ОУД. 04 Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия
программ(ы) подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессиям (профессии)
2017г.
Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»
Программа учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» (далее — «Математика») является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее –ППКРС) по профессии (профессиям) среднего профессионального образования: 43.01.09 «Повар, кондитер» естественнонаучного профиля профессионального образования.
Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с техническим профилем профессионального образования.
Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования базовый.
Реализация содержания учебной дисциплины предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса «Математика» на ступени основного общего образования.
В то же время учебная дисциплина «Математика» для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными дисциплинами физикой, информатикой и профессиональными дисциплинами электротехникой, технической механикой, экономикой.
Изучение учебной дисциплины «Математика» завершается промежуточной аттестацией в форме экзамена в рамках освоения ППКРС на базе основного общего образования.
- самостоятельная работа обучающегося __-__ часов.
Профильное изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Математика» осуществляется частичным перераспределением учебных часов и отбором дидактических единиц в зависимости от важности тем по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер».
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. | Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности | 2 |
Раздел 1. Развитие понятия о числе | 10 | |
Тема 1.1. Действия над приближёнными значениями чисел | Содержание учебного материала | 5 | 1 |
1. | Повторение базисного профессионально-значимого курса математики основной школы. | 1 |
2. | Рациональные числа | 1 |
3. | Иррациональные числа | 1 |
4. | Множество действительных чисел и действия над ними | 1 |
5. | Приближенные значения величин | 1 |
Тема 1.2. Комплексные числа | Содержание учебного материала | 5 | 1-2 |
1. | Понятие комплексных чисел. | 1 |
2. | Сумма и разность комплексных чисел. | 2 |
3. | Умножение и деление комплексных чисел. | 2 |
Раздел 2. Корни, степени и логарифмы | 24 | |
Тема 2.1.Степень и её свойства | Содержание учебного материала | 6 | 1 |
1. | Корень натуральной степени и его свойства | 1 |
2. | Вычисление и сравнение корней | 1 |
3. | Степень с рациональным показателем и их свойства | 1 |
4. | Понятие о степени с действительным показателем | 1 |
5. | Свойства степени с действительным показателем | 1 |
6. | Сравнение степеней | 1 |
Тема 2.2. Логарифмы и их свойства | Содержание учебного материала | 5 | 2 |
1. | Логарифм числа | 1 |
2. | Основное логарифмическое тождество | 1 |
3. | Десятичный и натуральный логарифмы | 1 |
4. | Правила действий с логарифмами | 1 |
5. | Переход к новому основанию | 1 |
Тема 2.3. Тождественные преобразования | Содержание учебного материала | 13 | 2 |
1. | Преобразование алгебраических выражений | 2 |
2. | Преобразование рациональных выражений | 2 |
3. | Преобразование иррациональных выражений | 2 |
4. | Преобразование степенных выражений | 2 |
5. | Преобразование показательных выражений | 2 |
6. | Преобразование логарифмических выражений | 2 |
| Контрольная работа на тему «Корни, степени и логарифмы» | 1 |
Раздел 3. Прямые и плоскости в пространстве | 20 | |
Тема 3.1. Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве | Содержание учебного материала | 7 | 1-2 |
1. | Основные понятия стереометрии | 1 |
2. | Взаимное расположение двух прямых в пространстве | 1 |
3. | Параллельность прямой и плоскости | 1 |
4. | Параллельность плоскостей | 1 |
5. | Перпендикулярность прямых | 1 |
6. | Перпендикулярность прямой и плоскости | 1 |
7. | Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью | 1 |
Тема 3.2. Двугранные углы | Содержание учебного материала | 5 | 2 |
1. | Двугранный угол | 2 |
2. | Угол между плоскостями | 1 |
3. | Перпендикулярные плоскости | 1 |
4. | Признак перпендикулярности плоскостей | 1 |
Тема 3.3. Геометрические преобразования пространства | Содержание учебного материала | 8 | 1 |
1. | Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости. | 2 |
2. | Параллельное проектирование. | 2 |
3. | Площадь ортогональной проекции. | 2 |
4. | Изображение пространственных фигур. | 2 |
Раздел 4. Комбинаторика | 12 | |
Тема 4.1. Основные понятия комбинаторики | Содержание учебного материала | 12 | 1-2 |
1. | Основные понятия комбинаторики | 2 |
2. | Перестановки | 1 |
3. | Размещения | 1 |
4. | Сочетания | 1 |
5. | Решение задач на перебор вариантов | 2 |
6. | Формула бинома Ньютона | 1 |
7. | Свойства биноминальных коэффициентов | 2 |
8. | Треугольник Паскаля | 2 |
Раздел 5. Координаты и векторы | 16 | |
Тема 5.1. Основные понятия. Прямоугольная система координат в пространстве | Содержание учебного материала | 4 | 1 |
1. | Прямоугольная система координат в пространстве | 1 |
2. | Координаты середины отрезка | 1 |
2. | Формула расстояния между двумя точками | 1 |
3. | Уравнение сферы, плоскости, прямой. | 1 |
Тема 5.2. Векторы на плоскости и в пространстве | Содержание учебного материала | 12 | 1-2 |
1. | Векторы, модуль вектора, равенство векторов. | 2 |
2. | Сложение векторов. | 1 |
3. | Умножение вектора на число | 1 |
4. | Разложение вектора по направлениям | 1 |
5. | Угол между векторами | 1 |
6. | Координаты вектора | 1 |
7. | Скалярное произведение векторов | 1 |
8. | Вычисление углов между прямыми и плоскостями | 1 |
9. | Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач | 2 |
| Контрольная работа на тему «Координаты и векторы» | 1 |
Раздел 6. Основы тригонометрии | 25 | |
Тема 6.1. Тождественные преобразования | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
| Радианная мера угла. Вращательное движение | 1 |
| Синус, косинус числа. | 1 |
| Тангенс и котангенс числа | 1 |
| Основные тригонометрические тождества. | 1 |
| Формулы приведения. | 1 |
| Синус, косинус суммы и разности двух углов. | 1 |
| Тангенс суммы и разности двух углов | 1 |
| Синус и косинус двойного угла | 1 |
Тема 6.2. Тригонометрические функции | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
1. | Преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму | 1 |
2. | Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента | 1 |
3. | Преобразования простейших тригонометрических выражений | 1 |
Тема 6.3. Обратные тригонометрические функции. Простейшие тригонометрические уравнения | Содержание учебного материала | 5 | 2 |
1. | Арксинус, арккосинус, арктангенс числа | 1 |
2. | Простейшие тригонометрические уравнения | 2 |
3. | Решение тригонометрических уравнений | 2 |
Тема 6.4. Тригонометрические уравнения и неравенства | Содержание учебного материала | 9 | 2 |
1. | Основные приемы решения тригонометрических уравнений. | 2 |
2. | Использование свойств и графиков функций при решении уравнений. | 2 |
3. | Простейшие тригонометрические неравенства | 2 |
4. | Системы тригонометрических уравнений. | 2 |
| Контрольная работа на тему «Основы тригонометрии» | 1 |
Раздел 7. Функции и графики | 25 | |
Тема 7.1. Числовая функция, её свойства | Содержание учебного материала | 9 | 1-2 |
1. | Функции. Область определения и множество значений. | 1 |
2. | Построение графиков функции. | 1 |
3. | Свойства функции: монотонность, четность, нечетность, ограниченность, периодичность. | 1 |
4. | Промежутки возрастания и убывания функций. | 1 |
5. | Наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума. | 1 |
6. | Схема исследования функции | 1 |
7. | Обратные функции. График обратной функции. | 1 |
8. | Свойства тригонометрических функций. Гармонические колебания | 2 | |
Тема 7.2. Степенная, показательная и логарифмическая функции | Содержание учебного материала | 12 | 2 |
1. | Основные свойства степенной функции. | 1 |
2. | Графики степенных функций. | 1 |
3. | Понятие показательной функции. | 1 |
4. | Основные свойства показательной функции. | 1 |
5. | График показательной функции. | 1 |
6. | Вид и свойства логарифмической функции. | 1 |
7. | График логарифмической функции с данным основанием. | 1 |
8. | Преобразования графиков. Параллельный перенос. | 1 |
9. | Симметрия относительно осей координат, симметрия относительно начала координат и относительно прямой y=x. | 2 |
10. | Растяжение и сжатие вдоль осей координат. | 2 |
Тема 7.3. Тригонометрические функции | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1. | Тригонометрическая функция y=cos x, ее свойства и график. | 1 |
2. | Тригонометрическая функция y=sin x, ее свойства и график | 1 |
3. | Тригонометрическая функция y=tg x, ее свойства и график | 1 |
4. | Обратные тригонометрические функции. | 1 |
Раздел 8. Многогранники и круглые тела | 25 | |
Тема 8.1. Многогранники | Содержание учебного материала | 2 | 1 |
1. | Повторение основных тем геометрии. | 1 |
2. | Многогранники, грани, рёбра, вершины. | 1 |
Тема 8.2. Призма. Параллелепипед | Содержание учебного материала | 3 | 1-2 |
1. | Призма. Прямая призма. | 1 |
2. | Параллелепипед. | 1 |
3. | Куб и его свойства | 1 |
Тема 8.3. Пирамида | Содержание учебного материала | 4 | 1-2 |
1. | Пирамида | 1 |
2. | Тетраэдр | 1 |
3. | Симметрия в кубе, в параллелепипеде | 1 |
4. | Сечение куба, призмы и пирамиды | 1 |
Тема 8.4. Цилиндр. Конус | Содержание учебного материала | 5 | 1-2 |
1. | Цилиндр. Основание, высота, боковая поверхность. | 1 |
2. | Осевое сечение и сечения, параллельные основанию. | 1 |
3. | Площадь поверхности цилиндра. | 1 |
4. | Конус. Основание, высота, боковая поверхность образующая, развёртка. | 1 |
5. | Осевое сечение и сечения, параллельные основанию. | 1 |
Тема 8.5. Шар и сфера | Содержание учебного материала | 4 | 1-2 |
1. | Сечения тел вращения. | 1 |
2. | Шар и сфера | 1 |
3. | Сечения шара и сферы. | 1 |
4. | Касательная плоскость к сфере. | 1 |
Тема 8.6. Объём и его измерение | Содержание учебного материала | 7 | 1-2 |
1. | Формула объёма куба. | 1 |
2. | Объем прямоугольного параллелепипеда. | 1 |
3. | Объём призмы. | 1 |
4. | Объем цилиндра. | 1 |
5. | Объем пирамиды. | 1 |
6. | Объем конуса | 1 |
7. | Формула объёма шара и площади сферы. | 1 |
Раздел 9. Начала математического анализа | 27 | |
Тема 9.1. Предел числовой последовательности | Содержание учебного материал | 4 | 2 |
1. | Последовательности. | 1 |
2. | Способ задания и свойства числовых последовательностей. | 1 |
3. | Предел последовательности. | 1 |
4. | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и её сумма. | 1 |
Тема 9.2. Предел функции | Содержание учебного материал | 4 | 2 |
1. | Вычисление предела функции. | 1 |
2. | Число е. | 1 |
3. | Приращение аргумента и приращение функции, непрерывность функции. | 1 |
4. | Точки разрыва функции. | 1 |
Тема 9.3 Производная функции | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1. | Понятие о производной функции. | 1 |
2. | Физический и геометрический смысл производной. | 1 |
3. | Уравнение касательной к графику функции. | 1 |
4. | Производная суммы, разности, произведения, частного. | 1 |
5. | Производные показательной и логарифмической функций. | 1 | |
6. | Производные тригонометрических функций. | 1 | |
Тема 9.4. Исследование функции с помощью производной | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
1. | Промежутки монотонности и их нахождение с помощью производной. | 1 |
2. | Стационарные точки. Экстремумы функции. | 1 |
3. | Алгоритм исследование функции на монотонность и экстремумы. | 1 |
4. | Алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке и на интервале. | 1 |
5. | Общая схема исследования функции. | 1 |
6. | Исследование функции с помощью производной и построение графиков. | 1 |
Тема 9.5. Приложение производной к решению прикладных задач | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1. | Использование производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. | 1 |
2. | Понятие второй производной. | 1 |
3. | Геометрический и физический смысл второй производной. | 1 |
4. | Нахождение скорости для процесса, заданного формулой и графиком. | 1 |
Тема 9.6. Дифференциал функции | Содержание учебного материала | 3 | 2 |
1. | Понятие дифференциала функции. | 1 |
2. | Приложение дифференциала к приближённым вычислениям. | 1 |
3. | Формулы для приближенных вычислений. | 1 |
Раздел 10. Интеграл и его применение | 12 | |
Тема 10.1. Неопределенный интеграл | Содержание учебного материала | 4 | 2 |
1. | Первообразная и неопределенный интеграл | 1 |
2. | Простейшие свойства неопределенных интегралов | 1 |
3. | Таблица простейших неопределенных интегралов | 1 |
4. | Методы интегрирования | 1 |
Тема 10.2. Определенный интеграл | Содержание учебного материала | 8 | 2 |
1. | Основные понятия | 1 |
2. | Свойства определенного интеграла | 1 |
3. | Криволинейная трапеция. Площадь криволинейной трапеции. | 2 |
4. | Формула Ньютона – Лейбница. | 2 |
5. | Применение интеграла в физике и технике | 1 |
| Контрольная работа на тему «Производная и интеграл» | 1 |
Раздел 11. Элементы теории вероятностей. Элементы математической статистики | 12 | |
Тема11.1. Основные понятия теории вероятностей | Содержание учебного материала | 6 | 1-2 |
1. | События, вероятность события. | 1 |
2. | Сложение и умножение вероятностей. | 1 |
3. | Дискретная случайная величина, закон её распределения. | 1 |
4. | Числовые характеристики дискретной случайной величины. | 1 |
5. | Понятие о законе больших чисел. | 2 |
Тема 11.2 Основные понятия математической статистики | Содержание учебного материала | 6 | 1-2 |
1. | Представление данных (таблицы, диаграммы, графики). | 1 |
2. | Генеральная совокупность, выборка. | 1 |
3. | Среднее арифметическое, мода и медиана | 1 |
4. | Понятие о задачах математической статистики. | 1 |
5. | Абсолютная статистическая величина | 1 |
6. | Относительная статистическая величина | 1 |
Раздел 12. Уравнения и неравенства | 22 | |
Тема 12.1. Рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические уравнения. | Содержание учебного материала | 9 | 2 |
| Равносильное уравнение. | 1 |
| Уравнение-следствие. | 1 |
| Равносильные преобразования. | 1 |
| Понятие иррационального уравнения. | 1 |
| Свойства иррационального уравнения. | 1 |
| Методы решения иррациональных уравнений. | 1 |
| Вид показательного уравнения. | 1 |
| Алгоритм решения показательных уравнений. | 1 |
| Логарифмические уравнения. | 1 |
Тема 12.2. Рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические неравенства и системы. | Содержание учебного материала | 13 | |
| Рациональные неравенства. | 1 | 2 |
| Системы рациональных уравнений. | 1 |
| Понятие иррационального неравенства. | 1 |
| Алгоритм решения иррациональных неравенств. | 1 |
| Графический метод решения иррациональных неравенств. | 1 |
| Системы иррациональных уравнений. | 1 |
| Понятие и вид показательное неравенства. | 1 |
| Алгоритм решения показательных неравенств. | 1 |
| Решение систем показательных уравнений. | 1 |
| Логарифмические неравенства. | 1 |
| Основные способы решения логарифмических неравенств. | 1 |
| Системы логарифмических уравнений. | 1 |
| | Итоговый контроль | 1 | |
| Всего | 232 | |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
- комплект учебно-наглядных пособий по математике.
-инструменты.
Информационное обеспечение обучения содержит перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также в результате выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные умения, направленные на приобретение общих компетенций.
1 Предметные результаты освоения учебной дисциплины «Математика» уточняются в рабочих программах на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования с учетом профиля профессионального образования, осваиваемой профессии ППКРС или специальности ППССЗ.