Разработка урока геометрии в 8-м классе "Теорема Пифагора"
Разработка урока геометрии в 8-м классе "Теорема Пифагора"
Урок геометрии в 8 классе по теме «Теорема Пифагора»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока
Образовательные:
сформировать знание теоремы Пифагора;
формировать умение применять теорему Пифагора при решении задач;
расширить познания учащихся о жизни великого математика.
Развивающие:
развивать у обучающихся логическое мышление при решении геометрических задач, интерес к предмету, познавательную и творческую активность, математическую речь, память, внимание;
учить самостоятельно добывать знания.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волю;
формировать эмоциональную культуру и культуру общения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока геометрии в 8-м классе "Теорема Пифагора" »
Урок геометрии в 8 классе по теме «Теорема Пифагора»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
Образовательные:
сформировать знание теоремы Пифагора;
формировать умение применять теорему Пифагора при решении задач;
расширить познания учащихся о жизни великого математика.
Развивающие:
развивать у обучающихся логическое мышление при решении геометрических задач, интерес к предмету, познавательную и творческую активность, математическую речь, память, внимание;
учить самостоятельно добывать знания.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волю;
формировать эмоциональную культуру и культуру общения.
Методы обучения: словесный, наглядный, деятельностный.
Формы обучения: коллективная, индивидуальная, парная.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, шаблоны треугольников, тексты самостоятельной работы в двух вариантах, плакаты с чертежами, у каждого ученика набор разноцветных треугольников .
Структура урока:
I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
II. Актуализация и пробное учебное действие
III. Выявление места и причины затруднения
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
V. «Открытие» детьми нового знания
VI. Первичное закрепление новых знаний
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой
VIII. Включение в систему знаний и повторение
IX.Рефлексия
Ход урока
I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Наш урок я хочу начать с цитаты Пифагора: «Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями ». Как вы понимаете эти слова? (заслушать ответы детей)
- Вам знакомо имя автора этих слов? (Да)
- Чем знаменит Пифагор? Что вы о нем знаете?
(Существует теорема Пифагора)
- А вы знакомы с этой теоремой? Знаете, о чем в ней говорится? (Нет)
- Хотите узнать? (Конечно, да)
- Думаю, вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
Итак, какова тема нашего урока?
(Теорема Пифагора)
- Откройте тетради, запишите число и тему урока. (Слайд)
II. Актуализация и пробное учебное действие
- Для начала давайте с вами ответим на некоторые вопросы, которые пригодятся нам для дальнейшей работы. (Слайд)
Какую геометрическую фигуру вы видите?
Как называют стороны прямоугольного треугольника?
Какие свойства прямоугольного треугольника вы знаете?
Чему равна площадь прямоугольного треугольника? (Слайд)
Найдите площадь данного треугольника по двум катетам. (Слайд)
А можем мы найти периметр этого треугольника?
III. Выявление места и причины затруднения
Ответы детей: мы не можем найти периметр треугольника, т.к. нам известны только две стороны.
- Что нам необходимо найти? (Гипотенузу)
- Можно ли найти гипотенузу прямоугольного треугольника, если известны его катеты?
- Можно ли найти катет, если известны гипотенуза и второй катет?
- Ответов на эти вопросы мы пока не знаем, мы столкнулись с затруднением, возникла проблема, которую нам необходимо решить.
IV.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
- Какова же будет цель нашей дальнейшей работы на уроке?
( Попытаться научиться находить сторону прямоугольного треугольника, если известны две другие стороны)
- Каким образом это можно сделать?
(Найти ответ на интересующий вопрос в различных источниках информации или попытаться это сделать самостоятельно)
V. «Открытие» детьми нового знания
- Давайте проведем эксперимент. Работать будем в парах.
-У вас на столах лежат конверты, возьмите конверт№1 и достаньте из него шаблон треугольника и таблицу. Измерьте катеты и гипотенузу треугольника, запишите полученные данные в таблицу. (На каждом ряду – свой шаблон).
№
a
b
c
a2
b2
c2
1
6
8
10
36
64
100
2
5
12
13
25
144
169
3
8
15
17
64
225
289
Теперь внесем полученные данные каждого ряда в общую таблицу. (слайд)
Внимательно рассмотрите полученные значения в последних трех столбцах таблицы. Какую закономерность вы наблюдаете?
(Сумма значений в первых двух столбцах равна значению в третьем).
- Правильно! c2= a2+ b2
Эту закономерность заметил и Пифагор и доказал одну из самых важных теорем геометрии.
- Попробуйте сформулировать эту теорему. (Заслушать ответы детей)
- Откройте учебник на странице 130, прочтите формулировку теоремы Пифагора и сравните со своей версией.
- А теперь давайте докажем эту теорему.
- Доказать теорему Пифагора нам поможет решение следующих
задач. (Слайд )
Задача 1. Найдите угол β
Задача 2.
Докажите, что четырёхугольник КМNP – квадрат
Доказательство теоремы проводит учитель
По аналогии с доказательствами теорем о площадях фигур достроим прямоугольный треугольник до квадрата (на экране треугольник достраивается до квадрата, появляются этапы доказательства теоремы).
- площадь квадрата
- теорема доказана.
Историческая справка
VI. Первичное закрепление новых знаний
- А теперь вернемся к нашей задаче и найдем неизвестную гипотенузу. (Слайд )
Оформление решения задачи на доске и в тетрадях
с2 = а2 + b2
AB2 = BC2 + AC2
AB2 =32 + 42 = 9+16=25
AB = √25=5 Ответ: 5
- Решение задачи на нахождение катета (по готовому чертежу)
- Молодцы, с задачами вы справились.
Физкультминутка
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой
- А теперь выполним самостоятельную работу по вариантам.
Это задачи, аналогичные тем, что мы решали. Запишите кратко необходимые вычисления и ответ.
Самопроверка (ответы выведены на экран) (cлайд)
- Поднимите руку те, у кого все решено правильно.
- Кто допустил одну ошибку?
- Поставьте себе оценки
VIII. Включение в систему знаний и повторение
Решить задачу №486
IX.Постановка домашнего задания (cлайд)
п.54, № 383( а,б), № 384(а,б )
Творческое задание: найти различные формулировки Т.Пифагора
X.Рефлексия
- А теперь давайте подведем итог урока.
- С какой теоремой вы сегодня познакомились?
- В чём заключается теорема Пифагора?
- Что нового вы узнали о Пифагоре?
- Достигли мы целей, поставленных в начале урока?
- А сейчас давайте оценим свою работу на уроке.
- Возьмите конверт №3, достаньте треугольники.
- Кому сегодня на уроке все было понятно, кто полностью справился со всеми заданиями, поднимите зеленый треугольник.
- Те, кто понял тему, но в решении задач допустил 1-2 ошибки, поднимите желтый треугольник.
- Кто не до конца понял тему и были ошибки в задачах, поднимите красный треугольник .
(Слайд) (На экране – высказывание Д. Пойя ).
- Я хотела бы завершить наш урок словами знаменитого математика Джорджа Пойя «Где есть желание, найдется путь». Благодаря вашему стремлению к новым знаниям, мы смогли сегодня проделать тот же путь, который прошел много веков назад великий древнегреческий математик Пифагор.
Пребудет вечной истина, как скоро
Ее познает слабый человек!
И ныне теорема Пифагора
Верна, как и в его далекий век.
(А.Шамиссо)
Историческая справка
Ученик 1:Пифагор родился около 570 г. до н.э. на греческом острове Самос, расположенном в Эгейском море.
Отцом Пифагора был Мнесарх, резчик по драгоценным камням. Имя же матери Пифагора неизвестно. По многим античным свидетельствам, родившийся мальчик был сказочно красив, а вскоре проявил и свои незаурядные способности. Отец мечтал, что сын будет продолжать его дело — ремесло золотых дел мастера. Жизнь рассудила иначе. Будущий великий математик и философ уже в детстве обнаружил большие способности к наукам.
Пифагор–это не имя, а прозвище, данное ему за то, что он высказывал истину постоянно (“Пифагор” значит “убеждающий речью”.)
В результате первой же прочитанной лекции Пифагор приобрёл 2000 учеников, которые образовали огромную школу и создали государство, названное “Великая Греция”.
Так Пифагор организовал свой пифагорейский орден и школу философов и математиков. Пифагор и его ученики были трудолюбивы и аскетичны. Вот их заповеди:
делать то, что впоследствии не огорчит тебя и не принудит раскаиваться;
не делай никогда того, чего не знаешь, но научись всему, что следует знать;
не пренебрегай здоровьем своего тела;
приучайся жить просто и без роскоши.
Ученик 2: В пифагорейской школе много внимания уделялось музыке, живописи, физическому развитию, здоровью. Известно, что Пифагор четыре раза был Олимпийским чемпионом. Этого крепкого юношу с упрямой шеей и коротким носом, настоящего драчуна судьи одной из первых в истории Олимпиады не хотели допускать к соревнованиям по кулачному бою, укоряя его маленьким ростом. Он пробился и победил всех противников. Пифагорейцами было сделано много открытий. Одно из самых важных – это известная теорема Пифагора. Долгое время считалось, что до Пифагора эта теорема не была известна и поэтому она получила такое название. Однако в настоящее время установлено, что эта важнейшая теорема встречается в вавилонских текстах, написанных за 1200 лет до Пифагора. Заслуга Пифагора заключается в том, что он впервые доказал её. В настоящее время известно около 200 доказательств теоремы Пифагора.