Конспект урока геометрии для 8 класса "Теорема Пифагора"
Конспект урока геометрии для 8 класса "Теорема Пифагора"
Это разработка открытого урока с использованием метода проектов. Целью данного урока является: закрепить знания по теории теоремы Пифагора, совершенствовать навыки решение задач на использование теоремы Пифагора и теоремы, обратной теореме Пифагора, с использованием старинных единиц измерения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока геометрии для 8 класса "Теорема Пифагора"»
Класс: 8 (общеобразовательный)
Тема: Теорема Пифагора
Цель урока: закрепить знания по теории теоремы Пифагора, совершенствовать навыки решения задач на применение теоремы Пифагора и теоремы, обратной теореме Пифагора, с использованием старинных единиц измерения;
Способствовать развитию логического мышления, математической речи; умений в применении знаний в конкретной и проблемной ситуации;
воспитывать трудолюбие, культуру общения, навыки самостоятельной работы, интерес к геометрии через содержание учебного материала.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока
Оргмомент. Здравствуйте ребята, садитесь. Откройте дневники, запишите домашнее задание, оно будет аналогичным тому, чем мы займемся сегодня на уроке. А мы сегодня продолжаем изучать теорему Пифагора. Как вы думаете чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Возможные ответы учащихся: прослушаем новое доказательство теоремы, будем применять теорему при решении задач.
А также познакомимся с другими единицами измерения длин. На парте у вас лежат оценочные листы, в них вы будете себя оценивать в течении урока. Вам нужно выбрать ответственного за это. Приступим …
Проверка домашнего задания. Домашнее задание у вас было различное. Вы дома много работали с разными источниками информации и подготовили выступления. Итак слово первой группе:
Биография Пифагора и о применении теоремы Пифагора в жизни;
(Презентация)
Выступает вторая группа:
Найти другое доказательство теоремы Пифагора;
Теорема Пифагора гласит "в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов". На сегодняшний день в мире известно около 150 способов доказательства этого утверждения. Я докажу теорему способом, предложенным в учебнике геометрии Атанасяна.
Доказательство: Для доказательства нужно вспомнить формулы, по которым мы находим площадь квадрата и прямоугольника
Достроим АВС до квадрата, тогда площадь его равна (a+b)2= 4Sтр+Sчет
С другой стороны площадь этого квадрата представляет собой сумму площадей 4 равных треугольников и четырехугольника.
Четырехугольник АВМК – ромб, точнее квадрат, потому что …
т.к. r АВС - прямоугольный.
, следовательно,
Если у ромба есть угол 90°, то такой ромб является квадратом: АВМК -квадрат.
Sб.кв.=(a+b)2=a2+2ab+b2
Sб.кв.=4Sr +SABKM= 4Y l/2Y aY b +c2 =2ab+c2.
Имеем: a2+2ab+b2=2ab+c2, т.е. a2+b2=c2
Теорема доказана.
Прослушали новое доказательство теоремы Пифагора, которая читается как? (Кто-то из группы повторяет теорему). Предоставим слово третьей группе
Другая формулировка Теоремы Пифагора;
Теорема Пифагора известна очень давно и раньше она читалась так: «квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника равновелик сумме квадратов, построенных на катетах этого треугольника»
Раньше составляли много дружеских шаржей, связанных с теоремой Пифагора, вот некоторые из них…
Четвертая группа покажет нам решение задач, с которыми мы можем встретится в жизни.
Решение задач
1)Высота дерева 8м, котёнок сидит в 6м от дерева. Как далеко от котёнка воробей, сидящий на вершине дерева?
2)Длина удолчки 5м, а длинна лески до поплавка 3м. На каком расстоянии от рыбака находится поплавок?
Очень хорошо, прослушали все выступления и давайте ещ раз прослушаем теорему Пифагора: (ученик читает стих)
Если дан нам треугольник
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим.
И таким простым путем
К результату мы придем.
Решение задач.
Сейчас мы отправимся в путешествие по Древнему миру, каждая группа была отправлена заранее в разные страны, а именно в Россию, Китай, Индию. Каждая группа подготовила задание с чертежом.
1 группа.
Индийская задача. В древней Индии был обычай предлагать задачи в стихах. Я предлагаю вам решить одну из таких задач.
Над озером тихим
С полфута размером
Высился лотоса цвет.
Он рос одиноко,
И ветер порывом
Отнёс его в сторону. Нет
Боле цветка над водой.
Нашёл же рыбак его
Ранней весною
В двух футах от места, где рос.
Итак, предложу я вопрос:
"Как озера вода здесь глубока?"
Решение: Выполним чертёж к задаче и обозначим глубину озера АС =Х, тогда
AD = AB = Х + 0,5 .
Из треугольника ACB по теореме Пифагора имеем AB2 - AC2 = BC2,
(Х + 0,5 )2 - Х2 = 22,
Х2 + Х + 0,25 - Х2 = 4, Х = 3,75.
Таким образом, глубина озера составляет 3,75 фута.(Какова глубина в современных единицах длины (1 фут приближенно равен 0,3 м) ?
3, 75 * 0,3 = 1,125 (м)
Ответ: 3,75 фута или 1, 125 м.
Что применяли при решении задачи, вы обратили внимание насколько древняя теорема Пифагора?
2 группа.
Китайская задача.
Задача о бамбуке из древнекитайского трактата "Гоу-гу"
Имеется бамбук высотой в 1 чжан. Вершину его согнули так, что она касается земли на расстоянии 3 чи от корня (1 чжан = 10 чи). Какова высота бамбука после сгибания?
Решение: 1) Выполним чертеж к задаче и обозначим высоту бамбука после сгибания ВС= х чи. Тогда ВD=АВ=10-х(чи).
Из треугольника АВС по теореме Пифагора имеем АВ2=АС2+ВС2
(10-х)2 =х2+32 ,
100-20х+ х2= х2 + 9,
-20х=9-100,
-20х=-91,
х=4,55
2) 10-4,55=5,45.
Таким образом, высота бамбука после сгибания равна 5,45 чи.
3 группа. Задача из первого учебника математики на Руси. Назывался этот учебник "Арифметика".
Случися некоему человеку к стене лествицу125 стоп прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И ведати хощет, колико стоп сея лествицы нижний конец от стены отстояти имать.
4 группа.
Задача арабского математика XI в.
На обоих берегах реки растет по пальме, одна против другой. Высота одной 30 локтей, другой - 20 локтей. Расстояние между их основаниями - 50 локтей. На верхушке каждой пальмы сидит птица. Внезапно обе птицы заметили рыбу, выплывшую к поверхности воды между пальмами. Они кинулись к ней разом и достигли ее одновременно. На каком расстоянии от основания более высокой пальмы появилась рыба?
Решение. Пусть АD=Х, тогда АЕ= 50-Х
Итак, в треугольнике АDВ: АВ2 =ВD2 +АD2 =302 +Х2=900+Х2;
Но АВ=АС, так как обе птицы пролетели эти расстояния за одинаковое время. Поэтому АВ2 =АС2 ,
900+Х2 =2900 - 100Х+Х2,
100Х=2000,
Х=20,
АD=20.
Значит, рыба была на расстоянии 20 локтей от большой пальмы.
Ответ: 20 локтей.
Молодцы ребята, справились с заданием. А теперь немного вспомним:
Устная работа.
Что вы знаете о прямоугольнике? (углы равны 90 градусов, диагонали равны)
Что вы знаете о катете, который лежит против угла 30 градусов (равен половине гипотенузы)
Что вы знаете о ромбе? (все стороны равны, диагонали ромба пересекаются под углом 90 градусов и точкой пересечения делятся пополам)
Самостоятельная работа. Сейчас вы выполните самостоятельную работу, в тетрадях. А ответы запишите на доске. Если все правильно выполнили, то получится слово десятина. Это мера площади.
6. Домашнее задание. Ребята из каждой группы записывали старинные единицы измерения в сантиметрах, дома вам нужно будет перевести. С 45 – 48, № 145, № 146
7. Итог урока. Молодцы ребята, сегодня все работали хорошо, но особо хотелось бы отметить… В завершении хотелось бы узнать что вы запомнили, чему вы научились и с чем вы познакомились на уроке. Запишите, и оставьте мне это в рюкзачке.
Причина популярности теоремы Пифагора триедина - это красота, простота и значимость.