Работа с классом. Вспомним, как мы до сих пор решали уравнения. Решить уравнения из Приложения 2 Разобрать примеры и обобщить какие правила и методы были применены. Решить уравнения: 1) 2x – 5 = 11 и 2) 7x + 6 = 62. Получим: 1) 2x = 16 и 2) 7x = 56, 1) x = 8 и 2) x = 8. Оба эти уравнения имеют один и тот же единственный корень. Озвучить определение: Два уравнения называются равносильными, если каждое из них имеет те же корни, что и другое. Значит, приведенные выше два уравнения являются равносильными. Наоборот, такие, например, уравнения: (x – 2)(x – 5) = 0 и x – 2 = 0, неравносильны, так как первое имеет корни 2 и 5, а второе только корень 2; значит, корни у них не одни и те же. Возьмем такие два уравнения: x + 2 = 2(x + 1) – x и 3x = 3(x – 1) + 3. Оба уравнения удовлетворяются любыми значениями x. Чтобы убедиться в этом, раскроем скобки в обоих уравнениях: x + 2 = 2x + 2 – x и 3x = 3x – 3 + 3, x + 2 = x+ 2 и 3x = 3x. В обеих частях каждого уравнения стоит одно и то же выражение, поэтому понятно, что при любых значениях x правые и левые части каждого из этих уравнений равны одному и тому же числу. Согласно нашему определению, эти уравнения тоже будут равносильными, так как все корни любого из них являются корнями другого. Если возьмем такие уравнения: x + 2 = x + 5 и 2x + 7 = 2x, то убедимся, что оба они не имеют корней. В самом деле, какие бы значения ни давали x, в первом уравнении всегда значение правой части будет на 3 больше значения левой, и, следовательно, ни при каком значении x мы не получим верного равенства. Точно так же при любых значениях x значение левой части второго уравнения будет всегда на 7 больше значения правой, и никогда они не смогут оказаться равными. Итак, оба эти уравнения не имеют ни одного корня. Уравнения, которые не имеют корней, также считаются равносильными. Покажем на примерах, что уравнения обладают следующими двумя важными свойствами: Свойство 1. Если к обеим частям уравнения прибавить одно и то ж число или один и тот же многочлен, содержащий неизвестное, то новое уравнение будет равносильно данному. Пример. Пусть дано уравнение: 6x + 7 = 31. 1) Решив его, найдем единственный корень: x = 4. 2) Прибавим к обеим частям уравнения одно и то же число 15: 6x + 22 = 46 Решив это уравнение, найдем, что и оно имеет единственный корень: x = 4. 3) Прибавив к обеим частям уравнения 6x + 7 = 31 а) –7; б) ; с) –4, получим уравнения: а) 6x + 7 -7 = 31 -7; ; б) ; в) . Решив их, опять получим для всех уравнений тот же единственный корень: x = 4. Свойство 2. Если обе части уравнения умножить на одно и то же не равное нулю число, то новое уравнение будет равносильно данному. Пример. Решить уравнение: Оно имеет единственный корень: x = 6. Умножим обе части его на 4: . Решив это уравнение, найдем, что и оно имеет единственный корень: x = 6. Значит, оба уравнения равносильны. Умножив обе части данного уравнения а) на –2; б) на 5; в) на , получим уравнения: а) ; б) ; в) . Решив их, найдем для каждого единственный корень: . Значит, все они равносильны данному уравнению. Пользуясь этими двумя свойствами, мы можем теперь все уравнения, которые решали раньше, решать, уже не ссылаясь на зависимость между данными и результатами арифметических действий. Решим, например, уравнение: (1) Прибавим к обеим частям уравнения по 7. На основании первого свойства полученное уравнение (2) равносильно данному. Умножим обе части этого уравнения на 8. На основании второго свойства полученное уравнение равносильно (2), а следовательно, и данному. Разделив обе части этого уравнения на 5 (или умножив на ), получим уравнение x = 32, равносильное данному. Например, уравнения x + 2 = 5 и x + 5 = 8 равносильны, так как каждое из них имеет единственный корень - число 3. Равносильны и уравнения x2 +1 = 0 и 2x2 + 5 = 0 - ни одно их них не имеет корней. Уравнения x - 5 = 1 и |x| = 36 неравносильны, так как первое имеет только один корень 6, тогда как второе имеет два корня: 6 и -6. При наличии компьютера, просмотреть презентацию для визуального закрепления материала. |