Рабочая программа курса «Математика» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по математике, примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика. 1 – 4 классы» (2013). Данная программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по математике для 3 класса»
Администрация Суражского района Брянской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нивнянская средняя общеобразовательная школа
Суражского района Брянской области
243523,Россия, Брянская область, Суражский район, с. Нивное, ул. Садовая, дом 6
Тел. 8 (48330)9-32-14 E-mail: nivn@bk.ru сайт: http://srz-nvn.sch.b-edu.ru/ИНН:3229003222 КПП:322901001 ОГРН:1023201329480
Рабочая программа
по математике
для 3 класса
Учитель начальных классов
МБОУ Нивнянской СОШ
Бородецкая Г.И.
2014-2015 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математика» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по математике, примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика. 1 – 4 классы» (2013). Данная программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).
Цель курса:
освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи курса:
1. развитие образного и логического мышления, воображения;
2 формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
3 освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
4 воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;
5 обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
1. Арифметические действия .
2. Табличное умножение и деление.
3. Внетабличное умножение и деление .
4. Нумерация (числа от 1 до 1000).
5. Повторение.
Арифметические действия : устные приёмы сложения и вычитания, умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; письменные приёмы сложения и вычитания, письменные приёмы умножения и деления на однозначное число; единица масса: грамм, соотношение грамма и килограмма; виды треугольников: разносторонние, равнобедренные (равносторонние); решение задач в 1-3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление в течение года.
Табличное умножение и деление: таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления; умножение числа 1 и на 1, умножение числа 0 и на 0, деление числа 0, невозможность деления на 0; нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше
данного, сравнение чисел с помощью деления; примеры взаимосвязей между величинами (цена-количество-стоимость и др.); решение подбором уравнений вида: х:4=9, 27:х=9; площадь, единицы площади: В.сантиметр, В.дециметр, В.метр, соотношение между ними; площадь прямоугольника (квадрата); единицы времени: год, месяц, сутки, соотношение между ними; круг, окружность, центр, радиус, диаметр окружности (круга); нахождение доли числа и числа по его доле, сравнение долей.
Внетабличное умножение и деление: умножение суммы на число, деление суммы на число; устные приёмы внетабличного умножения и деления; деление с остатком; проверка умножения и деления, проверка деления с остатком; выражения с двумя переменными, нахождение их значений при заданных числовых значениях входящих в них букв; уравнения вида х:8=12, 64:х=16 и их решение на основе знаний взаимосвязей между результатами и компонентами действий.
Нумерация (числа от1 до 1000): образование и названия трёхзначных чисел, порядок следования чисел при счёте; запись и чтение трёхзначных чисел, представление трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых; сравнение чисел; увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.
Виды и формы организации учебного процесса
1 традиционный урок, обобщающий урок, урок-зачёт;
2 фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах;
3 проверка и оценка усвоения программы.
Основные виды письменных работ по математике:
текущие и итоговые контрольные работы, тестовые задания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Обучающиеся должны знать:
названия и последовательность чисел до 1000;
названия компонентов и результатов умножения и деления;
правила порядка выполнения действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления – на уровне автоматизированного навыка.
Обучающиеся должны уметь:
читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000;
выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 1000;
выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трёхзначных чисел в пределах 1000;
выполнять проверку вычислений;
вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);
решать задачи в 1-3 действия;
находить периметр прямоугольника, квадрата …
Критерии и нормы оценок знаний, умений и навыков по математике
Оценка «5» ставится, если работа выполнена безошибочно, ученик умеет обосновать выбор решения, владеет математической терминологией, нет исправлений;
Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 вычислительные ошибки (но не в ходе решения задачи), имеются незначительные исправления;
Оценка «3» ставится, если допущены 3-4 вычислительные ошибки, работа выполнена небрежно или хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи;
Оценка «2» ставится, если допущено 5 и более ошибок.
Письменная работа, содержащая только задачи
Оценка «5»: все задачи решены и нет грубых исправлений;
Оценка «4»: нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1-2 вычислительные ошибки;
Оценка «3»: хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная ошибка
или вычислительных ошибок нет, но не решена одна задача;
Оценка «2»: допущена ошибка в ходе решения двух задач
или 1 ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки.
Комбинированная работа (задача, примеры др.задания)
Оценка «5»: работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
Оценка «4»: 1-2 вычислительные ошибки или несколько исправлений;
Оценка «3»: допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий
или 3-4 вычислительные ошибки;
Оценка «2»: более 5 вычислительных ошибок.
Контрольно-измерительные материалы по курсу.
Практическая часть I чет. II чет. III чет. IV чет. За год
Контрольная работа 3 2 3 3 2 10
Арифметический дик. 2 2 3 2 10
Самостоятельная раб. 2 3 2 4 11
Тест 2 2 2 1 7
Содержание курса и планируемые результаты.
Раздел 1 «Табличное умножение и деление» (56ч) Планируемые результаты:
знать:
• последовательность чисел в пределах 100;
• таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
• правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
уметь
• Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100.
• читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100
• представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
• выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни
• выполнять письменные вычисления
• вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без них);
• проверять правильность выполненных вычислений;
• решать текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий);
• чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
• распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
• Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании.
Обозначать геометрические фигуры буквами.
Контрольная работа – 5
Тест – 4
Арифметический диктант – 3
Самостоятельная работа - 4
Внетабличное умножение и деление (27 ч) Планируемые результаты:
знать/понимать
• последовательность чисел в пределах 100;
• таблицу умножения и деления однозначных чисел;
• правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
уметь
• представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
• выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
• выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
• выполнять вычисления с нулем;
• вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без них);
• проверять правильность выполненных вычислений;
• решать текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий);
• чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
• распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
• вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
• сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
• сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
• определения времени по часам (в часах и минутах);
• решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).
Литература и средства обучения
Учебная и методическая литература.
Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др./Учебник по математике для 3 класса начальной школы (1, 2 часть), М.: Просвещение, 2013.
Школа России.Сборник рабочих программ 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2011.
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике: 3 класс. К учебному комплекту М.И.Моро- М.:ВАКО, 2012.
Рудницкая В.Н. Контрольные работы по математике: 3 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика.3 класс. В 2-х частях»- М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Рудницкая В.Н. Тесты по математике: 3 класс: к учебнику М.И.Моро и др. «Математика.3 класс. В 2-х частях»- М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Контрольно-измерительные материалы. Математика: 3 класс / Сост. Т.Н.Ситникова. М.: ВАКО, 2012
Журналы «Начальная школа».
Виноградова Н.Ф. и др. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. М: Дрофа, 2000
Сборник задач и примеров по математике, 1-4 класс: / Пособие для начальной школы.- М.: «Аквариум», 2005.
Электронное приложение к учебнику «Математика», 3 класс (диск CD-ROM), авторы С.И. Волкова, С.П. Максимова.
Технические средства обучения.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска
Персональный компьютер с принтером
Ксерокс
Фотокамера
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Наборы счётных палочек.
Набор предметных картинок.
Демонстрационная оцифрованная линейка.
Демонстрационный чертёжный треугольник.
Демонстрационный циркуль
Формы контроля
№ п/п
Наименование темы
Всего часов
Из них
Проекты
Самостоятельные работы/тесты
Контрольные работы
1.
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.
8
0
0
1
2.
Табличное умножение и деление.
56
1
2
4
3.
Внетабличное умножение и деление.
27
1
1
2
4.
Числа от 1 до 1 000. Нумерация.
13
0
0
2
5.
от 1 до 1 000. Сложение и вычитание.
10
0
1
1
6.
Числа от 1 до 1 000. Умножение и деление.
12
0
2
0
7.
Итоговое повторение
9
0
1
1
136
2
7
11
Содержание
Тема 1. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. (8 часов)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами.
Контрольная работа №1.
Тема 2. Табличное умножение и деление. (56 часов)
Связь умножения и деления, таблицы умножения и деления с числами 2 и 3, четные и нечетные числа, зависимости между величинами: цена, количество, стоимость, порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4,5,6,7, 8,9.
Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: см2, дм2, м2. Площадь прямоугольника. Умножение на 1 и на 0. Деление вида а : а, 0 : а при а ≠ 0. Текстовые задачи в 3 действия. Составление плана действий и определение наиболее эффективных способов решения задач.
Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля.
Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки.
Проверочная работа (тестовая форма) – 2 часа.
Проект «Математические сказки».
Контрольная работа №2, 3.
Тема 3. Внетабличное умножение и деление. (27 часов)
Умножение суммы на число. Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23. Приемы умножения и деления для случаев вида 20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 60 : 3, 80 : 20. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления. Приемы деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида а + в, а – в, а ∙ в, с : d ( d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.
Деление с остатком: приемы нахождения частного и остатка, проверка деления с остатком, решение задач на нахождение четвертого пропорционального.
Проверочная работа (тестовая форма).
Проект «Задачи-расчёты».
Контрольная работа №4
Тема 4. Числа от 1 до 1 000. Нумерация.(13 часов)
Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.
Единицы массы: килограмм, грамм.
Проверочная работа (тестовая форма).
Тема 5. Числа от 1 до 1 000. Сложение и вычитание. (10 часов)
Приемы устных вычислений в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (900 + 20, 500 – 80, 120 ∙ 7, 300 : 6 и др.). Приемы письменных вычислений: алгоритм письменного сложения, вычитания.
Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, разносторонний.
Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху»
Тема 6. Числа от 1 до 1 000. Умножение и деление. (12 часов)
Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения на однозначное число, прием письменного деления на однозначное число.
Тема 7. Итоговое повторение. (9часов)
Итоговая контрольная работа.
Контрольные работы по математике
Контрольная работа № 1 по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»
Контрольная работа №2 по теме «Числа от 1 до 100.Умножение и деление»
Контрольная работа №3 по теме «Табличное умножение и деление»
Контрольная работа № 4 по теме «Числа от 1 до 100. Умножение и деление»
Контрольная работа №5 по теме «Проверка ЗУН»
Контрольная работа №6 по теме «Внетабличное умножение и деление»
Контрольная работа №7 по теме «Деление с остатком»
Контрольная работа №8 по теме «Нумерация»
Контрольная работа №9 по теме «Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание»
Контрольная работа №10 по теме «Числа от 1 до 1000. Умножение и деление»
Итоговая контрольная работа №11 по теме «Проверка ЗУН за 3 класс»
Календарно-тематическое планирование по математике, 3 класс
(4 часа в неделю, всего 136 часов)
№
п/п
Дата проведе-ния
Тема урока
Тип урока
Элементы содержания.
Основные понятия.
Требования к уровню подготовки
демонстрационный материал (таблицы, дид.карточки, презентация «ТЕМА»), ЦОРы
Тема 1: Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. – 8 часов
1 (1)
Нумерация чисел. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.
Урок повторения и систематизации
Знакомство с учебником; нумерация чисел в пределах 100; решение задач; сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток; преобразование и сравнение именованных чисел; решение задач.
Знать нумерацию чисел в пределах 100; приёмы вычислений, основанные на нумерации; название компонентов и результатов действий при сложении и вычитании.
Уметь решать задачи.
2 (2)
Выражения с переменной.
Комбинированный урок
Числовые и буквенные выражения; нахождение периметра прямоугольника.
Знать латинские буквы; приёмы письменного сложения и вычитания.
Название чисел при вычитании; решение уравнений, задач; сравнение выражений.
Уметь решать уравнения и текстовые задачи.
6 (6)
Обозначение геометрических фигур буквами.
Комбинированный урок
Геометрический материал; решение задач.
Уметь писать заглавные латинские буквы, которые служат для обозначения геометрических фигур; чертить и измерять отрезки, строить геометрические фигуры и измерять их стороны; решать текстовые задачи; логически мыслить.
7 (7)
Закрепление пройденного материала по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание».
Урок закрепления и систематизации знаний
Решение тестовых и геометрических задач, уравнений, сравнение именованных чисел.
Контрольная работа № 1 по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание».
Контрольный урок
Тема 2. Табличное умножение и деление. (56 часов)
9 (1)
Связь умножения и сложения. Задачи на умножение.
Урок повторения и систематизации знаний.
Умножение, замена сложения умножением. Названия чисел при умножении; решение задач и уравнений. Чётные и нечётные числа.
Знать смысл действия умножения. Знать о связи между компонентами и результатом умножения. Знать какие числа называются чётными и нечётными.
Уметь заменять сложение умножением, решать задачи на нахождение произведения; преобразовывать единицы.
10 (2)
Связь между компонентами и результатом умножения. Чётные и нечётные числа.
11 (3)
Таблица умножения и деления на 3.
Комбинированный урок
Таблица умножения и деления на 3; текстовые и геометрические задачи.
Знать таблицу умножения и деления на 3.
Уметь решать текстовые и геометрические задачи.
12 (4)
Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость.
Комбинированный урок
Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость.
Знать термины «цена», «количество», «стоимость».
Уметь решать задачи нового типа.
13 (5)
Решение задач с понятиями «масса» и «количество».
Комбинированный урок
Решение задач с величинами: масса 1 предмета, количество, общая масса.
Знать таблицу умножения и деления на 2 и 3.
Уметь решать задачи нового типа.
14 (6)
Порядок выполнения действий.
Комбинированный урок
Правило выполнения действий со скобками и без скобок; решение задач и уравнений.
Знать правило выполнения действий не только сложения и вычитания, но и умножения и деления со скобками и без них.
Уметь решать задачи.
15, 16 (7,8)
Порядок выполнения действий. Закрепление.
Урок обобщения и систематизации знаний
Правило выполнения действий со скобками и без скобок; решение задач.
Уметь выполнять порядок действий в выражениях со скобками и без скобок; решать текстовые и геометрические задачи.
17 (9)
«Странички для любознательных». Что узнали, чему научились?
Урок обобщения и систематизации знаний
Решение задач, сравнение именованных чисел; геометрический материал
Уметь решать текстовые задачи, уравнения и выражения с переменной сравнивать, преобразовывать, анализировать.
18 (10)
Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 100. Умножение и деление»
Контрольный урок
19 (11)
Анализ контрольной работы. Умножение четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления.
Комбинированный урок
Составление таблицы умножения и деления четырёх и на 4; решение задач с величинами: цена, количество, стоимость
Уметь решать текстовые задачи, уравнения и выражения с переменной сравнивать, преобразовывать, анализировать.
Электронное приложение
20 (12)
Закрепление пройденного. Таблица умножения.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Составление таблицы Пифагора; решение простых задач на умножение и деление; нахождение периметра квадрата.
Знать таблицу умножения и деления на 2, 3, 4.
Уметь решать простые задачи на умножение и деление; находить периметр квадрата.
Таблица Пифагора
21 (13)
Задачи на увеличение числа в несколько раз.
Урок изучения нового материала
Раскрытие смысла выражения «в 2 (3, 4…)раза больше, меньше»; решение простых задач на умножение и деление
Знать таблицу умножения на 2,3, 4.
Уметь анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись разными способами. Моделировать с использованием схематических чертежей. Решать задачи арифметическим способом.
Электронное приложение
22 (14)
Задачи на увеличение числа в несколько раз.
Комбинированный урок
23, 24 (15,16)
Задачи на уменьшение числа в несколько раз.
Урок изучения нового материала
Электронное приложение
25 (17)
Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления.
Урок изучения нового материала
Составление таблицы умножения и деления пяти и на 5; решение задач.
Знать таблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5.
Уметь решать простые и составные задачи.
26, 27 (18, 19)
Задачи на кратное сравнение.
Урок изучения нового материала
Знакомство с правилом, по которому можно узнать, во сколько раз одно из данных чисел больше или меньше другого; решение задач.
Знать таблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5; правило, по которому можно узнать, во сколько раз одно из данных чисел больше или меньше другого
Уметь решать задачи на кратное сравнение; составные задачи.
28 (20)
Решение задач, Закрепление.
Комбинированный урок
29 (21)
Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления.
Урок изучения нового материала
Составление таблицы умножения и деления шести и на 6; решение задач.
Знать таблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5, 6.
Решение задач, нахождение периметра квадрата, таблица умножения 2,3,4,5,6,7.
Знать таблицу умножения.
Уметь решать простые и составные задачи, уравнения, рассуждать.
35 (27)
Что узнали, чему научились?
Урок обобщения и систематизации знаний
36 (28)
Контрольная работа «Табличное умножение и деление.
Контрольный урок
Решение задач, нахождение периметра квадрата, таблица умножения 2,3,4,5,6,7.
Знать таблицу умножения.
Уметь решать простые и составные задачи, уравнения, рассуждать.
Карточки с заданием
37 (29)
Анализ контрольной работы.
Урок обобщения и систематизации знаний
38, 39 (30, 31)
Площадь. Единицы площади. Сравнение площадей.
Изучение нового материала
Геометрический материал; первоначальные сведения о площади фигур: различные способы сравнения площадей фигур
Уметь различными способами сравнивать площади фигур «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, с использованием различных единиц измерения площадей; решать задачи.
Электронное приложение
40 (32)
Квадратный сантиметр.
Комбинированный
Знакомство с единицей измерения площади – квадратным сантиметром; решение задач.
Знать единицу измерения площади – квадратный сантиметр.
Уметь находить площадь фигуры, используя новую единицу; решать составные задачи.
41 (33)
Площадь прямоугольника.
Комбинированный
Геометрический материал; знакомство с правилом нахождения площади.
Знать правило вычисления площади прямоугольника.
Уметь решать задачи; составлять и решать уравнения.
42 (34)
Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления.
Комбинированный урок
Составление таблицы умножения и деления восьми и на 8; решение задач; нахождение площади прямоугольников.
Знать таблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5, 6, 7,8.
Уметь решать задачи, вычислять площади прямоугольников, мыслить, наблюдать, рассуждать.
43 (35)
Закрепление изученного. Решение задач.
Комбинированный урок
Решение задач.
Знать таблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5, 6, 7,8.
Уметь решать составные задачи; рассуждать.
44 (36)
Решение задач.
Комбинированный урок
Решение задач.
Уметь решать составные задачи; рассуждать.
45 (37)
Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления.
комбинированный
Составление таблицы умножения и деления девяти и на 9; преобразование единиц.
Знать таблицу умножения и деления на 2, 3, 4,5, 6, 7,8,9.
Странички для любознательных. Что узнали, чему научились?
Урок обобщения и систематизации знаний
Решение задач; задания творческого и поискового характера, изображение предметов на плане комнаты, задания с логическими связками.
Знать таблицу умножения и деления.
Уметь решать простые и составные задачи; геометрические задачи, анализировать.
53 (45)
Контрольная работа № 4 по теме «Числа от1 до 100. Умножение и деление»
Контрольный урок
Контроль и учёт знаний
Уметь оценивать результаты освоения темы, анализировать свои действия и управлять ими.
Карточки с заданием
54 (46)
Умножение на 1.
Урок изучения нового материала
Знакомство с правилом умножение на 1; решение задач; геометрический материал
Знать правила умножения на 1.
Уметь решать задачи, рассуждать.
55 (47)
Умножение на 0.
Урок изучения нового материала
Особые случаи умножения: на 1 и 0; решение задач, уравнений
Знать правила умножения на 0.
Уметь решать задачи, рассуждать.
56 (48)
Деление нуля на число. Умножение и деление с 1 и 0.
Комбинированный урок
Деление числа на тоже число, на 1 и 0; решение задач.
Знать приёмы деления числа на тоже число,0 и на 1.
Уметь решать задачи.
57 (49)
Закрепление изученного. Решение задач.
Комбинированный урок
Составные задачи; уравнения
Уметь решать составные задачи; находить сумму двух произведений; сравнивать; решать уравнения.
58 (50)
Доли.
Изучение нового материала
Образование, сравнение и записывание долей. Задачи на нахождение доли от числа и числа по его доле.
Знать, как образуются, называются и записываются доли.
Уметь решать задачи на нахождение доли от числа и числа по его доле.
Таблица «Доли»
59 (51)
Круг. Окружность.
Урок изучения нового материала
Круг, окружность; решение задач. Вычерчивание окружностей с помощью циркуля.
Знать понятия окружность, круг.
Уметь строить окружности с помощью циркуля; решать задачи, сравнивать доли.
Электронное приложение
60 (52)
Диаметр окружности (круга). Решение задач.
Урок изучения нового материала
Диаметр окружности; деление отрезка на доли; решение задач.
Знать понятие диаметр окружности, круга.
Уметь делить на доли; решать задачи.
61 (53)
Контрольная работа за 2 четверть.
Контроль и учёт знаний
Уметь оценивать результаты освоения темы, анализировать свои действия и управлять ими.
62 (54)
Анализ контрольной работы. Странички для любознательных.
Повторно - обобщающий
Решение задач; геометрический материал; преобразование и сравнение именованных чисел
Уметь решать простые и составные задачи изученных видов; преобразовывать единицы длины, времени; решать уравнения, геометрические задачи.
63 (55)
Единицы времени. Год, месяц. Решение задач.
Комбинированный урок
Работа с календарём над единицами времени: год, месяц, неделя; решение задач
Знать об единицах времени: год, месяц, неделя,
Уметь пользоваться календарём, решать задачи.
Электронное приложение
64 (56)
Повторение и закрепление изученного материала.
Урок повторительно-обобщающий
Решение задач; геометрический материал; преобразование и сравнение именованных чисел
Уметь решать простые и составные задачи изученных видов; преобразовывать единицы длины, времени; решать уравнения, геометрические задачи.
Тема 3. Внетабличное умножение и деление. (27 часов)
65 (1)
Умножение и деление круглых чисел.
Урок изучения нового материала
Составление таблицы умножения десяти и на десять; умножение на однозначное число двузначных чисел, оканчивающихся нулём; решение задач.
Знать приёмы умножения и деления на однозначное число двузначных чисел, оканчивающихся нулём.
Уметь записывать выражения и вычислять их значение.
Электронное приложение
66 (2)
Случаи деления вида 80:20
Комбинированный урок
Новые случаи деления; решение задач
Знать новые случаи деления.
67 (3)
Умножение суммы на число.
Различные способы умножения суммы двух слагаемых на число; геометрический материал.
Знать различные способы умножения суммы двух слагаемых на какое – либо число;
68, 69 (4,5)
Умножение двузначного числа на однозначное.
Комбинированный урок
умножать двузначное число на однозначное и однозначное на двузначное; решение задач и уравнений.
Знать переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число.
Уметь умножать двузначное число на однозначное и однозначное на двузначное; решать уравнения.
70 (6)
Закрепление изученного материала
Урок обобщения и систематизации знаний
Различные способы умножения и деления в пределах 100; правило умножения суммы на число.
Уметь выполнять умножение и деление в пределах 100 разными способами; использовать правило умножения суммы на число.
71, 72 (7, 8)
Деление суммы на число.
Урок изучения нового материала
Деление суммы на число различными способами; решение задач
Знать правила деления суммы на число.
Уметь различными способами делить сумму на число.
73 (9)
Деление двузначного числа на однозначное.
Комбинированный урок
Замена числа суммой разрядных слагаемых; деление двузначного числа на однозначное
Уметь делить двузначное число на однозначное; решать задачи.
Электронное приложение
74 (10)
Делимое. Делитель.
Комбинированный урок
Нахождение делимого и делителя; связь между числами при делении; решение задач.
Уметь находить делимое и делитель; сравнивать разные способы вычислений.
Таблица «Название компонентов действия деления»
75 (11)
Проверка деления.
Комбинированный урок
Нахождение делимого и делителя; связь между числами при делении; решение задач.
Уметь использовать разные способы для проверки выполненных вычислений.
Электронное приложение
76 (12)
Деление вида
87:29
Комбинированный урок
Деление двузначного числа на двузначное способом подбора; решение задач и уравнений.
Уметь делить двузначное число на двузначное способом подбора; решать составные задачи.
77 (13)
Проверка умножения.
Комбинированный урок
Проверка умножения; геометрический материал; решение задач и уравнений.
Уметь проверять умножение делением; чертить отрезки заданной длины и сравнивать их; находить значение буквенных выражений.
78, 79 (14, 15)
Решение уравнений.
Комбинированный урок
Выражения с двумя переменными, вычисление их значений при заданных значениях букв.
Уметь вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результата.
80, 81 (16,17)
Закрепление изученного материала
Урок повторения и обобщения изученного материала
Решение задач, уравнений, геометрический материал.
Уметь решать уравнения разных видов; решать задачи; рассуждать.
82 (18)
Контрольная работа по теме «Внетабличное умножение и деление».
Контрольный урок
Контроль и учёт знаний
Уметь оценивать результаты освоения темы, анализировать свои действия и управлять ими.
83 (19)
Анализ контрольной работы
Урок обобщения и систематизации знаний
Решение задач, уравнений, геометрический материал.
Уметь решать уравнения разных видов; решать задачи; рассуждать.
84, 85 (20,21)
Деление с остатком.
Урок изучения нового материала
Деление с остатком методом подбора; приёмы нахождения частного и остатка; решение задач
Знать способ деления с остатком методом подбора.
Уметь решать задачи, рассуждать.
86 (22)
Решение задач на деление с остатком.
Комбинированный урок
Решение задач на деление с остатком
Знать приёмы внетабличного умножения и деления.
Уметь делить с остатком.
87 (23)
Случаи деления, когда делитель больше делимого.
Комбинированный урок
Случаи деления, когда делитель больше делимого; приёмы нахождения частного и остатка; решение задач, уравнений.
Уметь выполнять деление с остатком и его проверку, когда в частном получается нуль (делимое меньше делителя).
Проверка деления с остатком.
Комбинированный урок
Электронное приложение
88 (24)
Что узнали, чему научились?
Урок обобщения и систематизации знаний
89 (25)
Наши проекты «Задачи-расчёты»
Урок - проект
Практические задачи с жизненным сюжетом
Уметь составлять задачи с жизненным сюжетом; проводить сбор информации, чтобы дополнять условие задачи с недостающими данными.
90 (26)
Контрольная работа по теме «Деление с остатком»
Контрольный урок
Контроль и учёт знаний
Уметь оценивать результаты освоения темы, анализировать свои действия и управлять ими.
Карточки с заданием
91 (27)
Анализ контрольной работы
Урок обобщения и систематизации знаний
Случаи деления, когда делитель больше делимого; приёмы нахождения частного и остатка; решение задач, уравнений.
Уметь выполнять деление с остатком и его проверку, когда в частном получается нуль (делимое меньше делителя).
Тема 4. Числа от 1 до 1 000. Нумерация.(13 часов)
92 (1)
Устная нумерация чисел в пределах 1000.
Урок изучения нового материала
Разряды счётных единиц.
Знать новую счётную единицу – 1000; как образуется число из сотен, десятков, единиц; названия этих чисел.
Уметь решать обратные задачи.
Электронное приложение
93 (2)
Устная нумерация чисел в пределах 1000.
Комбинированный урок
Образование и название трёхзначных чисел
Знать числа натурального ряда от 100 до 1000.
Уметь составлять уравнения, решать задачи с пропорциональными величинами, вычислять..
Электронное приложение
94 (3)
Устная нумерация в пределах 1000.
Комбинированный урок
Запись трёхзначных чисел
Знать десятичный состав трёхзначных чисел.
Уметь решать задачи, преобразовывать единицы.
Электронное приложение
95 (4)
Письменная нумерация чисел в пределах 1000.
Урок изучения нового материала
Натуральная последовательность трёхзначных чисел.
Уметь читать и записывать трёхзначные числа.
Знать десятичный состав трёхзначных чисел;
Электронное приложение
96 (5)
Увеличение, уменьшение чисел в 10, 100 раз.
Комбинированный урок
Увеличение, уменьшение чисел в 10, 100 раз; решение задач, уравнений
Знать приёмы увеличения и уменьшения натурального числа в 10, 100 раз.
Уметь решать задачи на кратное и разностное сравнение; читать и записывать трёхзначные числа.
97 (6)
Представление трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых
Комбинированный урок
Замена трёхзначного числа суммой разрядных слагаемых
Уметь заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых
Электронное приложение
98 (7)
Письменная нумерация в пределах 1000. Приёмы устных вычислений.
Комбинированный урок
Запись трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых; решение задач
Знать приёмы сложения и вычитания, основанные на знании разрядных слагаемых.
Уметь решать задачи, рассуждать.
99 (8)
Письменная нумерация в пределах 1000. Сравнение трёхзначных чисел.
Комбинированный урок
Запись трёхзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых; сравнение трёхзначных чисел; решение задач
Знать приёмы сравнения трёхзначных чисел.
Уметь решать задачи.
100 (9)
Письменная нумерация в пределах 1000.
Комбинированный урок
Письменная нумерация в пределах 1000; геометрический материал;
Уметь выделять количество сотен, десятков, единиц в числе; сравнивать, рассуждать.
101 (10)
Единицы массы. Грамм.
Урок изучения нового материала
Единица массы: грамм; решение задач и уравнений.
Знать новую единицу массы – грамм и соотношение между граммом и килограммом.
Уметь решать задачи, уравнения.
Электронное приложение
102, 103 (11,12)
Закрепление изученного материала
Урок обобщения и систематизации знаний
Письменная нумерация в пределах 1000; геометрический материал. Единица массы: грамм; решение задач и уравнений.
Знать единицу массы – грамм и соотношение между граммом и килограммом.
Уметь выделять количество сотен, десятков, единиц в числе; записывать, сравнивать, рассуждать.
104 (13)
Контрольная работа по теме «Нумерация»
Контрольный урок
Контроль и учёт знаний
Уметь оценивать результаты освоения темы, анализировать свои действия и управлять ими.
Карточки с заданием
Тема 5. Числа от 1 до 1 000. Сложение и вычитание. (10 часов)
105 (1)
Приёмы устных вычислений вида 450 + 30; 620 – 200
Комбинированный урок
Приёмы устных вычислений, в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Уметь выполнять устно вычисления, в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приёмы устных вычислений; сравнивать разные способы вычислений, выбирая удобный.
106 (2)
Приёмы устных вычислений вида 470 + 80; 560 – 90
Комбинированный урок
107 (3)
Приёмы устных вычислений вида 260 + 310; 670 – 140
Комбинированный урок
108-110
(4-6)
Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000.
Уметь применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000; контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях.
Использовать различные приемы проверки правильности
вычислений.
111 (7)
Виды треугольников
Комбинированный урок
Виды треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний
Уметь различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди последних — равносторонние) и называть их
112 (8)
Закрепление изученного материала.
Урок обобщения и систематизации знаний
Задания творческого и поискового характера: логические задачи и задачи повышенной трудности. Повторение пройденного материала.
Уметь решать задачи творческого и поискового характера; работать паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.
113 (9)
Что узнали, чему научились?
Урок обобщения и систематизации знаний
114 (10)
Контрольная работа
Контрольный урок
Контроль и учёт знаний
Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища.
Тема 6. Числа от 1 до 1 000. Умножение и деление. (12 часов)
115-117 (1-3)
Приёмы устных вычислений
Комбинированные уроки
Приемы устного умножения и деления
Уметь использовать различные приемы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный
118 (4)
Виды треугольников
Урок изучения нового материала
Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный
Уметь различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах.
Электронное приложение
119 -121 (5-7)
Прием письменного умножения на однозначное
число
Комбинированный урок
Алгоритм письменного умножения. Различные приемы проверки правильности
вычислений, в том числе и калькулятор.
Уметь применять алгоритмы письменного умножения и деления
многозначного числа на однозначное и выполнять эти
действия. Использовать различные приемы проверки правильности
вычислений, в том числе и калькулятор.
122-125
(8-11)
Прием письменного деления на однозначное число. Проверка деления.
Комбинированный урок
Алгоритмы письменного умножения и деления
многозначного числа на однозначное
126 (12)
Что узнали, чему научились?
Урок обобщения и систематизации знаний
Алгоритмы письменного умножения и деления
многозначного числа на однозначное; приемы проверки правильности
вычислений, в том числе и калькулятор.
Тема 7. Итоговое повторение. (9часов)
127 (1)
Повторение. Нумерация. Сложение и вычитание.
Урок повторения и систематизации знаний
Нумерация чисел; выражения на сложение и вычитание.
Уметь пользоваться устной и письменной нумерацией чисел; выполнять действия сложения и вычитания; сравнивать числа.
128 (2)
Повторение. Умножение и деление.
Урок повторения и систематизации знаний
Умножение и деление.
Уметь выполнять действия умножения и деления.
Знать таблицу умножения и деления.
129 (3)
Итоговая контрольная работа.
Контрольный урок
Контроль и учёт знаний
Уметь оценивать результаты освоения темы, анализировать свои действия и управлять ими.
Карточки с заданием
130-131 (4,5)
Повторение. Решение уравнений и задач.
Урок повторения и систематизации знаний
Решение задач и уравнений.
Уметь решать уравнения 50 – х = 18 + 25; задачи с изменёнными вопросами.
132-136 (6-9)
Повторение. Нумерация. Сложение и вычитание.
Урок повторения и систематизации знаний
Нумерация чисел; выражения на сложение и вычитание.
Уметь пользоваться устной и письменной нумерацией чисел; выполнять действия сложения и вычитания; сравнивать числа.