Актуализация. Можно принести фотоаппарат и наводить его на нужный объект либо сделать модель фотоаппарата. Дети будут смотреть в объектив, и видеть одну из сторон кубика. Спрашивает у детей: – С какой стороны надо расположить фотоаппарат, чтобы увидеть эти грани? Педагог показывает картинки: 1. впереди и сзади; 2. слева и справа; 3. снизу и сверху. Педагог предлагает рассмотреть развертку. А затем посмотреть в фотоаппарат (прямо, сверху вниз и т.д.). – Какую грань вы увидели? – Что на ней написано? – Какие числа будут написаны на других гранях? Предлагает выбрать число. Представить, что это верх (передняя сторона, и т.д.) кубика. Назвать, что написано снизу, слева, справа, впереди, сзади. В действительности мы часто встречаем предметы, имеющие похожую форму. Они могут быть сделаны из разного материала и окрашены в разные цвета, но по форме они напоминают друг друга. Например: коробок, шкаф, колонки и т.д. Эти предметы имеют похожую форму. Правда они отличаются мелкими деталями: у колонок есть кнопки, у шкафа – двери, но если не обращать внимания на эти мелкие детали, то можно сказать, что все эти предметы имеют примерно одинаковую форму. Все они напоминают по форме изображенный на рисунке предмет, не имеющий никаких второстепенных деталей. – Как называют изображенное тело? (называется прямоугольный параллелепипед). – Оглянитесь вокруг себя. Предлагает назвать три предмета, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда. Пример ответа: тумбочка, системный блок, ящик. Предлагает рассмотреть прямоугольный параллелепипед. – Ребята, что бы вы хотели узнать о прямоугольном параллелепипеде? Вопросы записывает на доске. 1. Чем отличается прямоугольник от прямоугольного параллелепипеда? 2. Как найти площадь прямоугольного параллелепипеда? 3. От какого слова произошло название параллелепипед? Поверхность его состоит из 6 прямоугольников, которые называются гранями прямоугольного параллелепипеда. Стоит запомнить, какая грань как называется: та грань, которая обращена к нам называется передней, точно такая же грань имеется сзади – это задняя грань, боковые грани – левая и правая. Та грань, которая сверху, называется верхняя, а грань, на которой фигура стоит, называется нижней или основанием. Стороны граней называются ребрами, а вершины граней – вершинами параллелепипеда. – Посчитайте, сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда? Ответ:12. – Сколько вершин у прямоугольного параллелепипеда? Ответ: 8. Сколько граней у прямоугольного параллелепипеда? Ответ: 6. Прямоугольный параллелепипед имеет: ребер – 12; вершин – 8; граней – 6. Две грани называются противоположными, если у них нет общего ребра. Для противоположных граней выполняется такое же свойство, как и для противоположных сторон прямоугольника, именно противоположные грани равны. Площади противоположных граней равны. Вывод записывают в тетради. – Покажите противоположные грани в классной комнате. Постановка цели (проблемная ситуация). Предлагает измерить длину, ширину и высоту прямоугольного параллелепипеда. Ответ записать в виде. а = в = с = – Мы с вами на предыдущих уроках познакомились с прямоугольным параллелепипедом и его элементами. Осталось нам научиться строить модель прямоугольного параллелепипеда, а поможет нам в этом алгоритм построения развертки параллелепипеда. Самостоятельная работа. Восстановить алгоритм построения развертки параллелепипеда. Проиллюстрировать его на бумаге и вырезать развертку. 1. Измерить длину, ширину, высоту прямоугольного параллелепипеда. Записать, какие могут быть измерения у прямоугольников, составляющих развертку. 2. Начертить 3 пары прямоугольников так, чтобы они не граничили между собой (не имели общей грани) на листе бумаги А4. 3. Сделать 3 пары «ушек» для склеивания с двух противоположных сторон прямоугольников и еще одно с третьей стороны одного из крайних прямоугольников. Коррекция затруднений Педагог проверяет правильность выполнения. – У кого возникли затруднения? – В каком месте вы допустили ошибку? – В чем причина допущенной ошибки? – Те, у кого не возникло затруднений в самостоятельной работе, сформулируйте цель вашей деятельности. (Выполнить дополнительные задания). – Какова дальнейшая цель работы у тех, кто выявил затруднения? (Исправить ошибки). – Используем алгоритм исправления ошибок. – Каждый проговаривает свою учебную задачу. Педагог предлагает задание в тетради с критериями оценивания. Я могу: объяснить изменения в положении фигур, с поворотом налево, направо, вид ее сверху и сбоку; изготовить развертку геометрической фигуры (куб, прямоугольный параллелепипед); собрать ее модель. Работа над ранее изученным Педагог дает задания индивидуально, в зависимости от уровня продвижения ребенка. Задача. Сколько проволоки потребуется на изготовление каркаса куба с ребром 10 см? Ответ: 120 см. Задача. Нужно окрасить куб с ребром 5 см. Какую площадь нужно окрасить? Ответ: 25·6=150 см2 Самостоятельная работа. Тест. 1. Любой прямоугольный параллелепипед состоит из граней. Их у него: а) 12; б) 8; в) 6. 2. У каждого прямоугольного параллелепипеда есть ребра. Это: а) прямоугольники; б) отрезки; в) точки. 3. Прямоугольный параллелепипед, у которого все ребра равны, называется: а) куб; б) прямоугольник; в) квадрат. Ответы к тесту выводятся на экран. 1) С; 2) В; 3)А. Задания №2, 3 нужно дать для самостоятельной работы. Задание №7 логического характера. Рационально вести подсчет рядами. Есть разные варианты. На первом рисунке, например, дети могут высчитать сначала количество кубиков высокой стенки. Три кубика (в одном ряду) умножить 5 рядов (15 кубиков). Затем вычислить объем оставшейся части 3∙2∙2=12 15+12=27 Другой вариант. Вычислить объем той части, что составляет низ – основу (3∙3∙2=18), а затем ту часть, что поставлена сверху (3∙3=9) 18+9=27 Есть и другой рациональный способ. Дети могут предложить «положить» торчащую часть постройки 3 на 3 сверху и посчитать объем получившегося прямоугольного параллелепипеда 3∙3∙3=27. Во втором случае самым рациональным будет способ: посчитать, сколько рядов по 3 кубика в фигуре. 9 рядов по 3 кубика 3∙9=27 Задание можно усложнять. Например, задать объем кубика: представьте, что такой кубик 1 см3, а можно задать его сторону: представьте, что такой кубик иммеет сторону 2 см ит.д |