Открытый урок в 6-м классе "Открытое акционерное общество" по теме «Применение распределительного свойства умножения»
Хозяинова Наталья Борисовна, учитель математики МБОУ»СОШ№1» г. Усинска Республики Коми
Цели:
Образовательная: показать применение распределительного свойства при умножении смешанного числа на натуральное число, обучать рациональным приемам счета; способствовать закреплению умений складывать, умножать, сокращать обыкновенные дроби, находить дробь от числа.
Развивающая: развивать навыки устного счета, интерес к изучаемому материалу на протяжении всего урока, активизируя работу учащихся за счет использования на уроке различных форм работы. Развивать логику мышления, навыки самостоятельной работы.
Воспитательная: через коллективно – творческий труд воспитывать чувство ответственности, собранности, сопереживания успехам своих одноклассников.
Тип урока: комбинированный урок
Вид урока: Урок - дидактическая игра.
Методы обучения: фронтальная работа, работа в парах и группах, самостоятельная работа.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока
1) Организационный момент. Добрый день уважаемые гости и ребята. Меня зовут Хозяинова Наталья Борисовна. Давайте улыбнёмся друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Я желаю всем нам успеха! Садитесь, пожалуйста.
2) Вступительное слово учителя.
Девизом нашего урока я взяла слова одного мудреца «Не для школы, а для жизни мы учимся». И предлагаю вам стать создателями Открытого акционерного общества, прямо на уроке,
А посвятим мы его, применению распределительного свойства к умножению смешанного числа на натуральное число, умению применять это свойство на практике, повторим правила умножения дробей и нахождения дроби от числа. Открытое акционерное общество (ОАО ) – это организация, созданная для заработка денег. Мы с вами сегодня откроем свое кафе. Для этого нам необходимо составить свой бизнес-план, т.е. план действий нашей компании. Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы открыть кафе?
Высказывание детей: найти помещение , придумать название, купить мебель , решить какое будет меню и т. д.
Учитель: Хорошо. Наш бизнес - план будет выглядеть так.
Бизнес- план:
Название кафе.
Помещение.
Ремонт помещения.
Покупка мебели.
Музыкальное оформление.
Меню.
Реклама.
3) Повторение пройденного материала. Устно.
1) Учитель: Чтобы узнать, как будет называться наше кафе, нам необходимо расшифровать значения в таблицы.
Вычислите (4)
Представьте смешанное число 4 1/9 в виде неправильной дроби. ( 37/9)
Срезали 15 цветов, (2 )/5 этих цветов завяло. Сколько срезанных цветов завяло? ( 6)
Найдите значение выражения: 20 ? ( 1/2+1/5 ). ( 14)
- Какое свойство вы применили? Сформулируйте распределительное свойство умножения относительно сложения?
4 6 37/9 14
сл тё ас на
Учитель: Составьте , из открывшегося набора букв слово. Какое слово у нас получилось? «Сластёна»
Учитель: Молодцы! Спасибо за старание.
2. Объяснение нового материала. Наше кафе называется «Сластена». Теперь необходимо построить здание, в котором будет находиться наше кафе. Чтобы здание стояло прочно, нужен крепкий фундамент. Давайте начнём его строить. Откроем тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа. Работать будем в парах. Помним, когда работаем в паре , мы слушаем мнение соседа, уважительно относимся к его ответу, если что-то не понятно спрашиваем у учителя. На каждой парте лежит лист с заданием. Я предлагаю вам выполнить умножение. Все вычисления проводите на листе с заданием. Приступаем к работе.
Задание : Выполните умножение : 2 3/20 ?4
Учитель : закончили работу. Какой результат, вы получили?
Высказывание детей: 8 ( 3)/( 5)
Учитель: Поднимите руку, кто получил такой же ответ? Кто может рассказать, как проводил вычисления?
23/20×4=(2×20+3)/20×4=43/20×4=(43×4)/20=43/5=83/5.
Учитель : Хорошо. Ребята, я хочу предложить вам своё решение.
2 3/20×4=(2+3/20)×4=2×4+3/20×4=8+3/5=83/5
Учитель: Скажите, как я проводила вычисления? Какой способ решения вам понравился больше ? Почему?
Высказывание детей: Ваш способ решения удобней , т . к. здесь меньше и проще вычисления.
Учитель: Проверим наше предположение ещё на одном примере.
Запишем в тетрадь: 3 2/7×7=( 3+2/7)×7=3×7+2/7×7=21+2=23.
Учитель: Скажите, есть ли что-то общее в решение этих примерах?
Высказывание детей: - есть
Учитель: О чем это говорит? Это говорит о том , что мы можем вывести алгоритм вычисления таких примеров. Давайте попробуем сформулировать этот алгоритм.
Высказывание детей: АЛГОРИТМ
Чтобы умножить смешанное число на натуральное число, можно
1.умножить целую часть на натуральное число
2.умножить дробную часть на натуральное число
3.полученные результаты сложить
Учитель : Давайте проверим наш алгоритм с алгоритмом , записанном в учебнике. Откройте стр.87. Прочитайте правило. Верно, ли мы составили алгоритм?
Высказывание детей: - Верно .
Учитель: Выполним по алгоритму умножение:
Запишем в тетрадь: 6 1/5×4=6×4+1/5×4=24+4/5=244/5.
Учитель: А теперь самостоятельно выполните умножение: 9 2/7×2=9×2+2/7×2=18+4/7=18 4/7
Учитель: Какой ответ вы получили? Верно. Молодцы! -
Домашнее задание. Дома вам нужно будет сделать такую же работу. Ваше домашнее задание находится в конверте, там же есть советы как его выполнить быстро и на «5». Найдите конверт, на котором написано « Домашнее задание» и положите его в дневник. Мы хорошо поработали , немного отдохнем.
3.Физкультминутка.
4.Повторение. Учитель : Продолжаем работать. У нас есть здание . Нам необходимо провести внутреннюю отделку.
Для этого нам нужно составить смету расходов. Решим задачу, с которой сталкиваются все, кто собирается делать ремонт.
Работать будем в группах. В каждой группе выберите прораба, который потом представит ваше решение . У каждой группы есть своя задача, которая записана на листе. Обращаю ваше внимание, на то, что условие в задачах во всех группах звучит одинаково. А вопрос к задаче звучит по-разному . Работать вы должны слаженно и быстро, учитывайте мнения одноклассников, если что-то не понятно спрашивайте . Ребята, те кто сидит за первой, третей партой повернитесь назад, так у нас образовались группы.
Ребята нам нужен ди-джей ,который решит вопрос музыкального оформления кафе. Кто желает быть ди-джеем? В группах выбираем прораба и приступаем к работе. А ди-джей выполняет своё задание .
Учитель: Закончили работу. Прорабы групп готовы к ответу. Молодцы! Проблема с ремонтом и даже с частичном приобретением мебели, решена.
5) В нашем кафе будет уютно, если в нем зазвучит музыка. Музыку нам обеспечил( ученик), ответив на вопросы по таблице «Дроби и ноты». Расскажи , какое задание ты выполнил для того ,что бы в нашем кафе зазвучала музыка?
Задание для ди-джея. Длительность звучания нот в музыке обозначается с помощью обыкновенных дробей. Когда ноты звучат друг за другом, то считается, что длительности их звучания складывается. По таблице « Дроби и ноты» проверь равенство: 13/16 = Ответ. Верно, т.к. 1/2+1/4+1/16=(8+4+1)/16= 13/16
Итак, в нашем кафе зазвучала музыка. Спасибо ди-джею.
Самостоятельная работа (5-7 минут) – карточки у учащихся лежат на партах.
Учитель : Теперь подумаем о том, что у нас будет в меню. Сейчас мы узнаем, кто из вас, что будет готовить для нашего кафе. Для каждого из вас на столе приготовлена карточка. Работать вы будете самостоятельно , но прежде чем приступить к работе вспомним алгоритм умножения смешанного числа на натуральное число.
Учитель: Молодцы! Мы определились с меню, распределили обязанности. Осталось сделать рекламу.
Учитель : А рекламу нашему кафе вы сделаете дома. Домашнее задание, которое у вас в конверте вы сделаете на листочках, сделаете рекламу нашему кафе. Скажите, как называлось наше кафе? Выполненное задание сложите в конверт, запечатайте и подпишите конверт.
Итог урока.Ребята, мы с вами выполнили все пункты бизнес-плана . для этого мы решали задачи, примеры в которых применяли алгоритм, чего? (умножения смешанного числа на натуральное число). Что это за алгоритм? (чтобы умножить смешанное число на натуральное ,можно 1),2),3))
Рефлексия . Ребята мне было приятно и интересно с вами работать. Я попрошу вас оценить свою деятельность на уроке, выбрав соответствующую сигнальную карточку из конверта №2. Поднимите карточку, которую вы выбрали. Спасибо .
- На этом мы заканчиваем наш урок.
- Спасибо за урок.