Просмотр содержимого документа
«Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Сидоровская школа» структурное подразделение «Лежская школа» Грязовецкого муниципального района Вологодской области
План-конспект интегрированного урока по физике и математике.
Тема « Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни»
Работу выполнил учитель физики и математики Смирнов Александр Николаевич.
д.Спасское
2018г
Интегрированный урок по математике и физике для 7 класса. Тема: Прямая пропорциональность в математике, физике и жизни
Цели:
Образовательные:
1.Ввести новое понятие «Прямая пропорциональность».
2.Формирование знаний и умений по расчёту пути и времени движения.
3.Формирование знаний и умений при проведении лабораторной работы : « Исследование связи массы вещества с его объемом».
4.Формирование навыков самоконтроля, умения применять правила в практической работе.
5.Закрепить основные методы и навыки техники построения и чтения графиков линейных функций.
6.Показать единство математики и физики через межпредметные связи.
Воспитывать взаимное доверие и уважение учащихся во время урока.
Оборудование:
1) Три тела , имеющие одинаковую плотность, но разные объемы, мензурка, весы с разновесом.
2)Компьютер, проектор.
Ход урока.
1.Оргмомент.
В окружающем нас мире происходят различные явления и процессы: физические, химические, экономические. Мы являемся свидетелями того, как одни переменные величины определяют значение других. Мы говорим в этом случае о зависимости этих переменных друг от друга.
2. Историческая справка. Мы рассматривали формулы площади прямоугольника S = ab, стоимости С = сm, пути S = vt. Хотя эти формулы связывают разные величины и записываются разными буквами, они очень похожи. Сегодня на уроке попытаемся понять эти зависимости.
3.Актуализация опорных знаний.
Повторим понятия равномерного и неравномерного движения.
Проведём блиц-опрос (раздаются листы самоконтроля, каждый ученик получит оценку в конце урока)
1.Движение, при котором тело в любые равные промежутки времени проходит равные пути, называется…(равномерным)
2.Пассажирский поезд за каждые 0,5 ч проходит расстояние 60 км,
за 15 мин.-30 км, за 1мин.-2км. Какое это движение? (равномерное)
3.Автомобиль за 0,5 ч проходит расстояние 30 км, причём за первые
15 мин.-20 км, а за последующие -10 км. Какое это движение? (неравномерное)
Изучение нового понятия.
Пример 1:Пусть ручка стоит 3р ( это цена). Тогда стоимость двух, трех и т.д. ручек можно рассчитать по формуле: СТОИМОСТЬ =ЦЕНА * КОЛИЧЕСТВО
Количество ручек, шт.
1
2
3
4
Стоимость, руб.
3
6
9
12
С увеличением количества ручек в несколько раз их стоимость увеличивается во столько же раз. Говорят, что стоимость покупки прямо пропорциональнаколичеству купленных ручек.
Пример2: Туристы идут со скоростью 7 км/ч. Пройденный путь будет зависеть только от времени движения t.
Время t ч
1
2
3
4
Путь s км
7
14
21
28
С увеличением времени движения в 2р, пройденный путь увеличивается в 2 р.
Путь = Скорость * время . Путьпрямо пропорционаленвремени движения
Таким образом, мы с вами подошли к новому понятию. Две величины называются прямо пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая увеличивается во столько же раз.
Формулу у=кх и называют формулой прямой пропорциональностью.
Две величины у и х называют прямо пропорциональными, если их отношение равно конкретному числу, отличному от нуля. Здесь у/х=к, это число к называют коэффициентом пропорциональности.
Многие реальные ситуации моделируются с помощью прямой пропорциональности. Например:
1.Стоимость у и число х батонов хлеба по цене 20 руб. за батон связаны зависимостью у=20х, это прямая пропорциональность, где к=20.
2.Обратимся к движению. От чего зависит путь? ( от скорости и времени движения). Но скорость при равномерном движении остаётся постоянной. Тогда от чего зависит путь? (от времени). Как, зная скорость и время движения, найти путь, пройденный телом? (S=vt) – это тоже прямая пропорциональность, где коэффициент пропорциональности v=s/t.
Проведем фронтальную лабораторную работу. Просмотр видео. Тема: « Исследование связи массы вещества с его объемом».
Цель: Показать на опыте, что масса тела прямо пропорциональна его объему, если плотность тела остается постоянной. Приборы и материала: Три тела , имеющие одинаковую плотность, но разные объемы, мензурка, весы с разновесом.
Ход работы 1. Оформите таблицу
№
Плотность тела
( г/см3)
Объем тела (см3)
Мааса тела(г)
1
2,7
2
2,7
3
2,7
2. Измерить с помощью мензурки объем трех раз тел, имеющих одинаковую плотность.
3. Вычислить по формуле массу тела: m =ρ*V, где ρ = 2,7 г/см3
4. Сделайте вывод: как масса зависит от объема?
Закрепление:
Задача. Какую массу имеет вода объемом 0,5м3?
Дано: Решение По формуле m =ρ*V , вычислите массу воды ρ=1000 кг/м3 V = 0,5 м3 Подставим данные в формулу m=? Ответ:
Задача.
В уравнении S=3t что означает цифра 3? (скорость) . Найдите путь, пройденный за 4 секунды? Задания из учебника № 159(а),160(а) Рабочая тетрадь: 37. Расход бензина легкового автомобиля составляет 0,1л/км. Пользуясь формулой V=ps, где V – объем израсходованного бензина, где s- пройденное расстояние, заполните таблицу.
S, км
100
150
200
350
400
500
V, л
Учитель собирает листы самоконтроля
В конце урока хотелось бы обратиться к народной мудрости. Как известно, пословицы – это отражение устойчивых закономерностей, выверенных многовековым опытом народа. Некоторые пословицы иллюстрируют характерные свойства зависимостей Например:
«Чем дальше в лес, тем больше дров»
«Как аукнется, так и откликнется»
«Что посеешь, то пожнёшь»
«Тише едешь, дальше будешь»
Домашнее задание: №159(б),160(б)
1.Придумать задачу из жизни, где применяется прямая пропорциональность.
2.Найти пословицы и поговорки, иллюстрирующие прямую пропорциональность.
«Сборник вопросов и задач по физике», Профильная школа. — СПб.: ООО «СТП Школа», 2005.
4.Л. А. Горлова. Интегрированные уроки физики. 7-11 классы
Серия: Мастерская учителя физики. Издательство: ВАКО, 2009 г.
Задача
Замечание (межпредметные связи математики, физики и информатики)
1
Просмотр презентации «Прямая пропорциональность»
Использование ИКТ на уроке математики. Связь с информатикой.
2
Использование формул пути S = vt. и плотности ρ =m/V
Связь математики и физики. Прямая пропорциональность
3
1.Движение, при котором тело в любые равные промежутки времени проходит равные пути, называется…(равномерным)
2.Пассажирский поезд за каждые 0,5 ч проходит расстояние 60 км,
за 15 мин.-30 км, за 1мин.-2км. Какое это движение? (равномерное)
3.Автомобиль за 0,5 ч проходит расстояние 30 км, причём за первые
15 мин.-20 км, а за последующие -10 км. Какое это движение? (неравномерное)
Связь математики и физики. Повторение равномерного прямолинейного движения.
4
Туристы идут со скоростью 7 км/ч. Пройденный путь будет зависеть только от времени движения t.
Время t ч
1
2
3
4
Путь s км
7
14
21
28
Связь математики и физики. Повторение равномерного прямолинейного движения. Прямая пропорциональность.
5
Фронтальная лабораторная работа. Просмотр видео. Тема: « Исследование связи массы вещества с его объемом».
Просмотр видео. Использование ИКТ. Связь с информатикой. Выяснение зависимости массы от объема, проведение лабораторной работы –связь с физикой.
6
Задача. Какую массу имеет вода объемом 0,5м3?
Формулы для вычисления массы, решение расчетной задачи.
7
Расход бензина легкового автомобиля составляет 0,1л/км. Пользуясь формулой V=ps, где V – объем израсходованного бензина, где s- пройденное расстояние, заполните таблицу.
Решение задачи из рабочей тетради на расход топлива. Равномерное прямолинейное движение.