помпеях было найдено много древнеримских бронзовых циркулей.


Давайте вместе построим несколько шариков для нашей математической елочки, радиусы которых равны 2см, 4см и 5см 5мм. Разукрасьте их.


Постройте на каждом из них радиус и диаметр. Измерьте, чему равен диаметр каждого шарика. Какой можно сделать вывод?

правильно, длина диаметра в 2 раза больше радиуса. Если обозначить r – радиус, а d – диаметр, тогда: d=2 r.


Я тоже для вас приготовила елочные шарики (картонные кружочки разных радиусов разных цветов, по 3 на одну парту).

Давайте измерим длину каждой окружности. В чем трудность? Да, к сожалению, специального прибора для измерения длины окружности нет. Но и это не останавливало человека. Предложите свой способ измерения длины окружности (обсуждение в группах).

Еще древние греки умели находить длину окружности по формуле

С = π d или С = 2πr , где d - диаметр окружности, а - радиус окружности.

А что это за число π?


4. Первичное закрепление нового материала.

Рассмотрим на практической работе один из способов нахождения числа .

Если «опоясать» окружность ниткой, а затем ее «распрямить», то длина нитки будет приблизительно равна длине окружности. У вас имеются 3 круга различных диаметров. Измерьте длину окружности и диаметр каждого и найдите отношение длины к диаметру окружности. Результаты измерений заносятся в таблицу:


№ опыта

Длина окружности (С)

Диаметр (d)

Значение π =С: d

1




2




3





Если измерения выполнены достаточно точно, то у всех должно получиться значение π приблизительно равное 3,1-3,2.

Из истории.

Еще в древности людям были известны многие геомет­рические фигуры, в том числе окружность и круг. Об этом свидетельствуют археологические раскопки. Еще тогда приходилось решать задачи на вычисление длины окруж­ности. Сейчас известно, что значением числа π в разные времена считали различные числа. Так, в Древнем Егип­те (ок. 3500 лет назад) считали π = 3,16; древние римляне полагали, что π= 3,12. Все эти значения были определе­ны опытным путем. Великий ученый Древней Греции Архимед определил, что значение π находится в следующих пределах 3. Легенда гласит, что когда древнегреческий город Сиракузы, где жил в своё время Архимед, захватили римляне, учёный, занимаясь научными исследованиями, чертил окружности на песке. Солдату, который пришёл убить его, он воскликнул: “Убей меня, но не тронь моих кругов”.

С помощью современных электронно – вычислительных машин число «пи» было вычислено точностью до миллиона знаков после запятой. Для обозначения частного от деления длины окружности на диаметр впервые букву π использовал английский мате­матик Джонс в 1706 г., но общепринятым это обозначе­ние стало благодаря работам великого математика Эйле­ра. Он вычислил для числа я 153 десятичных знака.


Для закрепления в памяти рационального выражения π – числа Архимеда (π =22/7) - может оказаться полезной шутка из учебника Магницкого:

Двадцать две совы скучали

На больших сухих суках.

Двадцать две совы мечтали

О семи больших мышах,

О мышах довольно юрких

В аккуратных серых шкурках.

Слюнки капали с усов

У огромных серых сов.


Его значение 3, 14159265358…


Желающим запомнить поможет мнемоника - придумывание стихотворных, легко запоминающихся фраз, число букв, в каждом слове которых указывает соответствующую цифру.


Мнемонические правила


Чтобы нам не ошибаться,

Надо правильно прочесть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть.


Надо только постараться

И запомнить всё как есть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть.


Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девять, два, шесть, пять, три, пять.

Чтоб наукой заниматься,

Это каждый должен знать.


Можно просто постараться

И почаще повторять:

«Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девять, двадцать шесть и пять».


5.Самостоятельная работа.

К нам на нашу математическую елочку пришли Колобок, Снеговик. Давайте их нарисуем и вычислим с помощью формулы С = 2πr длину окружности.


1) Рисуем колобка, окружность радиусом 4 см и разукрашиваем цветными карандашами.



2)Рисуем снеговика, радиусы окружностей которого 3 см, 4,5 см и 6 см. Затем разукрашиваем.




Из истории.

Неофициальный праздник «День числа Пи» отмечается 14 марта, которое в американском формате дат (месяц/день) записывается как 3.14, что соответствует приближённому значению числа π.

Ещё одной датой, связанной с числом π, является 22 июля, которое называется «Днём приближённого числа Пи» (англ. Pi Approximation Day), так как в европейском формате дат этот день записывается как 22/7, а значение этой дроби является приближённым значением числа π.



Памятник числу «пи» на ступенях перед зданием Музея искусств в Сиэтле.

6. Итоги урока.

Д/з.

1. Вычислите длину окружности, если r =5см.

2. Вычислите длину окружности, если d = 100 м.

3. Ученики организовали соревнования по фигурному катанию на велосипедах. В этих соревнованиях нужно было проехать четыре круга по окружности радиусом 3 м. Какое расстояние проехали велосипедисты в этом виде фигурного катания?

Творческое задание: по возможности придумать стихотворную фразу для запоминания числа π.

Рефлексия.

1. С какой геометрической фигурой мы познакомились?

2. Что надо знать, чтобы построить окружность?

3. С помощью какого инструмента мы ее строим?

4. Чему равно число π?

5. Что нового, интересного узнали?

6. Что понравилось?

Наша математическая елка украшена, гости в сборе. Осталось только поздравить вас с наступающим Новым Годом.

Пусть Новый год вам принесет

Со снегом - смех,

С морозом - бодрость,

В делах успех,

А в духе - твердость.

Пусть все заветное свершится

И, пересилив даль дорог,

Надежда в дверь к вам постучится

И тихо ступит на порог.


Удачи вам!

Спасибо за урок!


Просмотр содержимого презентации
«окружность и круг»

6 класс Составила: учитель математики МБОУ «СОШ с.Русская Халань Чернянского района Белгородской области» Доманова Галина Валентиновна Вторая квалификационная категория

6 класс

Составила: учитель математики МБОУ «СОШ с.Русская Халань

Чернянского района Белгородской области»

Доманова Галина Валентиновна

Вторая квалификационная категория

О

О

КРУГ ОКРУЖНОСТЬ

КРУГ

ОКРУЖНОСТЬ

хорда т. О – центр окружности О R - радиус А R - диаметр радиус О R А диаметр

хорда

т. О – центр окружности

О R - радиус

А R - диаметр

радиус

О

R

А

диаметр

r - радиус d – диаметр  d=2*r  R=d:2 С В D O А E L F Перечислите все радиусы и диаметры K

r - радиус

d – диаметр

d=2*r

R=d:2

С

В

D

O

А

E

L

F

Перечислите все радиусы и диаметры

K

АВ - дуга ВА - дуга А О В

АВ - дуга

ВА - дуга

А

О

В

Назвать получившиеся дуги С O А E F K

Назвать получившиеся дуги

С

O

А

E

F

K

С L K В D X T О А E Z Y P N F S M

С

L

K

В

D

X

T

О

А

E

Z

Y

P

N

F

S

M

Математика 6 класс, Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С.,  С.И. Шварцбурд, из-во Мнемозина.
  • Математика 6 класс, Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., С.И. Шварцбурд, из-во Мнемозина.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока и презентация по теме "Окружность и круг" 6 класс

Автор: Доманова Галина Валентиновна

Дата: 03.07.2014

Номер свидетельства: 109343

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Разработка урока математики « Окружность и круг» 5 класс (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(60) "razrabotka-uroka-matiematiki-okruzhnost-i-krugh-5-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "221019"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434994813"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Разработка урока по теме: "Цилиндр, его определение, элементы и их свойства" "
    ["seo_title"] => string(83) "razrabotka-uroka-po-tiemie-tsilindr-iegho-opriedielieniie-eliemienty-i-ikh-svoistva"
    ["file_id"] => string(6) "137825"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417438466"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Разработка урока по математике в 6 классе по теме:   «Длина окружности и площадь круга» "
    ["seo_title"] => string(91) "razrabotka-uroka-po-matiematikie-v-6-klassie-po-tiemie-dlina-okruzhnosti-i-ploshchad-krugha"
    ["file_id"] => string(6) "135476"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416927465"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Разработка мероприятия на тему: Математический КВН"
    ["seo_title"] => string(56) "razrabotka_mieropriiatiia_na_tiemu_matiematichieskii_kvn"
    ["file_id"] => string(6) "417839"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1495511016"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Разработка урока математики на тему "Объём шара" "
    ["seo_title"] => string(49) "razrabotka-uroka-matiematiki-na-tiemu-obiom-shara"
    ["file_id"] => string(6) "106570"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403032209"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства