Конспект урока математики "Прямоугольный параллелепипед". 5-й класс
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели: Предметные: дать представление о прямоугольном параллелепипеде, дать понятия грань, ребра, вершины параллелепипеда, помочь учащимся вывести формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда, куба, научить. Находить в окружающем мире объекты, для которых они являются моделями.
Личностные: формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки.
Межпредметные: формировать умение понимать и использовать математические средства наглядности- чертежи, развивать пространственное воображение учащихся.
Планируемые Учащиеся научатся распознавать геометрические тела: прямоугольный параллелепипед и
результаты куб, находить в окружающем мире объекты, для которых они являются моделями.
Основные Прямоугольный параллелепипед, грани, ребра, вершины, противолежащие грани, измере-
понятия ния прямоугольного параллелепипеда: длина, ширина и высота; свойства прямоугольного
параллелепипеда, куба.
Организационная структура урока
I. Организационный момент.
Учитель проверяет готовность класса к уроку.
II. Актуализация прежних знаний.
На дополнительном столе у доски находятся различные геометрические фигуры. Учитель предлагает ученикам, выходя к доске по очереди, выбрав фигуру, поместить е? на доске и рассказать вс?, что о ней знают. Дети, при необходимости, дополняют ответы друг друга. На доске появляются фигуры: прямоугольник, квадрат, параллелограмм, круг, шестиугольник и трапеция.
Учитель: названия геометрических фигур на доске
III. Постановка учебной задачи.
Учитель: На столе остались фигуры, которые нельзя разместить на плоскости доски. Таким образом, все фигуры разделены на две разновидности. Подумайте, каким словом можно назвать все фигуры, помещенные на плоскости доски? А на столе?
Ученики: На доске – плоские фигуры, а на столе пространственные.
Учитель: как вы думаете, над чем мы продолжим работу?
Ученики: будем знакомиться с новыми фигурами.
IV. Изучение нового материала.
Учитель: Двое учащихся к уроку подготовили презентацию, у них было опережающее творческое задание.
Ученики :
1: Мы получили задание найти в окружающем нас мире предметы, которые по форме похожи на фигуру, показанную учителем. Вот эта фигура.
2: Выполняя задание, мы решили вс? узнать об этой фигуре и заглянули подальше в наш учебник. Там мы обнаружили нужную информацию, что данная фигура называется «Прямоугольный параллелепипед».
Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.
Тема урока: «Прямоугольный параллелепипед».
Учитель: Ребята, запишите тему урока в тетрадь (учитель пишет на доске): «Прямоугольный параллелепипед».
На каждой парте есть модели этой фигуры. Давайте познакомимся с ней поближе. Возьмите их в руки. Из каких фигур он состоит?
Ученики: из прямоугольников.
Верно. Все эти прямоугольники называются «грани». А каждая из линий, по которым прямоугольники соединены – «ребро». Вот эта самая острая точка фигуры – «вершина».
Учитель: Спасибо, ваша работа просто отличная.
Физкультминутка:
- Аккуратно положите свои инструменты, ручку.
- Закройте глаза, очень сильно зажмурьтесь, откройте глаза. Проделайте это упражнение сами 6 раз.
- Голову держите прямо, глаза подняли вверх, опустили вниз, посмотрели влево, посмотрели вправо (выполнить 6 раз).
- Голову откиньте назад, опустите вперед так, чтобы подбородок упёрся в грудь (проделать 6 раз).
V. Практическая работа с моделью (обучающего характера).
Учитель: Давайте все вместе отметим маркером одну из вершин на модели. Обратите внимание, из каждой вершины вы ребра. Обведите разным цветом три ребра, выходящие из отмеченной вершины. (Учитель демонстрирует на большой модели). Проверьте правильность выполнения задания у своего соседа по парте. Демонстрируется презентация, на рисунке прямоугольного параллелепипеда учитель разным цветом выделяет три ребра, выходящие из одной вершины. Ребята, давайте обозначим их величины буквами. Для обозначения величин отрезков используют маленькие буквы латинского алфавита. Допустим а, в, с (учитель подписывает на рисунке обозначения). Какой прибор нам понадобится, чтобы измерить длины этих отрезков?
Ученики: линейка.
Учитель: три ребра, выходящие из одной вершины, называют «измерениями» прямоугольного параллелепипеда. Возьмите линейку и измерьте их. Результаты запишите в тетрадь. Есть ли у кого модели, у которых все три измерения равны?
Ученики: да.
Учитель: Поднимите их, чтобы все увидели. Что они вам напоминают?
Ученики: кубики.
Учитель: да, действительно, в детстве все мы играли в кубики. Дело в том, что прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения равны, называется «куб». Кто попробует объяснить, почему наш мир называют тр?хмерным?
Ученики: Окружающий мир называют тр?хмерным, потому что фигура в пространстве имеет три измерения.
Учитель: возьмите в руки модели, посчитайте, сколько всего вершин? Граней? Р?бер? Результаты занесите в тетрадь.
Ученики: вершин – 8; граней – 6; р?бер – 12.
Учитель: Изучая фигуры, мы всегда могли их изобразить на плоскости. Изображение прямоугольного параллелепипеда вы видите на доске. Сейчас мы вместе попробуем разобраться как это сделать. Я на доске, а вы, ребята, каждый в своей тетради. Но сначала давайте заглянем в наш учебник с.146 №598(устно),№599
Ученики: читают задание, выполняют совместно с учителем .
Учитель: Проходя по классу, проверяет правильность выполнения задания, при необходимости – корректирует, просит ребят, которые быстро справились с заданием, проверить работу других учащихся. Замечательно. Ребята вы славно потрудились, продолжаем просмотр компьютерной презентации. (Просмотр презентации, где показаны и другие пространственные фигуры, их модели и конструкции).
VI. Подведение итогов:
Учитель: - Что новое было сегодня на уроке? - О какой фигуре вы узнали сегодня больше всего? - Что вам запомнилось и понравилось больше всего? - Как вы думаете, каким будет домашнее задание?
VII. Домашнее задание:
Учитель: 1) Приготовить из пластилина модели прямоугольного параллелепипеда и куба (по желанию можно и других пространственных фигур), уметь показывать и называть его элементы и находить его измерения.
2) В рабочей тетради п.22, вопросы 1-14, №600,601,603
3) принести мини-модель прямоугольного параллелепипеда (развертка на рисунке 159-161).
Желаю творческих успехов!
VIII. Выставление отметок.
(Презентация прилагается)