Тип урока: урок "открытия" нового знания.
Учебные задачи, направленные на развитие учащихся:
- в личностном направлении: развитие умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи; контролировать процесс и результат деятельности;
- в метапредметном направлении: формирование умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; развитие умения понимать сущность алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; умение работать в паре;
- в предметном направлении: формирование умения применять распределительное свойство умножения; развитие навыков устных и письменных вычислений.
Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная.
Техническое обеспечение: презентация по данной теме, подсказка "Помощник", карточки с текстами заданий.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Здравствуйте ребята!
"Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным" (Паскаль Блез).
Нам сегодня в этом помогут Незнайка и его друзья. Они к нам пришли на урок с прекрасным настроением. У Незнайки оно всегда хорошее, а у Знайки - хорошее потому, что он всегда все знает. А у вас, ребята, какое настроение? Отметьте его в тетрадочке по шкале "Настроение".
2. Актуализация знаний.
Задание 1: Незнайка решил заняться математикой.
Его задача распределить дроби по группам.
0,5; ; 4; 0, 25; ; 3,1; 8.
Он это сделал так:
1. десятичные дроби,
2. обыкновенные дроби.
Вопросы:
У вас тоже так? (Не совсем так).
А как? (Обыкновенные: а) правильные дроби, б) смешанные числа).
Какие действия мы умеем делать с дробями? (Складывать, вычитать, умножать...)
Задание 2:
а) Переведите десятичные дроби в обыкновенные.
б) Смешанное число представьте в виде суммы целой части и дробной части.
в) Представьте смешанное число в виде неправильной дроби.
3. Постановка учебной задачи.
Знайка и Незнайка решили посоревноваться.
Давайте и мы примем участие в соревновании. Выясним, кто из нас лучше всех считает.
Задание 3: Вычислите 1) * * * ;
2) * * 6 * .
Вопросы: Как вычисляли Незнайка и Знайка?
Как вычисляли вы?
Задание 4: Расшифруйте свойства умножения
и сделайте математическую запись этих свойств.
1. * = *
2. * ( * ) = ( * ) *
3. ( + ) * = * + *
4. ( - ) * = * - *
4. Открытие нового знания.
Задание 5: Найдите значение произведения:
.
Незнайка выполнил так:
2 * 7 = * 7 = = = 14 = 14
А Знайка так:
Вопросы: Кто из них решил правильно?
Каков конечный результат?
Что вы можете сказать о путях достижения результата в том и другом случае?
Алгоритм: 1. умножим целую часть на натуральное число;
2. умножим дробную часть на натуральное число;
3. сложим полученные результаты.
5. Первичное закрепление.
Работа в парах.
Задание 6:
Знайка предложил найти значение выражения, применив распределительное свойство:
Вам предлагается самостоятельно разобрать материал, который находится у каждого из вас на парте.
1 ряд: а) 6 * 4;
б) ( + ) * 16;
2 ряд: а) 9 * 2;
б) ( - ) * 15;
6. Включение в систему знаний и повторение.
Вопросы: Какие случаи применения распределительного свойства мы рассмотрели? Сколько их?
Первые три случая - это раскрытие скобок и четвертый - вынесение общего множителя за скобку.
Что же даёт нам применение распределительного свойства? (Вычисления делает более проще, делает их более красивыми, рациональными).
Задание 7: Выберите правильный ответ
Ответы: а) ; б) ; в) 31; г) .
Д/З: п.15, выучить правило; № 567; № 568(а, в, д); по желанию - придумать свои примеры на применение распределительного свойства умножения.
7. Рефлексия.
Ребята, урок подходит к завершению. Вспомним, чем мы занимались на уроке. С пользой ли для вас прошел урок.
Продолжи фразу. Сегодня на уроке : я повторил...
я научился...
я смог...
моё настроение...
У кого настроение стало лучше? Почему?
Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. До свидания.